Антропологический материализм Л.Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:37, контрольная работа

Описание

Основная цель данной работы – изучить антропологический материализм Л. Фейербаха
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить жизнь и деятельность Л.Фейербаха.
2. Проследить становление философского взгляда Фейербаха.
3. Раскрыть идейные и теоретические источники атеизма и материализма Фейербаха.
4. Сделать выводы по изученному материалу.

Содержание

Введение 3
1. Жизнь и деятельность Л.Фейербаха 4
1.1. Начальный этап развития философских взглядов Л.Фейербаха 4
1.2. Новый материалистический период в философии Л. Фейербаха 6
2. Взгляд Фейербаха на историю философии 12
3. Идейные и теоретические источники атеизма
и материализма Фейербаха. 15
Заключение 28
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

филосовия Фейербах.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)
fy">     Переведенная  на многие европейские языки, эта  работа сыграла большую роль в  развитии передового общественного  сознания того времени.  
Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

     После "Сущности христианства" Фейербах выпускает в свет целый ряд  произведений: "Основные положения  философии будущего" (1843г.), "Сущность религии" (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение  и обоснование своих материалистических взглядов. 
 Бурные события революции 1848 года в Германии вырвали Фейербаха из деревенской жизни. Избранный от города Ансбах в депутаты общегерманского Национального собрания, заседавшего во Франкфурте-на-Майне, Фейербах участвует в его работе, и с самого он занял критическую позицию по отношению к франкфуртскому парламенту, осуждая его "губительную половинчатость" и возлагая надежды на демократическое движение, развернувшее в стране. "Дух демократии, то есть дух, который стремится превратить государственные дела в дело не какой-либо особой привилегированной касты или класса людей, а всего народа, - этот дух может и должен победить..." - делится своими мыслями Фейербах в письме к жене от 14 июля 1848 года. Однако долгие и бесплодные словопрения в Национальном собрании вызвали у Фейербаха сомнения в способности парламента осуществить назревшие преобразования. Потерпели неудачу и планы демократизации университетской жизни, в разработке которой принимал участие Фейербах. Национальное собрание отклонило предложенный прогрессивной научной общественностью проект создания свободного Немецкого университета. Но Фейербах все же находит возможность внести свой вклад в дело просвещения народа. Откликнувшись на обращение гейдельбургских студентов, он направляется в Гейдельбург и приступает там к чтению публичных лекций. "Лекции о сущности религии" читались им в городской ратуше с 1 декабря 1848 года по 2 марта 1849 года и пользовались большим успехом. На них присутствовали не только студенты, но и члены местного рабочего просветительского союза, представители интеллигенции. В 1951 году "Лекции о сущности религии" были опубликованы. 
 Поражение революции 1848-1849 годов привело к активизации тех сил, которые не могли простить философу его нескрываемую враждебность к "господствующей правительственной системе", его неустанную борьбу против обскурантизма. Попытки друзей и почитателей Фейербаха добиться его приглашения в Гейдельбергский университет не дали результата, и философ должен был вновь укрыться в тишине своего кабинета.

     В 1851 году Фейербах покидает Гейдельберг  и возвращается в Брукберг. Литературная деятельность Фейербаха после возвращения в Брукберг протекала в двух направлениях. Он подготовил к изданию и опубликовал письма, речи и дневники своего отца Ансельма Фейербаха и наряду с этим, в течение 6 лет работал над произведением "Теогония", своим третьим, помимо "Сущности христианства" и "Лекций о сущности религии", крупным произведением, посвященным религии. В 1857 году "Теогония" вышла в свет. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа "Теогония" не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. 
 Осенью 1860 года была продана за долги с молотка фарфоровая фабрика, служившая долгие годы основным источником существования семьи Фейербаха. Философ вынужден был покинуть Брукберг. На этот раз навсегда. Фейербах переселяется в Рехенберг, неподалеку от Нюренберга. Последние годы он жил в нищете. С большим трудом его друзьям удалось выхлопотать для него стипендию Шиллеровского фонда, которая давала возможность Фейербаху и его семье хоть как-то существовать. Но несмотря на все невзгоды, философ продолжал интенсивную научную деятельность. 
В 1863-66 годы Фейербах создает произведение "О спиритуализме и материализме, в особенности их отношении к свободе воли", в котором критикует идеалистическую концепцию свободы воли, отстаивая материалистический подход к этой проблеме.

     В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное  этическое произведение - "Эвдемонизм", в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой  моральных отношений. "Эвдемонизм" не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

     В последние годы Фейербах живо интересовался  социальными и экономическими проблемами. К этому времени относится  его знакомство с первым томом "Капитала" Маркса, вышедший в 1867 году. В эти  же годы происходит сближение Фейербаха с рабочим движением. В 1870 голу он вступает в ряды социал-демократической партии Германии. 
Скончался Людвиг Фейербах 13 сентября 1872 года от инсульта в Рехенберге и похоронен в Нюренберге.
 
 
 

     2. Взгляд Фейербаха на историю философии. 

     Наряду  с логикой и метафизикой большое  место в эрлангенских лекциях  Фейербаха занимала история философии, освещение которой он считал необходимым  для понимания сути гегелевской  логики с ее солидным историко-философским  основанием и компонентом. По материалам своих лекций Фейербах опубликовал в 1833 году "Историю новой философии от Бэкона до Спинозы", которая была высоко оценена гегельянцами, после этого пригласившими автора сотрудничать в своем органе "Берлинский ежегодник". Одной из публикаций Фейербаха в этом периодическом издании была рецензия на гегелевские "Лекции по истории философии", впервые обнародованные в том же 1833 году. Высоко оценивая их, Фейербах, однако, дал самостоятельную трактовку истории философии, что способствовало становлению его материализма, хотя формально это освещение, продолженное монографиями о Лейбнице и Бейле, происходило вплоть до 1839 года еще в русле идеализма.

     Рассматривая  антисхоластический характер философии  Нового времени как выражение  ее направленности прежде всего против теологии, Фейербах поставил в центр своего внимания процесс борьбы философского свободомыслия с религиозным догматизмом. Фейербах отверг гегелевский взгляд не Декарта с его односторонним рационализмом как на родоначальника новой философии, считая таковым Ф. Бэкона с его эмпиризмом. Называя Бэкона "первым эмпириком, основателем экспериментальной физики", Фейербах заявлял, что новая философия существенно отличается от схоластики атрибутом эмпиризма. Важна характеристика Бэкона как "логика эмпиризма", поднимающегося от опыта до обобщенных принципов; именно внимание Бэкона к исследованию природы в ее объективных определениях и его натуралистическую ориентацию Фейербах считал его великой философской заслугой и связывал истоки подобной направленности философии Бэкона с натурфилософией Телезио, возникшей еще в эпоху Возрождения. Поскольку философские воззрения Бэкона и Телезио относились, по сути, к материалистическому направлению, постольку их высокая оценка Фейербахом распространялась и на присущее им материалистическое содержание. То, что сам Фейербах зачислял данные воззрения в разряд идеалистических, свидетельствовало лишь о том, что его понимание идеализма утрачивало антиматериалистическую заостренность и даже наполнялось материалистическим смыслом. Вместе с тем размывался философский смысл понятия "идеализм", и оно становилось обозначением всякой, в том числе материалистически обосновываемой, ориентации человека на господство над вещами окружающего мира.

     В условиях господства идеализма и  религии путь Фейербаха к материализму и атеизму был сложным и долгим. Впоследствии сам Фейербах свои поиски новой материалистской и атеисткой философии характеризовал в следующих словах: "Моей первой мыслью был бог, второй - разум, третьей и последней - человек". То есть Фейербах шел от идеологии через гегелевский идеализм к материализму.

     Материалистическое  мировоззрение Фейербаха получило свою первую обстоятельную и притом наиболее оригинальную разработку в  его сочинениях 1841-1843 годов, провозглашавших  необходимость коренной "реформы философии" и в тезисной форме излагавших основные черты "новой философии", соответствующей духовным запросам современности и призванной утвердиться навечно в качестве единственно верной "философии будущего". 
Своеобразие философии Фейербаха, метод построения которой определяется им как аналогичный методу построения своего атеизма, состояло прежде всего в намерении обосновать ее основные положения при помощи выявления скрытой истины предшествующей новоевропейской "спекулятивной философии", основателем которой, считал он, является Спиноза и которая достигает своей кульминации в трудах Гегеля. "Метод преобразующей критики спекулятивной философии, - указывал Фейербах, - в целом ничем не отличается от метода, который уже был применен в философии религии". Суть этого метода Фейербах определял следующим образом: "Достаточно повсюду подставить предикат на место субъекта и субъект на место объекта и принципа, то есть перевернуть спекулятивную философию, и мы получим истину в ее неприкрытом, чистом явном виде". Речь идет здесь о решении основного вопроса философии, который понимается как определение отношения мышления к бытию. По Фейербаху, уяснение истины спекулятивной философии приводит - в противоположность гегелевскому и всякому иному идеализму - к выводу, что "действительное отношение мышления к бытию таково: бытие - субъект, мышление - предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления". Этот материалистический тезис Фейербах представил как истину прежде всего гегелевской философии, осуществляя ее материалистическое "перевертывание". Фейербах не осознавал, что он оказался способен произвести эту операцию только потому, что фактически опирался на результаты обоснования французскими и английскими философами 18 века материалистического основного вопроса философии в целом и психофизической проблемы в особенности.  
Прежде, чем перейти к рассмотрению критики "спекулятивной философии" Фейербахом, необходимо осветить взгляды философа на религию. 
 Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибо материалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзя сводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект его философии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму.

     Слушая  курс теологии в Гейдельбергском  университете, Фейербах не смог найти  в этом курсе удовлетворения своему пытливому, критическому уму. Он решает порвать с теологией и заняться изучением философии. Однако, пребывание Фейербаха в среде теологов имело определенное положительное значение для его позднейшей критики религии. Он смог изучить и теологию и религию, узнать сильные и слабые стороны своих будущих противников не как посторонний наблюдатель, а пребывая непосредственно в теологическом окружении, что и дало возможность для более глубокого критического подхода к религии и развития атеизма Фейербаха. 
 У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи. Так как к материализму философ пришел через критику религии, а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере формирования его материалистических взглядов.

      

     3. Идейные и теоретические источники

     атеизма и материализма Фейербаха.

      
  Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного Историко-философского багажа.

     Важнейшим идейным источником материализма и  атеизма Фейербаха были ростки атеистической  и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм  и атеизм. Традиции прошлого - взгляды Бэкона, Гоббса, Гассенди и Бейля и особенно Спинозы, где под теологической оболочкой спинозизма Фейербах разглядел его материалистический и атеистический характер. Фейербах глубоко и обстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников. Его труды по истории философии, по критике религии и идеализма показывают, насколько плодотворным был результат этого изучения. 
Фейербах опирался также на атеизм французских материалистов - Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Хотя Фейербах не охотно ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и неглубоким, однако, его идейное родство с французскими просветителями очевидна исходя из анализа его работ. 
Огромную роль в формировании материализма и атеизма Фейербаха сыграли взгляды немецких просветителей 18 века - Лессинга, Гердера, Гетте. Сам Фейербах неоднократно подчеркивал их плодотворное влияние на формирование его атеистических взглядов. "Я во всяком случае, - писал он в одном из писем, - отношусь к тем, для которых не напрасно жили и творили Кант, Фихте, Гердер и Лессинг, Гетте и Гегель". 
Теперь хотелось бы подробней остановиться на критике Фейербахом религии. 
 Историческую заслугу Фейербаха составляет его стремление раскрыть земные источники религии. В противоположность теологии и умозрительной философии Фейербах обнажает подлинную земную сущность религии. Он показывает, что хотя вера в бога и является верой в нечто сверхъестественное, сама по себе она ничего сверхъестественного и непостижимого не содержит. Как и все на свете, религия возникла естественным и вполне объяснимым путем, имеет свои корни в условиях жизни людей и ее "глубочайшие тайны скрываются во всем обычном и повседневном, игнорируемом супранатуралистической религией и умозрением". Фейербах стремится доказать, что в глубине сверхъестественных тайн религии кроются совершенно простые, естественные истины. Фейербах сводит сущность религии к сущности природы и человека.

     Чтобы понять происхождение религии, ее содержание и форму, нужно разобраться в земной действительности, постичь человека с его судьбами и потребностями. По Фейербаху, только уяснив себе свою собственную сущность и поняв окружающую природу, человек сможет понять причины и условия, порождающие религию.

     Фейербах  сводит религиозный мир к его  земной основе, сущность религии к  сущности человека. Делает это он более  осмотрительно и тонко, чем французские  материалисты 18 века. Религия для  Фейербаха - не злокозненный обман, а необходимая и весьма важная форма духовности человека. Основу религии, по мнению Фейербаха составляет чувство зависимости человека. Внешне эта формула напоминает формулу Шлейермахера, над которой иронизировал Гегель; однако разница состоит в трактовке. Фейербах вкладывает в нее материальный смысл: религию порождает чувство зависимости от природы, а затем возникает взаимозависимость между людьми, которая и является единственно верным объяснением религии.

     Согласно  Фейербаху, вера в бога несовместима с естествознанием. "Если я верю в бога, в "свободную причину", то я должен также верить в то, что воля бога одна представляет собой природную необходимость, - что вода не в силу своей природу, а по воле божьей, увлажняет, что поэтому, она в любой момент может начать сжигать, приняв природу огня. Я верю в бога означает: я верю, что нет природы, нет необходимости. Или надо отказаться от веры в бога, или же от физики, астрономии, физиологии"11. Этим Фейербах хотел подчеркнуть, что природа - это не бог, в природе господствует необходимость.

     Отправными  точками фейербаховской критики  религии являются человек и природа, отношение человека к природе  и к другим людям. Критика религии  Фейербаха основана прежде всего  на раскрытии психологических и  гносеологических корней религии, на выяснении условий, которые способствовали возникновению религиозного сознания, раздвоению земной действительности на мир реальный и вымышленный. 
Фейербах не соглашался с теми, кто считал, что религия не имеет серьезных причин и истоков и, что ее появление носит случайный характер. Анализ логических и психологических корней религии показывает у Фейербаха, как и почему возникла религия, каким путем сознание человечества дошло до иллюзорного представления о боге, и раскрывает логический механизм возникновения религиозных образов и понятий. 
 Фейербах понимал, что одними логическими, рассудочными процессами нельзя объяснить возникновение такого сложного идеологического явления, как религия. В целях всестороннего раскрытия происхождения и сущности религии он выдвигает проблему эмоциональных корней, или, согласно его терминологии, "психологических основ" религии. Философ считает необходимым выяснить те мотивы и побуждения, влечения и переживания, на основе которых возникло религиозное сознание. 
 Фейербах определяет религию как извращенное сознание, как фантастическое отражение в голове человека окружающей его природы и его собственной сущности, которая имеет объективные основы, так как причины религиозных представлений и настроений нельзя понять упуская из виду то, что человек живет в объективном материальном мире, который, существуя независимо от человека, воздействует на его чувства, вызывает те или иные переживания, создает определенные настроения. В этом проявляются материалистические исходные позиции Фейербаха. 
 Философ был глубоко убежден в том, что религия имеет объективные основы, которые нужно искать не в мире "чистых" душевных переживаний, а в связи человека с окружающей материальной действительностью, в условиях жизни людей. Поэтому анализ эмоциональных корней религии ведется Фейербахом не в субъектной сфере внутренних переживаний человека, а под углом зрения взаимодействия человека с окружающей средой, притом, взаимодействия, устанавливающегося в процессе практической жизни. Фейербах говорит, что он выдвигает эмоциональные переживания, возникающие у человека при воздействии на него окружающего мира, в качестве практического человеческого основания религии. 
 В отличии от Спинозы и французских материалистов, Фейербах, опровергая теории о врожденности религиозного чувства, использует уже не только логические приемы, но и данные естественных наук, в частности, анатомии и психологии, говоря о том, что религиозные чувства, идеи и представления изменялись вместе с развитием самих людей. Убедительной критикой теории врожденности религиозного чувства Фейербах нанес серьезный удар по исходным теоретическим позициям теологов и идеалистов. Критикуя теорию о врожденности религиозного чувства, философ не считает, что религия - это какое-то самодовлеющее явление в психологической жизни человека и уже, конечно, не врождена человеку, как утверждают теологи. "Утверждение, что религия врождена человеку, что она есть нечто естественное - ложно...".

Информация о работе Антропологический материализм Л.Фейербаха