Антропология Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:17, контрольная работа

Описание

Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными фактическими данными и уметь выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании конструкциями - терминами.
Чтобы раскрыть тему контрольной я считаю необходимым обозначить понятие термина "Антропология". Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.

Содержание

Введение.
1. Возникновение средневековой философии.
2. Основные положения философии Средневековья.
3. Влияние христианства и античной философии.
4. Направления философской мысли;
4.1. Сущность и существование.
5. Специфика средневековой схоластики.
6. Систематизация средневековой схоластики Фомой Аквинским;
6.1. Человек – образ и подобие Бога;
6.2. Проблема души и тела.
7. Память и история как часть философии.
Выводы.
Использованная литература.

Работа состоит из  1 файл

Антропология Средневековья.docx

— 50.46 Кб (Скачать документ)

3. Влияние христианства и античной философии на идеологию философии средневековья.

     Мировоззрение и жизненные принципы раннего  христианства первоначально формировались  в противоположность языческим. Однако по мере того как христианство все больше стало приобретать  популярность, потребовалось рациональное обоснование догматов. При этом использовались учения античных философов в новой  интерпретации.

Таким образом  идеология  средневековой философии  сформировалась на  взглядах христианства и античной философии.

     Эти два противоположных учения не так-то просто было связать друг с другом. У греков понятие бытия было связано  с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью  и неделимостью. Беспредельное, неделимое  представлялось как несовершенство, хаос, небытие. В учении христианства же бытие характеризуется как  высшее начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог. 

4. Направления философской мысли средневековья.

     Для средневековой философии очень  характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

     Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.

     Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем).

       Данное определение можно, в  принципе, уточнить: у человека одна  голова, две руки, две ноги и  т.д., но это уже излишне, так  как первое определение уже  однозначно определяет сущность  человека.

     Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты  даже доказывали, что общие понятия  есть не более, чем звуки человеческого  голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века). 

     4.1. Сущность и существование.

         В средневековой философии проводится различие бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

1. Есть ли вещь?

2. Что она такое?

3. Какова она?

4. Почему (для чего) она есть?

Если  первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.

     У Аристотеля, всесторонне   исследовавшего   категорию сущности, еще не было проведено столь  определенного  различия  сущности и существования.  Четкое же различие этих понятий дал Боэций (около 480-524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию:

 бытие (существование) и сущность -  это  вовсе  не одно и то же;  "только в Боге,  который есть простая субстанция, ..." (интересно, почему же простая?!) "... бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или должна быть сотворена божественной силой.

     Сущность  вещи выражается в ее определении, в  понятии этой вещи, которое мы постигаем  разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого  контакта с вещами, так как существование  возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и  не входит в понятие вещи. Таким  образом, понятие существования  как не принадлежащего к самой  сущности вещи вводится для осмысления догмата творения. 

5. Специфика средневековой схоластики.

     Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии.

Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".

     Начиная приблизительно с XI века, в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту же эпоху носила название диалектики, предмет которой составляла работа над понятиями.

     Стремление  к рационалистическому обоснованию  христианской догматики привело  к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских  дисциплин, а расчленение и тончайшее  различение понятий, установление определений  и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

     Увлечение таким образом понятой диалектикой  нашло свое выражение в характерных  для средневековых университетов  диспутах, которые иной раз длились  по 10-12 часов с небольшим перерывом  на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры. 

6. Систематизаия средневековой схоластики.

     Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естесствоиспытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

     У Фомы высшее начало есть бытие. Под  бытием Фома понимает христианского  Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет  их, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.

1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. 

2. На следующей  ступени  форма  предстает  как  конечная  причина  (causa   finalis)   вещи,  которой  поэтому  присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем  "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения. 

3. Третий   уровень   -   животные,   здесь   форма  есть  действующая причина (causa efficient),  поэтому сущее имеет  в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения. 

На всех трех уровнях форма по-разному  преобразуется  в  материю,организуя и одушевляя ее. 

4. На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.

     Конечно, в построенной  Фомой Аквинским  моделью есть какая-то логика, но по-моему  его взгляды ограничивались теми знаниями, которыми владело человечество в XIII веке. Я, например, согласна с автором статьи, что никакой принципиальной разницы между растениями и животными нет, по крайней мере, опираясь на знания биологии. Безусловно, между ними есть какая-то грань, но она весьма условна. Существуют растения, которые ведут весьма активный двигательный образ жизни. Известны растения, которые от одного прикосновения мгновенно сворачиваются в бутон. И наоборот, известны животные, которые очень малоподвижны. В этом аспекте нарушается принцип о движении, как действующей причине. Генетикой доказано (кстати, был период, когда генетика считалась лженаукой), что и растения, и животные построены из одного и того же строительного материала- органики, и те, и другие состоят из клеток (почему же не поставить клетку на первую ступень? наверное, потому что о ней тогда еще ничего не было известно), оба имеют генетический код, ДНК. Основываясь на этих данных, есть все предпосылки объединить в один класс растения и животных, да и собственно, чтобы впоследствии не было никаких противоречий, все живое. Но если копнуть еще глубже, то сама живая клетка состоит из органических элементов, которые сами состоят из атомов. Почему бы не спуститься до такой глубины рекурсии? В какое-то время данное решение было бы просто идеальным, когда считалось, что атом - это неделимая частица. Однако знания в области ядерной физики свидетельствуют о том, что атом не является наименьшей неделимой частицей - он состоит из еще более мелких частиц, которые в свое время назвали элементарными, потому что считалось, что дальше идти уже некуда. Прошло время. Науке стало известно достаточно большое количество элементарных частиц; тогда задались вопросом: а действительно ли элементарные частицы сами по себе элементарны? Оказалось, что нет: существуют еще более мелкие "гиперэлементарные частицы". Сейчас уже никто не дает гарантии, что когда-нибудь не обнаружат еще более "элементарные" частицы. Может глубина рекурсии вечна? Поэтому, я считаю, не стоит останавливаться на какой-то конкретной ступени и назначать ее базовой. И тогда все сущее можно поделить на следующие три класса:

1. Пустота (не материя).

2. Материя (не пустота).

3. Дух, если он  существует.

     Вернемся  к четвертой ступени классификации  бытийности вещей. Разумная душа у Фомы называется "самосущей". В отличие  от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они  не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и волнения; все действия животных, как и многие действия человека (кроме  мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как  человеческая душа - бессмертна, она  есть самое благородное в сотворенной  природе.

     Следуя  Аристотелю, Фома рассматривает разум  как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего  ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

     В мире Фомы подлинно сущими оказываются  индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение  Фомы пользовалось большим  влиянием в средние  века, римская церковь  официально признало его. Это учение возрождается и в XX веке под  названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии. 
 

     6.1. Человек - образ и подобие Бога.

     На  вопрос, что такое человек, средневековые  мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности. Однако две предпосылки  этих ответов, как правило, оставались общими. Первая - это библейское определение сущности человека как "образа и подобия божьего" - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как "разумного животного".

Информация о работе Антропология Средневековья