Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Содержание

1. Введение. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки ……………………………………………………………………. 3 стр.
2. Этапы развития. Основные проблемы…………………………………..5 стр.
3. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в истории мировой культуры………………………………………………………………8 стр.
4. Заключение………………………………………………………………….11стр.

Работа состоит из  1 файл

Античная философия.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

                                       Проблемы античной философии.

        Совокупную проблематику античной  философии можно тематически  определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

        Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.   

          3. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся     достижение             в истории мировой культуры.

        Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху  великих потрясений, происходивших  в  современном  им   обществе. С этой точки  зрения было бы интересно, изучая философские и политические взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем, как бурные события общественной жизни в эпоху Платона и Аристотеля находили свое отражение в становлении их   философских систем.

        Вопрос о тысячелетней значимости  Платона возникает у каждого,  кто соприкоснулся с его мировоззрением  и с художественным стилем  его произведений. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек – Платон. «... Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, – мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,  вдохновение, что  такое человек, в чем трудности его исканий и свершений», – писал  В.Ф.  Асмус. Платон – первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном   существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым в    Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос,  лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество  единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по  которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не   физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной,   первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.       

        Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя. На путях художественного осмысления действительности ему   пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко  противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей,   существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать  исключительно ради жизненных целей и ради понимания всей  действительности  как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом. Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

        Небывалый размах и расцвет  философской мысли Платона   и Аристотеля всегда соединялся  у них  с  весьма  активной   политической деятельностью.   Как  истые греки,  они были   бесконечно преданы своим патриотическим интересам и всеми   силами хотели   сохранить   Грецию   именно   периода ее  классики. Но уже тут им  пришлось  столкнуться  с  весьма   суровой судьбой греческого классического полиса,  быстро   шедшего к своей неминуемой гибели.  Система политических  взглядов изложена у Аристотеля   более богато и развернуто, чем у Платона.   В трудах   Аристотеля можно найти описание около 420 существовавших   в его время законодательных систем  и государственных   устройств. Аристотель,    в   отличие   от  Платона,   не   замыкается на     построении     какого-то     наилучшего   государственного устройства,   а  рассматривает  основные   принципы функционирования государства,  описывая при этом   несколько типов  как положительных,  так и отрицательных,   по его мнению, государственных систем. Платон в свою очередь был   убежден,    что  существует  абсолютная   истина, и весь трагизм его положения заключается  в  том,   что он  верил  в немедленное и всестороннее осуществление   этой истины.   Будучи   именно   реставратором   погибшей   старины, Платон  хотел  оставаться  и  фактически  всегда   оставался по преимуществу  идеологом  греческой  классики   давнего периода греко-персидских войн. Гармония человеческой    личности,     человеческого   общества и  всей  окружающей  человека  природы – вот   постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. Творчество античных  философов Платона  и Аристотеля   представляет интерес еще и потому,  что они имели редкую   возможность практически реализовывать свои  философские   системы. Платон  приложил  немало  усилий  в просвещении   сиракузского тирана  Дионисия  Младшего,   Аристотель имел   большое влияние на  императора  Александра  Македонского, был его   учителем.    Он   и   его   ученики  предлагали законодательные системы для  новых  греческих  городов  и   колоний. Если   подробно  изучить  биографию  Аристотеля,   можно только   удивляться,    как    последовательно   и   естественно совпадали у Аристотеля его философская теория  и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать   только тот,   кто в глубине этой  трагедии  видит   не  трагическую, а   чисто   эйдетическую,   или идеальную,   действительность. Судьба героев в греческой трагедии  как   раз свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые   только и   способны    осмыслить    трагическую    судьбу   действительности. И Аристотель  доказал это как в своей философской теории,  так и в своей практической  жизни  и   деятельности, для  него  и  сама  смерть оставалась актом  мудрости и невозмутимого спокойствия.       Идейный порыв,      принципиальная    настроенность,   самоотверженное служение   идеалу —  все  это  на  целые   тысячелетия сделали     философии  Платона  и  Аристотеля   необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но   истина для   него дороже. 

    Основные  работы Платона

        Мы являемся   обладателями   23  подлинных  диалогов   Платона, одной  речи  под  названием  «Апология Сократа»,   22 приписываемых  Платону диалогов,  13 писем,  многие из   которых считаются подлинными.        К раннему  периоду,   начиная  со  смерти  Сократа и   заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию,  то есть  с   399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную   речь Сократа на суде,  так называемую «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора»,  1-ю   книгу «Государства»,   «Лахета», «Лисия», «Парменида». К переходному периоду относят написанные в 80-е   годы диалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший»,   «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».        К зрелому  периоду творчества, то есть к 70-60 годам   IV века  до  н.э.,   диалоги:   «Федон»,  «Пир»,  «Федр»,   «Теэтет», «Тимей»,   «Критий»,   «Парменид»,    «Софист»,   «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги). Наконец, к 50-м годам относятся написанные только в   черновом виде  и  переписанные  набело одним из ближайших   учеников Платона – Филиппом Опунтским – «Законы». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Заключение.

    Если  рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить  огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась  более открытой изменениям, поискам  истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

    Мы  кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует  сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не “музей древностей”, а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 
     

  1. В.Ф.Асмус  «Античная философия», Москва, «Высшая  школа», 1999г.
  2. И.Т.Фролов Введение в философию, Москва, Издательство политической литературы, 1989г.
  3. А.Н.Чанышев Курс лекций по древней философии, Москва, 1981г.

Информация о работе Античная философия