Абсолютный идеализм Гегеля и Антропологический материализм Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:21, доклад

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. При жизни признан великим философом, разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию и науку XIX-XX веков.

Работа состоит из  1 файл

гегель и фейебарх.docx

— 23.52 Кб (Скачать документ)

1. Абсолютный идеализм  Гегеля

 

Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770-1831) профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. При жизни признан великим философом, разработал диалектический метод, оказавший огромное влияние на философию и науку XIX-XX веков.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права».

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в  том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

- теория объективного  идеализма (стержневым понятием  которой является абсолютная  идея — Мировой дух);

- диалектика как всеобщий  философский метод. 

Гегель впервые четко сформулировал понятие диалектики. Исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные  положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о  непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как  первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а  последняя также не выводима из человеческого  сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего  развития некоего абсолютного первоначала.

Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия  и мышления, т.е. понимание реального  мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся  процесс самопознания идеи самой  себя. В «Энциклопедии философских  наук» (1817) Гегель следующим образом  излагает суть своей философской  системы: в основе всех явлений природы  и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная  идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит  в самопознании.

Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.

1.Развитие идеи в её  собственном лоне, в «стихии чистого  мышления». Идея раскрывает своё  содержание в системе связанных  и переходящих друг в друга  логических категорий. Закономерное  движение категорий, выражающих  содержание абсолютной идеи, представлено  в Логике.

2.Развитие идеи в форме  «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е.  деградация. Это означает порождение  природы. Природа не развивается,  а служит лишь внешним проявлением  саморазвития логических категорий,  составляющих её духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи  в природе Гегель считал механику, физику, органику.

3.Переход от чуждой  для идеи природы в область  развития духа, развитие идеи  в мышлении и истории. На  этом этапе абсолютная идея  как бы пробуждается и находит  свое выражение в абсолютном  духе и постигает своё содержание  в различных видах человеческого  сознания и деятельности, в различных  формах отношений людей. С достижением  этой стадии развитие прекращается.

Движущей силой развития духа Гегель считал диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

Философской системе гегелевского идеализма присущи особенности:

во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи.

во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично.

в-третьих, диалектика. Разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир – природу и общество.

Гегель, во-первых, представил мир в развитии; во-вторых, раскрыл  содержание основных законов диалектики: показал, что это развитие осуществляется через борьбу противоположностей, что  в ходе его совершается отрицание  одних понятий другими и повторение пройденного на высшей основе и т.д. и т.п.; дал общий диалектический анализ важнейших категорий.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Гегель сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Смысл диалектики в том, что все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). фейербах идеализм диалектика гегель

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

 

2. Антропологический  материализм Л. Фейербаха

 

Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) выдающийся немецкий философ-метафизик. Считается завершающим этапом немецкой классической философии.

Главное направление философии  Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Ранний период философии  Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

- отвергает идею тождества  бытия и мышления;

- не признает наличия  абсолютной идеи — самостоятельной  субстанции и превопричины материального мира;

- логически доказывает  невозможность отчуждения (превращения)  абсолютной идеи в материальный  мир - окружающий мир очевиден  и осязаем, в то время как  абсолютная идея - лишь догадка  разума, выдумка Гегеля;

- не признает единства  философии и религии; отвергает  диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям  науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

- единственно существующими  реальностями являются природа  и человек; 

- человек является частью  природы; 

- человек есть единство  материального и духовного; 

- человек должен стать  главным интересом философии; 

- идея существует не  сама по себе, а есть продукт  сознания человека;

- Бога как отдельной  и самостоятельной реальности  не существует; Бог - плод воображения  человека;

- природа (материя) вечна  и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления  материи. 

Особое место в философии  Фейербаха занимает проблема Бога.

Философское развитие Фейербаха  лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум - второй, человек - третьей и последней».

В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими  взглядами и идей существования  Бога, — деистов и др., Фейербах:

- выступает с атеистических  позиций; 

- тесно увязывает проблему  Бога с антропологией. 

Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теории Л.Фейербаха:

- Бога как самостоятельной  реальности нет; 

- Бог - порождение сознания  человека;

- религия - глубоко разработанная  мифолоически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

- распространение религии  стало возможным благодаря невежеству  человека, его тяжелым жизненным  условиям;

- корни религии - в чувстве  бессилия человека перед внешним  миром, его зависимости от него  и незащищенности;

- мысль о Боге - сверхсильном  разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; 

- Бог - идеальный образ  человека, созданный человеком, это  то, чем хотел бы себя видеть  человек; 

- Бог в действительности  не является творцом, Он - творение  человека, его разума, в то время  как истинный творец (а не творенье) - человек. 

В 1840 г. в «Сущности христианства»  Л.Фейербах дает развернутую критику  Гегеля. Философия не может достичь  положительных результатов, замыкаясь  в рамках чистой мысли, она сама не может создать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые  знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и  человека, бессмысленна.

«Абсолютный дух» Гегеля, есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.

Существо идей Л.Фейербаха:

- природа существует независимо  от философии, мышления и сознания  человека:

- природа - это основание,  на котором вырастают люди - продукт  природы;

- высшее существо бог,  созданный религиозной фантазией  - это фантастическое отражение  человеком своей собственной  сущности:

- природа - источник всех  знаний, с нее начинается и  философия

- мать всех наук;

- «Дух следует после  чувства, а не чувство после  духа. Мысль человека это конец,  а не начало вещей».

Вся философия Фейербаха  складывается из отношения человека и природы, где человек - часть  природы. Но природа активна, а человек  пассивен. Человек Фейербаха - абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое  вне зависимости от социальной среды  и практической деятельности.

Л.Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Теория познания Фейербаха  призывает изучать природу, как  вещественную, материальную и чувственную  основу человека. У человека как  раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где  начинается чувственное знание.

Две ступени познания:

- деятельность сердца, оно  полно чувственной энергии,

- деятельность головы, она  нацелена на общее.

Чувства отражают, рассудок обобщает. Чувства дают представления  о предмете, рассудок - название ему. Но название - это только представитель  предмета, часто порождающий заблуждения. Критерии истины - согласие людей во мнениях.

Фейербах убеждён, что  чувственность - единый источник истинного  знания. Это неизбежно приводит его  к отрицанию существования общих  понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Фейербах был оппонентом И.Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости  внутренней сущности вещей и явления  окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир  познаваем, а познавательные возможности  разума безграничны.

Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном  увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

Таким образом, гносеология  Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении  эмпирического и рационального  подходов.

Другая характерная особенность  теории познания Фейербаха заключается  в его учении о теизме.

Для него достоверность бытия  определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное - реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли - и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения».

Информация о работе Абсолютный идеализм Гегеля и Антропологический материализм Л. Фейербаха