Человек и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии

Работа состоит из  1 файл

ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУЩНОСТЬ.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

       В концепциях русских религиозных  философов антропологическая проблематика  занимает центральное место. Это  особенно относится к периоду  развития русской философии, начиная  с Ф.М. Достоевского, являющегося  мыслителем экзистенциального склада  и внесшего в развитие этого  направления значительный вклад.  И хотя представители этого  направления постоянно обращаются  к Богу, однако в центре их  внимания находится человек, его  предназначение и судьба. Слова  Бердяева о Достоевском: «Его  мысль занята антропологией, а  не теологией», можно отнести  ко многим представителям русской  религиозной философии.

       В основе учения о человеке  в русской религиозной философии  находится вопрос о природе  и сущности человека. Его решение  часто видится на пути дуализма  души и тела, свободы и необходимости,  добра и зла, божественного  и земного. Так, антропологические  взгляды Достоевского зиждятся  на той предпосылке, что человек  в своей глубинной сущности  содержит два полярных начала  — бога и дьявола, добро  и зло, которые проявляются  особенно сильно, когда человек  «отпущен на свободу».

       Это трагическое противоречие  двух начал в человеке лежит  и в основе философской антропологии  Вл. Соловьева.

       Человек, — пишет он, — совмещает  в себе всевозможные противоположности,  которые все сводятся к одной  великой противоположности между  безусловным и условным, между  абсолютною и вечною сущностью  и преходящим явлением или  видимостью. Человек есть вместе  и божество и ничтожество.

       В не меньшей степени эта  проблема души и тела отражена  и в философии Н.А. Бердяева, который отмечает: Человек есть  микрокосм и микротеос. Он сотворен  по образу и подобию Бога. Но  в то же самое время человек  есть существо природное и  ограниченное. В человеке есть  двойственность: человек есть точка  пересечения двух миров, он  отражает в себе мир высший  и мир низший... В качестве существа  плотского он связан со всем  круговоротом мировой жизни, как  существо духовное он связан  с миром духовным и с Богом».

       В силу этой изначальной раздвоенности  и дуализма человека его судьба  оказывается трагичной по самой  своей сути.

       Весь трагизм жизни, — пишет  Бердяев, — происходит от столкновения  конечного и бесконечного, временного  и вечного, от несоответствия  между человеком, как духовным  существом, и человеком, как  природным существом, живущим  в природном мире.

       С точки зрения представителей  этого направления, главное для  человека имеет духовная, божественная  субстанция, а подлинный смысл  человека и его существования  заключается в том, чтобы соединить  человека с Богом. В русской  религиозной философии вопрос  о человеке органически превращается  в божественный вопрос, а вопрос  о Боге — в человеческий. Человек  раскрывает свою подлинную сущность  в Боге, а Бог проявляется в  человеке. Отсюда одна из центральных  проблем этого направления —  проблема богочеловека, или сверхчеловека.  В отличие от концепции Ницше,  у которого сверхчеловек —  это человекобог, в русской  философии сверхчеловек — это  богочеловек. Ее антропология  носит сугубо гуманистический  характер, утверждая превосходство  добра над злом и бога над  дьяволом. 
 
 
 

2. Биологическое и социальное в человеке. Бессознательное и сознательное, индивидуальное и общественное в человеке 

2.1.  Биологическое и социальное в развитии человека 

2.1.1. Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода 

     Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода

 Первый вопрос, который в связи с этим возникает:  продолжается ли биологическая  эволюция человека после возникновения  30—40 тыс. лет назад Homo sapiens? Другими  словами, как культурная организация  жизни людей, включая способы  производства, развитие трудовой  деятельности, образ жизни и т.  д., могла влиять на биологическую  эволюцию человека и влияла  ли она на нее вообще?

       Строго говоря, эволюция человека  происходит на всем протяжении  его существования. Но она относится  к социальной стороне его жизни.  Что же касается биологической  эволюции человека, то с тех  пор как он выделился из  животного мира, она перестала  иметь, по крайней мере, решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровня смертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отбор по сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать и о многих других болезнях.

       Сегодня наблюдается очень медленный  темп генетических изменений,  производимых отбором, и вместе  с тем большое генетическое  сходство между различными человеческими  группами. С другой стороны, имеется  огромное разнообразие человеческих  культур и образов жизней, очень  быстрый рост социальных изменений,  свидетельствующих о происходящей  культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью  говорить о ведущей роли культуры  в эволюции Homo sapiens. Политические, экономические  и социальные изменения во  многих странах, связанные с  улучшением жизни людей, прямо  влияют на состояние их здоровья  и, следовательно, на уменьшение  зависимости человека от естественного  отбора. У человека роль естественного  отбора заключается в сохранении  генофонда, в сдерживании мутаций,  отрицательно влияющих на его  здоровье.

 Но меняется  ли вместе с социальным обликом  человека и его биологическая  природа, его физический облик,  его умственные способности? Становятся  ли новые поколения людей более  развитыми в физическом и умственном  плане?

       Прежде всего, о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этих странах средняя продолжительность достигла 75—78 лет, т.е. приближается, по данным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homo sapiens — 80—90 лет.

       Теперь обратимся к вопросу  о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории  о наследственном здоровье человека  и путях его улучшения) английский  психолог и антрополог Фрэнсис  Гальтон (1822—1911) был убежден в  том, что интеллект современного  человека снижается. По его  мнению, представители низших классов  обладают более низким коэффициентом  интеллектуальности — IQ. В то  же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ.

       К тому же у человека нет  прямой зависимости между величиной  мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно  маленький мозг среди одаренных  людей имел известный французский  писатель Анатоль Франс. У него  размер мозга не превышал 1000 куб.  см. Большой объем мозга имел  И.С. Тургенев — 2012 куб. см. Но  вряд ли кто возьмется сравнивать  их способности и тем более  ставить последние в зависимость  от объема мозга.

       Современные биологи и антропологи  полагают, что процесс биологической  эволюции человека как вида, т.е.  процесс видообразования человека, прекратился со времени образования  Homo sapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.

       С возникновением человека и  общества генетическая информация  утрачивает свое главенствующее  значение в жизнедеятельности  вида человек. Она заменяется  социальной информацией, развитие  которой «определяется уже не  столько естественным отбором  наиболее умелых и одаренных,  сколько социальными факторами,  которым подчиняется и общебиологический  процесс».

       При ответе на вопрос, какое  будущее ожидает человечество  с точки зрения развития вида, иногда высказывается мнение, что  все виды животных и растений  постепенно вымрут вследствие  деградации генома (генетической  программы развития). По мнению  большинства ученых, самая главная  опасность состоит не в старении  вида, а в опасности все большего  загрязнения биосферы различного  рода отходами, повышении уровня  радиации в связи с авариями, в увеличении мутационной опасности  химических загрязнителей и т.  п. Достаточно отметить, что в  России в конце прошлого столетия  уровень рождаемости детей с  генетическими отклонениями достиг 17 процентов. Все более увеличивается  число людей, страдающих слабоумием (олигофренией), имеющим генетическое  происхождение. Все это свидетельствует  о том, что главная опасность  и угроза дальнейшему существованию  человека — в нашей собственной  культуре, а не в мифическом  старении вида или каких-либо  других биологических факторах. 

2.1.2. Биологическое и социальное в онтогенезе человека. 

       Рассмотрим соотношение биологических  и социальных факторов в индивидуальном  развитии человека, или в его  онтогенезе. В современной литературе  по вопросу о роли социальных  и биологических факторов в  индивидуальном развитии человека  существуют два различных подхода  к решению проблемы. Одни авторы  утверждают, что развитие человека  целиком обусловлено генами, абсолютизируя,  таким образом, биологический  фактор. Это направление называется  панбиологизм. Вторая точка зрения  состоит в том, что все люди  рождаются с одинаковыми генетическими  задатками, а главную роль в  развитии их способностей играют  воспитание и образование. Эта  концепция получила название  пансоциологизм.

       Рассматривая данную проблему, следует  иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

       Уже на самой ранней стадии  развития эмбриона начинается  реализация генетической программы,  полученной от родителей и  закрепленной в хромосомах ДНК.  Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.

       На сегодняшний день господствующей  точкой зрения можно считать  ту, которая утверждает, что наследуются  не сами способности как таковые,  а лишь их задатки, которые  в большей или меньшей степени  могут проявляться в условиях  среды. Генетическим материалом  у человека, как и у других  млекопитающих, является ДНК,  которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека  несут в себе несколько миллионов  генов. При этом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Информация о работе Человек и его сущность