Атомистическое учение Демокрита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:11, реферат

Описание

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей.

Работа состоит из  1 файл

Атомистическое учение Демокрита.doc

— 27.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В г. ПЫТЬ-ЯХЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРИЛА:

К.Ф.Н. ГЛАДКОВА М.П.

 

 

 

    ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                СТУДЕНТКА ОДО-1

                                                                                                                ГУНДОРОВА ЮЛИЯ

 

 

 

 

 

 

АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА

 

 

 

              Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

              Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

              Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является то, что ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

              Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то , что существует во мнении от того, что существует в действительности: «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами.

              Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод, в котором все эти тела, сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

              Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них, следовательно, не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания.

                            Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных атомов, она является причиной движения живых существ.                            Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

              1. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, дополненное: Учеб.пособие для вузов.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.-608 с.

 



Информация о работе Атомистическое учение Демокрита