Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период с выше тысячи лет – с конца 7 века до н. э. вплоть до 6 века н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия в месте с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.

Содержание

Введение……………………………………………………2
Происхождение и особенности античной философии…..3
Периодизация античной философии……………………...5
Доклассическая философия…………………………….5
Милетская школа……………………………….…….…6
Школа Пифагора………………………………………..7
Гераклит Эфесский……………………………………..8
Элейская школа…………………………………………9
Философия классического периода……………….…..11
Софисты…………………………………………………11
Афинская школа………………………………………..13
Эллинистический период……………………..………..18
Школа киников…………………………………….……19
Скептицизм……………………………………………..19
Эпикуреизм……………………………………………..20
Стоицизм………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………22
Использованная литература……………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение……………………………………………………2
  2. Происхождение и особенности античной философии…..3
  3. Периодизация античной философии……………………...5
  4. Доклассическая  философия…………………………….5
  5. Милетская школа……………………………….…….…6
  6.  Школа  Пифагора………………………………………..7
  7.  Гераклит  Эфесский……………………………………..8
  8.  Элейская  школа…………………………………………9
  9. Философия классического периода……………….…..11
  10. Софисты…………………………………………………11
  11.  Афинская  школа………………………………………..13
  12. Эллинистический период……………………..………..18
  13. Школа киников…………………………………….……19
  14.  Скептицизм……………………………………………..19
  15.  Эпикуреизм……………………………………………..20
  16. Стоицизм………………………………………………...21
  17. Заключение…………………………………………………22
  18. Использованная литература……………………………….23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Введение.

         Античная философия являет собой  последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период с выше тысячи лет – с конца 7 века до н. э. вплоть до 6 века н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия в месте с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.

         Она развивалась не изолированно  – она черпала мудрость Древнего  Востока, культура которого уходит  в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались  собственно философские воззрения. Это относится к таким странам,  как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

         Мысли мудрых людей даже далекого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по- настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

         Падение , разгром античной цивилизации   на много веков прервали и творческий процесс в философии. И в том, что в культурной памяти человечества сохранилось великое наследие античности, - огромная заслуга арабской и арабоязычной науки. 
 
 
 
 
 
 

       

2. Происхождение и особенности античной философии.

         Античная философия представляет  собой совокупность учений, развивавшихся  в Древней Греции и в Древнем Риме с конца 7 века до н. э. по 6 век н. э.  Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском и итальянском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушение полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625- 547 гг. до н. э.), конец – с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.).

         Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими корнями античной философии, и в тоже время свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

         Основное содержание античной  философии составляет философия  древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н. э. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только по природе, но и по установлению, на основе разумного обоснования.

         Человеческий разум у греков  освободился от власти богов,  грек их уважает и не будет  их оскорблять, но в своей повседневной  деятельности он будет преследовать  собственные интересы и полагаться  на самого себя, зная, что не потому человек счастлив, что его любят боги, а потому его любят боги , что он счастлив.

         Важнейшим открытием человеческого  разума для греков выступает  закон, который возвышается над  частными интересами. Номос –  это разумное установление, принятое всеми жителями города, его гражданами и равнообязанное для всех. Поэтому такой город есть также государство, город – государство, полис. В полисе закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.

         Полисный характер греческой жизни с ее ролью народного собрания и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, а поклонение безличному абсолюту (природе) – постоянный интерес философии к проблемам физики, которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связанной с метафизикой – учении о первоосновах бытия.

Гражданский характер общественной жизни и роль личностного  начала в ней нашли обоснование в этике (практической философии), обосновывающей человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни. Созерцательность, рассмотрение проблем мироздания в единстве природы, богов и человека служила обоснованием норм человеческой жизни, положение человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости и даже личного счастья.

         Сама картина мироздания, характерная для возникающей философии, представляет собой данный в наглядной форме ответ на вопросы полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог и государство. Но боги не могут дать ответа на ставшими жизненно важными вопросы о справедливости и благочестии, силе и мудрости и т. д. на эти, бывшие привилегией богов вопросы дерзает ответить философия, открыто заявляющая о своей любви к мудрости, считающейся отныне полезной, в отличие от мифов, расцениваемых отныне как вымыслы прежних времен, бесполезные и бессмысленные.

         Обостренный интерес к явлениям политической жизни, межполисным и внутриполисным отношениям, сочетается у первых философов, начиная с Фалиса, с размышлений о судьбах мироздания.

         Философия приходит на смену  предфилософским описаниям мира, содержащимся уже в поэмах  Гомера и Гесиода, тогда, когда происходит отказ от взгляда на мир, при котором каждый из богов – олимпийцев олицетворял ту или иную стихию, тот или иной социальный навык. Начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и отождествлялась чаще всего с той или иной природной стихией.

         При этом природа не обосабливается  как объект самостоятельного и специального рассмотрения и не отрывается от окружающих человека вещей, а предстает перед человеком труднопостижимым, но доступным абсолютом и оказывается предметом созерцания прежде всего как совокупность окружающих человека вещей.

         Понятие начало имеет изначальный  смысл управления, власти, составлявших  ранее прерогативу богов, обращение к природным стихиям как к началам мироздания свидетельствует о перенесении божественных свойств и поведенческих регуляций с богов на природу. Природа при этом рассматривалась как живое, одушевленное и божественное целое.

         Космогонические учения (учение  о происхождении мира), космология, этика не отделены  друг от  друга, они все вместе характеризуют  античную философию, которая ставила  своей целью обосновать рациональное мироустройство, включая разумный порядок вещей  и человеческой жизни. 

3. Периодизация античной философии.

         Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:       

         - 7 – 5 вв. до н. э. – доклассический, или натурфилософский;

         - 5 – 4 вв. до н. э. – классический;

         - 4 в. до н. э.- 3 в. н. э. –  эллинистический. 

3.1. Доклассическая  философия.

         Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) – от древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно – научных знаний. Первые греческие философы – досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Пифагор были также и учеными – естествоиспытателями, механиками, математиками и др.

        Центральный вопрос учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – «апейрон» ( беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит – атом, Пифагор – число как символ гармонии мира.  Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита. 

3.1.1.  Милетская школа.

         В развитии античной философии  немалую роль сыграли мыслители,  жившие в городе Милет и  образовавшие милетскую школу.  Фалес из Милета (ок. 625 – 547 до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять на практике Он автор многих технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте. Рассказывали, что, основываясь на своих знаниях метеорологических явлений, Фалес предсказал урожай оливок: « Фалес, желая показать, как легко разбогатеть, законтрактовал маслобойню, так как предвидел хороший урожай маслин, и собрал весьма много денег». Тем самым он показал практическое применение философии.

         Фалес произвел буквально переворот  в мировоззрении, выдвинув идею  субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое  начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Хотя идея Фалеса о первосущности представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайна важна: в положении  «все из воды» была дана отставка олимпийским, т.е. мифологическому мышлению. По его мнению все имеет душу т. е. подвержено изменению. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

         Преемник Фалеса  Анаксимандр (ок. 610 после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон. Философ размышлял о строении Космоса и стремился построить целостную картину мира. В результате возник оформленный Космос. Он вечен и впоследствии будет поглощен пространственно безграничной телесностью. Достоверный фрагмент  сочинения Анаксимандра содержит первую в истории мировой мысли формулировку закона сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли. Философ создал первую географическую карту, а также первую геометрическую модель Вселенной. Именно Анаксимандр высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной. Ему принадлежит и  идея происхождения первых людей от животных других видов.

Информация о работе Античная философия