Человек и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание

Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 – ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.). «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Работа состоит из  1 файл

Человек и сознание!!!!!!!!!.docx

— 14.73 Кб (Скачать документ)

Человек и сознание – вот тема, которая входит в  греческую философию вместе с  софистами (софисты – учителя  мудрости). Наиболее известными среди  них были Протагор (ок. 485 – ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.). «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

 

Они углубляют критическое  отношение ко всему, что для человека оказывается предметом подражания или веры. Требуют проверки всякого  бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения.

 

Софистика выступала  против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его  законности. Софисты подвергали критике  основания старой цивилизации.

 

Право на существование  получало только такое содержание сознания, которое было обосновано, доказано им. Тем самым индивид становился судьей над всем, что раньше индивидуального  суда не допускало.

 

Софистов справедливо  называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли  философские учения прошлого, сколько  популяризировали знание, распространяя  в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено  к тому времени философией и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение.

 

При такой практически-политической направленности интереса философские  проблемы природы отступили на задний план; в центре внимания оказались  человек и его психология: искусство  убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. То, что  доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и  дурного становятся здесь чувственные  склонности индивида.

 

Аналогично и  в теории познания софисты ориентируются  на индивида, объявляя его – со всеми  его особенностями – субъектом  познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется  горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

 

Как видим, если критерием  истины объявить индивида, а точнее, его органы чувств, то последним  словом теории познания будет релятивизм (провозглашение относительности знания), субъективизм, скептицизм, считающий  объективную истину невозможной.

 

Принципу, выдвинутому  элеатами – мир мнения реально  не существует, – софисты противопоставляли  обратный: только мир мнения и существует, бытие – это не что иное, как  изменчивый чувственный мир, каким  он явлен индивидуальному восприятию.

 

Сократ

 

Афинский философ  Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик;дал толчок к развитию объективного идеализма.

 

Основной философский  интерес Сократа  – что такое  человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» –  любимое изречение Сократа.

 

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с  индивидом, носителем сознания, в  весьма сложных отношениях. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над  первым. Эта высшая инстанция именуется  разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов).

 

В беседах С. обращает внимание над познанием сути добродетели: сдержанность, мужество, справедливость. Познание сути добродетели есть предпосылка  к нравственной жизни. Истинная нравственность помогает ч.достичь  блаженства и  жизненного счастья.Добродетели чел-к приобретает путем познания и самопознания.

 

Знание – выявление  общего (единого)для целого ряда вещей. Получить знание о предмете – это значит сформировать определение понятия предмета. Для этих целей служит метод диалектики. Суть: путем последовательных вопросов заставить собеседника обнаружить собственные противоречия, провести индуктивный анализ частных случаев и вывести общую дефиницию для всех явлений.

 

Изречение «Знаю,что ничего не знаю» указывает на необходимость глубокого самопознания. В ??этики нужно прислушиваться к внутреннему голосу – даймониону, кот явл гарантией подлинной истины. Даймонион имеет божественное происхождение.

 

Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно  – таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь  с заблуждением, с ошибкой, а никто  не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание – источник нравственного совершенства.

 

В глазах большинства  афинских граждан, Сократ мало отличался  от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные  культы. Сократа обвинили в том, что  он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что  он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили  на суде к смертной казни.


Информация о работе Человек и сознание