Духовное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание

Социальная философия исходит из того, что духовную сферу общества составляют духовная жизнь, духовное производство, духовная культура и общественное сознание.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
а) понятие духовного производства
б) институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)
в) роль идеологии в духовном производстве
III. Заключение

Работа состоит из  1 файл

контроша по философии 4.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)
ustify">     В доклассовый же период истории то, что обычно называют «первобытным искусством», искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т. д.

     Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий.

     Искусство, как и другие  виды духовного производства, создает свой, особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления – все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир  художественного  вымысла, который порой бывает убедительнее самой действительности.13

     Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

     Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.14

     Не менее важную роль в производстве духовных ценностей играет и идеология, которая представляет собой систему взглядов, теоретических концепций, существующих в данном обществе, включающую в себя общечеловеческое, классовое, национальное, социально-групповое начало. Как специфическая форма социального познания идеология включает в себя такие проблемы как: место и роль ее в общественных отношениях, особенности функционирования ее в различных социально-экономических структурах, познавательные и социальные функции, ее внутренние закономерности развития и механизмы действия, специфику преломления ее в практическом сознании и в таких сложных общественных явлениях, как мораль, политика, искусство, право и др. Являясь теоретическим сознанием классов, наций и других социальных групп, она выражает их интересы, потребности.15

     Идеология – это не только теоретическая система понятий, идеалов, но и система функционирования идей в общественной практике. Поэтому она не сводится к теоретическому познанию, а включает задачу сделать собственное содержание достоянием массового сознания, выполняя теоретико-познавательную, ориентирующую и организующую функции. Структурными компонентами идеологии являются не только теоретические знания, но и знания, полученные на основе конкретного опыта людей, здравого рассудка, т.е. практические знания, которые могут быть разнообразными: от проблем экологии, войны и мира до цен на продукты и товары первой необходимости.

     Повседневная жизнь формирует у личности свои убеждения и ценности. Идеология лежит в основе убеждений, которые имеют как общие, так и специфические черты, в основе различий которых лежат возрастные особенности, степень доказательности, обобщенности, конкретности, последовательности и принципиальности в оценках, соответствия слова и дела, искренности, соответствия выдвигаемых принципов и лозунгов реальным условиям жизнедеятельности, недопустимость отождествления сущего и должного, не только констатация тех или иных трудностей, но и раскрытие их причин как объективного, так и субъективного порядка. Как бы то ни было, суть формирования убеждений заключается в его результатах, в практических делах. Недостаточно заучить слова, даже мысли и чувства, в них заключенные, надо, чтобы они стали внутренне определяющими личность. Одним словом можно сказать, что главное в идеологии то, что она отражает суть какого-то интереса, является духовным средством его реализации. И до тех пор, пока у группы, общности, человечества есть какие-то интересы, есть необходимость их реализации, – будет всегда существовать идеология.16

     Из всего вышеизложенного, четко следует, что важнейшую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся новые идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности, так или иначе, позволяют анализировать многие стороны духовной жизни, которые служат не только характеристикой стабильных положений внутренних состояний социума, но и выходят на уровень гармонии с экосистемой.

Список  использованной литературы

  1. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и  потребление / С.Ф. Анисимов. – М.: Мысль, 1988. – 253 с.
  2. Барулин В. С. Социальная философия: учебник для вузов / В. С. Барулин. – М.: Фаир-Пресс, 2000г. – 200с.
  3. Ведение в философию: Учеб. пособие для вузов / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Борзенков В.Г. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2008г. – 623 с.
  4. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985г. – № 9. с. 95.
  5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. – М.: Академический Проект, 2001г. – 314 с.
  6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: Владос, 1998г. – 352 с.
  7. Философия: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам – («Конспект лекций. В помощь студенту») / Якушев  А.В. – М.: А-Приор, 2009г. – 240 с.
  8. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. Миронова В.В. – М.: Норма, 2005г. – 928 с.
  9. Философия: учебник / Л. Е.  Балашов – 2-я редакция, с изменениями и дополнениями – М.: Дашков и К, 2005г. –  672 с.
  10. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. –  7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001г. – 719 с.

Информация о работе Духовное производство