Европейская философия Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 02:36, контрольная работа

Описание

Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В разработке своей философии он опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие между схоластикой и методологическим основанием развивающегося естествознания. Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился родоначальником другого направления, а именно эмпиризма, требующего исходить из опыта.

Содержание

1.Философия Нового времени XVII
• Особенности и основные проблемы философии Нового времени - как филосо¬фии естествознания и познания.
• Ф.Бэкон - родоначальник эмпиризма и индукции "Идолы разума"
• Европейский рационализм. Р.Декарт. В.Лейбниц. "Теория врожденных идей". "Монадология".
• Английский идеализм и агностицизм.
2. Философия эпохи Просвещения 18 века.
• Просвещение. Основные этапы. Политические и просветительские идеалы эпо¬хи.
• Философия французских материалистов - энциклопедистов
3. Философия И.Канта
• "Докритический период " в философии И.Канта. Натурфилософия.
• " Критический период" в философии И.Канта " Критика чистого разума". «Вещь в себе". Агностицизм.
• "Критика практического разума" И.Канта . Категорический императив.
4. Философская система объективного идеализма Гегеля.
• Учение о развитии "Абсолютной идеи". Логика.
• "Философия природы"
• "Философия духа" , "Философия истории"
• Диалектика и ее законы.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
• Критика философии Гегеля.
• "Сущность христианства"
• Антропологический материализм.
• Нравственный идеал "разумного эгоизма".

Работа состоит из  1 файл

Европейская фимлософия Нового времени.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)
fy">      По  отношению к науке необходим  строгий и рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что и позволит человеку осуществлять посредством научных достижений свое господство над природой.

      В основании нового метода мышления лежит  Разум, в его внутреннем первоистоке, в той точке, из которой растет он сам и которая поэтому обладает наивысшей достоверностью. Эта точка - самосознание.  "Мыслю, следовательно, существую" - вот формула, выражающая сущность самосознания.

      Соответственно  из этого вытекает положение о  верховенстве разумного, умопостигаемого  способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления.

      Не  без полемики со средневековой культурой  Декарт требует положить в основу философского мышления именно принцип  очевидности, или непосредственной достоверности. Декарт строит теорию истины, которая базируется на субъектно-объектной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоит не просто человек, личность, но гносеологический субъект как особая, субъектная реальность. Декарт глубоко убежден, что на истину "натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ", - это классическая формулировка принципа субъективной достоверности, с которой начинается новая философия и новая наука.

      Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно, она должна обладать и наиболее достоверным научным методом, выступая в качестве своеобразной «универсальной математики».

      Однако  неправильно было бы думать, что свою критику традиционной философии и теологии Декарт и начинает строить абсолютно с нуля. В действительности его собственное мышление оказывается глубоко укорененным в традиции, в рамках которой он получил свое философское образование.  Отбрасывая одни аспекты средневекового мышления, Декарт, однако, опирается на другие.

      Так, несовершенство человека, согласно Декарту, прежде всего сказывается в его  способности к заблуждению. Источником заблуждения, служит не разум, а воля (злоупотребление волей), ибо она побуждает человека высказывать суждения там, где разум еще не имеет ясных идей. Здесь Декарт воспроизводит рассуждение средневековых теологов: так, в частности, Ансельм Кентерберийский высказывает такие же соображения о свободе воли как источнике заблуждения и греха.

      На  основании принципа "мыслю, следовательно, существую" Декарт развивает учение о субстанциях, без которого невозможным  было бы применение его метода к  познанию природы. Субстанция – это  некоторая реальная основа конкретного  мира, проявляющаяся в различных формах существования предметов и явлений.  Сотворенный мир разделяется Декартом на два вида субстанций, лежащих в его основе: духовную и материальную.

      Духовная  субстанция - неделима, вечна, фактически это — мышление, от которого производны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления,— чувства, воображение, и др. 

        Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее  производны модусы протяжения  — геометрические и физические  свойства мира. Материя - только одна, и она составляет основу единства мира. Декарт здесь формулирует понятие материи, которое легло в основу науки нового времени. Это понятие, постепенно сформировавшееся к 17 в., радикально отличается от того, что существовало в античности и в средние века. В частности в античности материя мыслилась как возможность, которая сама по себе, без определяющей ее формы, есть ничто. Что же касается Декарта, то у него материя сама по себе уже одна, а это значит, что она не есть просто возможность, а есть действительность, которая носит название субстанции, т.е. того, что может существовать само по себе, не нуждаясь ни в чем другом.   

3. Немецкая классическая философия.  Философия И.Канта 

   Понятие «немецкая классическая философия», введенное Ф. Энгельсом и утвердившееся в научных работах, обозначает ту линию в развитии  новоевропейской мысли второй половины XVIII в.— первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами 
преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха нашли выражение наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее место в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля 
и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее, прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии. Не свободные от существенных ограниченностей диалектические новации немецкой классической философии оказались включенными в острейшую конфронтацию идеализма, прошедшего путь от кантовского «трансцендентального идеализма» до гегелевского 
«абсолютного идеализма», с материализмом. В ходе этой конфронтации, которая длительное время выглядела как победоносная для идеализма, последний существенно обновился и сделался значительно более 
содержательным, чем прежде. Это явилось мощным стимулом для соответствующего обновления и дальнейшего развития материализма. К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного факта, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос, и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.

   Немецкая  классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально 
ограниченным. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения произошла имевшая мировой резонанс Великая французская революция (1789—1794). Она потрясла соседние феодальные государства главным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815 г. вела сначала революционная, а затем наполеоновская Франция с коалициями противостоящих ей государств, 
включая немецкие. Последовавший за этим период 
большей или меньшей реставрации феодально-монархических режимов сменился (после происшедшей в июле 1830 г. во Франции революции) примерно двумя десятилетиями вызревания условий для целой серии буржуазно-демократических революций, которые в 1848—1849 гг. прокатились по ряду европейских стран, в том числе и по германским государствам; 
причем в некоторых странах имели место первые 
выступления революционного пролетариата.

   Революционные перемены происходили и в естествознании, в котором механика утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. К концу VIII в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX в. появились такие вызвавшие огромный интерес философов новые, немеханические отрасли физики, как 
учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала 
совокупность биологических дисциплин, все более продвигавшихся к созданию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения.

   Происходила острейшая борьба свободомыслия  с 
религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвещения, а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы.

   В рассматриваемую бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась в различных сферах общественного бытия и общественного сознания отчетливее, чем когда бы то ни 
было прежде, и поиск адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленными к этому немецкими философами увенчивался успешным продвижением по пути разработки диалектического 
способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслите- 
лей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развитию немецкой философской мысли.

   Само  это развитие представляло собой  своего рода 
философскую революцию, о которой можно говорить, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель, 
и Фейербах вносили своими учениями1 радикальные новации в развитие философской мысли: каждое из них диалектически, т. е. с сохранением определенной преемственности, отрицало предшествующее. Немаловажно, что все названные мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей 
в Германии лейбнице-вольфианской «метафизики», полагал, что он вместе с тем совершает «коперниканскую революцию» по отношению к всей предшествующей философии. Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном марксизмом, революционный характер немецкой классической философии состоял в том, что ее учениями 
было разработано диалектическое мировоззрение и созданы предпосылки для соответствующего его сути материалистического преобразования. В ходе этого 
преобразования, начатого К. Марксом и Ф. Энгельсом 
в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основополагающими работами Фейербаха, раскрывались революционные потенции гегелевской диалектики, в которой диалектическая мысль немецкой классической философии достигла своей кульминации. С учетом всего этого Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что «в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту»—революции 1848 — 1849 гг. Начало этой философской революции положил И. Кант.

        Канта принято называть   «основоположником   немецкой   классической философии».   Действительно,   почти   все   виды   классического   и современного   философствования,   так   или    иначе,   восходят   к творчеству   этого    мыслителя.    Его    труды    положили    начало знаменательной  традиции   в  европейском  духовном   развитии. Суть ее состоит  в том,   что  каждый  дальнейший   шаг  вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Иммануил Кант основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли. 

      Основной   смысл   философии   Канта составляет   ее   гуманистическое  призвание. Для  него  высшее  назначение философии – это ее   постоянная   забота   и   вечная   судьба,   которая заключается   в  том,   чтобы   способствовать   интеллектуальному и нравственному  самоопределению личности.   Проблема   человека занимает центральное место в философии Канта.  Именно в человеке лежит то «изначально синтетическое единство». «Если существует наука, действительно  нужная  человеку, говорит Кант,    то

это та,  которой  я  учу,    а   именно  подобающим  образом  занять  указанное  человеку  место  в  мире  и из   которой   можно   научиться тому,   каким   надо   быть,   чтобы быть человеком». Величие  Канта   в том,  что в трансцендентальной  логике он   вопреки   всем тенденциям   своей   эпохи   поставил   задачу изучения  источников и развития  знания,  хотя   и  ограничил  ее исследованиями    только априорного   знания,    коренящегося   в самом   рассудке   и   разуме. Важнейшие   проблемы   философии Канта:   гносеология,   учение  о государстве   и   праве,   эстетические взгляды и учения о вечном мире. 

Основные  философские идеи И.Канта

Развитие кантовской философии может быть разделено на два периода: докритический и критический.                            

Ранние  взгляды. Физико-астрологические  исследования

   В первый период творчества Кант создал «небулярную» космогоническую теорию, основные моменты которой таковы: солнечная система возникла и  развивалась из первоначального  диффузного облака материи на основе законов притяжения и отталкивания. В противовес спиритуалистической монадологии 
Лейбница Кант обосновывает «физическую монадологию», в которой под монадой понимается не «духовный атом», а существующий в пространстве физический элемент тела, т. е. материальный атом. Вместе 
с тем Кант материалистически переосмысливает силы, 
которые Лейбниц рассматривал как проявления духовной активности монад. Согласно Канту, силы присуши именно физическим монадам, простейшим материальным элементам тел как таковым. Сущностные 
силы физической монады Кант наполняет физическим 
же смыслом: это силы притяжения, известные из ньютоновской физики, и силы отталкивания, трактовка которых как столь же фундаментальных для материи 
является кантовской новацией, имеющей глубокий 
диалектический смысл. По Канту, каждой материальной частице-монаде одновременно присущи противоположные силы отталкивания (непроницаемости, упругости) и притяжения. Протяженность материальных 
элементов и сложных тел рассматривается им как результат совокупного действия этих двух сил.

   Вершиной  философского учения Канта о природе 
является космогоническая гипотеза, изложенная в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Заметим, что во второй половине 40-х — начале 50-х годов французские (Мопертюи, Бюффон) 
и английские (Брэдли, Райт) естествоиспытатели выдвинули ряд космогонических гипотез, знакомство с которыми стимулировало аналогичные размышления Канта, который видел в этом выражение стремления немцев «к соревнованию с другими народами на 
поприще наук». Но несомненно, что из 
всех космогонических гипотез этого времени кантовская является самой масштабной и основательно разработанной. Вместе с тем в ней наиболее глубоко и четко выражен диалектический взгляд на вселенную. 
Начав с размышлений о том, какие изменения со 
времени возникновения Земли претерпело ее вращение 
вокруг своей оси и насколько она «постарела» с физической точки зрения, Кант вскоре создал глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров 
во вселенной.

Информация о работе Европейская философия Нового времени