Человек в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:39, реферат

Описание

В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие трансформации и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и реорганизации, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра вопросы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся ветхие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не вынесшие испытания социальной практикой и временем.

Содержание

Человек в информационном обществе..........................................................…..2

Работа состоит из  1 файл

Человек в информационном обществе.rtf

— 147.51 Кб (Скачать документ)

 


                                               СОДЕРЖАНИЕ                                                   стр.

 

 

  1. Человек в информационном обществе..........................................................…..2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Человек в информационном обществе

 

              И все же, сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и исполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком. То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с представлением общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир заселен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, трудятся на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, владеют властью или противятся ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах. При всей этой обыденной заземленности и каждодневности жизни человеку присуще свое бытие - бытие, погруженное в бытие мира, образующее часть последнего, и притом особую часть, способную, быть может, подействовать на целое. Какие бы узкие, сиюминутные цели не определял перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям присущи стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности. Поэтому на вопрос, каков же человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь единственный ответ: человек многообразен. Но при этом радикально отличается от всех других созданий на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же разнится человек от всего живого? Прежде всего, умом, технологичностью деятельности, влечением к творчеству и свободе. Это четыре колоссальных фундаментальных признака человека. Животные не владеют знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода полагает принятие и осуществление решений со знанием дела. Они производят и передают информацию, но далеко не каждая информация разумна. Животные преобразуют мир, но это изменение не опирается на технику и технологию и не носит творческого характера. Фундаментальные особенности человека возносят его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда применяет свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом. Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального увеличения этих фундаментальных особенностей человека, для их употребления в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и использования, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей. Амбиций, этнических обычаев и предрассудков, во власти которых находится современный человек. Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, послужить добру и злу. Человек обязан сделать особый , сверхдетерминирующий выбор,  сформированный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней отрицательных последствий, а также конструктивных, положительных возможностей.

Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество . Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он в конце концов сумел стать его властелином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень отдаленной, стала сейчас уже действительностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Погибает Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не устранена, а вместе с тем на человечество уже наступают новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и  политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие трансформации и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и реорганизации, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра вопросы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся ветхие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не вынесшие испытания социальной практикой и временем.

В этих условиях человек не только вправе, но и должен задуматься над тем, что обозначает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

Однако есть и вполне определённые положительные стороны. Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невыполнимо в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только примыкает к уже существующей системе отношений - общественных, экономических, культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере благополучным, мы - каждый из нас- несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий - как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы приобретем шанс стать более значимыми, менее “винтиками” в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций. Мы не только приобретем возможность точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта самая машина должна будет учитывать мнение каждого из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё донести - и неискажённым. Станет технически осуществимым метод правления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет допустимым общественный договор в буквальном понимании - достижение компромисса между всеми мнениями без исключения. Таким образом, абсолютно снимается проблема меньшинства, чьё мнение фактически не учитывается при чисто арифметическом методе решения большинством голосов.

Кроме того, информационная технология ведет к формированию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого разума, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не обозначает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного разума появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) крушению с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война? Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество наконец постигло необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными результатами информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение отрицательных последствий окажется уже невозможным.

Представим себе человека, только что перенесшего нелегкую операцию, которому врач, наблюдающий за выздоровлением, говорит: сначала попробуем стародедовские методы, знакомые еще Геродоту. Это как-то понадежнее и обследовано всем мировым опытом, а уж если не поможет, займемся переливанием крови и введем современные антибиотики. Но опыт бывает двух видов - положительный и отрицательный. Отрицательный опыт может отправить человека на тот свет задолго до того, как будут задействованы современные, прогрессивные медицинские средства. То же самое можно произнести и об обществе и о человеке. Там, где социальные и человеческие проблемы достигают наибольшей остроты, использование самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее действенным. Но это использование должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на истинную и глубокую философию человека, философию разума, философию прогресса.

 

 


Информация о работе Человек в информационном обществе