: Идеализм древнегреческого философа Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание

В философии, в зависимости от решения, ее основного вопроса выделяется два направления – идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос – вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы – большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.
Итак, смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности – материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее.
Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания.
Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма многообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека.
Принимая разделение философии на идеализм и материализм, следует иметь в виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Разнообразие философских идей, способов их решения поставили задачу типологизации философских учений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
1. Биография Платона……………………………………………………… 4 стр.
2. Онтология Платона: учение об идеях………………………………….. 6 стр.
3. Платоновский идеализм………………………………………………… 8стр.
4. Социально – философские взгляды Платона………………………….. 10 стр.
Заключение…………………………………………………………………. 14 стр.
Библиография………………………………………………………………. 15 стр.

Работа состоит из  1 файл

идеализм платона.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

     В мире идей существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла. Благо источник истины. Оно – высочайшая добродетель. Но и материя играет все же не последнюю роль. Мир не может обойтись без нее. Развивая исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души, источника всей жизни.

     Платон  подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном  мире. Истинным и надежным является познание разумное. Оно есть не что иное, как воспоминание человеческой души о идеях, с которыми она встречалась до вселения в тело. Высшей частью души является разум. Души бессмертны, и тело человека являются их временным пристанищем.

     В истории Платон хорошо известен социально-политическим учением. По его убеждению, в государстве должны быть три социальные группы. Первая – это мудрые правители-философы. Вторую образуют мужественные войны. И третье это земледельцы и ремесленники. По его убеждению, такое государство будет прочным, поскольку каждый в нем станет заниматься своим делом.

     Платон  отрицательно относился к демократии. Он полагал, что она являет собой свободу в «неразбавленном виде». По убеждению мыслителя, идеальный тип государства – аристократическая республика. Там будут править способные.

     Платон являлся родоначальником философского идеализма. В его творчестве древнегреческий идеализм предстает как мировоззрение, на почве которого в последующем образуется «единый поток идеализма» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Социально-философские взгляды Платона

     Учение  Платона об идеях, его объективный  идеализм, воплощаются им в проблематику общественной жизни и находят  продолжение в социальной философии.

     В центре размышлений Платона находятся  проблемы Блага, Красоты, Истины, Справедливости, Закона, Государства. Через призму этих проблем Платон рассматривает различные типы государственного устройства. В решении этого вопроса, как и во всей социальной философии, он исходит из своего идеализма.

     Платон  воспринимает мир как божественный порядок, где все стягивается к единой цели - к Благу. Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне.

     Основополагающей  идеей мыслителя в целом выступает  идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этой системы: во вселенной, в социальной, общественной жизни, у самого человека. Принцип порядка, пронизывающий небо и землю, богов и людей, самым непосредственным образом относится к общественному бытию, к государственности. Именно здесь возможно, с точки зрения Платона, реализация должного, «идеального».

     Рассмотрение  социальной проблематики тесно связывается  с размышлением о справедливости, которое выводит Платона на проблему происхождения государства. Он «мысленно  представляет» себе возникающее  государство, чтобы увидеть там зачатки справедливости и несправедливости.

     Следует отметить, что Платон, в контексте  античной мысли понимал государство  весьма широко, по сути отождествляя его  с обществом, рассматривая его как  синоним общества, социального объединения  как такового. Источником и причиной объединения людей в общество, в государство является по Платону нужда отдельных людей друг в друге, необходимость удовлетворения различных потребностей.

     Будучи  не в состоянии защищать и обеспечивать себя самостоятельно, в одиночку, люди осознают нужду друг в друге. Государство создают человеческие потребности: «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь».

     Люди  разных профессий, вступают в общение, что помогает им «передавать друг другу все то, что каждый производит внутри самого государства». Зарождающееся  на этой почве разделение труда, мыслитель  рассматривает под углом зрения не социального разобщения и борьбы между социальными группами, а взаимодействия и взаимопомощи людей, их кооперации и совершенствования общества.

     Платон  «распутывает» целый клубок потребностей, взаимных обязанностей и ожиданий людей. В обществе возникает потребность в самых различных мастерах. Справедливость же индивида в отношении сограждан и самого себя усматриваются философом, прежде всего, в компетентном, честном исполнении своего дела в ценностной системе разделении труда. Само разделение труда обуславливается свойствами души человека.

     В душе каждого человека есть три способности: желание, т.е. то, что толкает нас  к объектам; другая, напротив, отстраняет нас от них и доминирует над  желанием - это разум; и, наконец, третье - страсть. «Страстная, воспламеняющаяся часть души по своей природе души припадать к ранимой её части, однако, бывает наоборот, - и она срастается с нижней низменной её частью по причине дурного воспитания. Получается великолепное по своей наглядности соотношение между добродетелями некоторого индивида. Индивид «темперирован», уравновешен, когда его нижние этажи гармонизированы с верхним ярусом. Он мужественен и несокрушим, когда в любой опасности страсти прочно удерживаются диктатом разума, действующего по законам Блага».

     С платоновской концепцией Блага связан сам смысл существования государства. Государство - это форма организации общества, устремленная к идеалу общежития людей, живущих в мире, и совместными усилиями утверждающих торжество нравственности, справедливости, духовности.

     Прогресс  государства, гармоническое развитие общественных отношений обусловлено  не материальными успехами, а успехами духовной культуры. Большую роль в  том, насколько данное государство  приближается к благой цели, с точки  зрения Платона, играет форма правления. Анализируя известные ему общества (спартанское, египетское, афинское и др.) философ определяет несколько форм правления, сравнивая их с созданным в теории идеалом: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.

     Самым правильным и разумным он считает первые две; остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

     Аристократия, это совершенное государство, «оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо». Ему соответствует аристократический человек, обладающий этими добродетелями. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. Вырождение аристократии мудрых влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабство свободных землевладельцев из третьего сословия.

     Так возникает тимократия («тиме» - честь) - крито - лакедемонское устройство, строй, основанный на честолюбии. Тимократия ещё сохраняет черты «совершенного» строя: «воздержание» воинов от земледельческих работ и ремесел, почитание правителей и т.д.), однако ей уже присущи раздор между гражданами, насилие и принуждение, характерные для всех отрицательных «порочных» форм правления. Во главе тимократического государства стоят не мудрые мужи, а люди, «рожденные скорее для войны, чем для мира». Здесь господствует соперничество, честолюбие и живет яростный дух, поэтому это государство будет вечно воевать. Стремление к обогащению приводит к постепенному утверждению «роскошного» образа жизни, что обуславливает переход к олигархии. Как и в первом случае, причина перерождения - это правитель, преследующий лишь собственный интерес, а не интересы народа

     Олигархия, власть немногих, - строй, основанный на определении политических прав имущественным цензом. У власти находятся богатые. В подобного рода государстве отсутствует единство; «в нем как бы будут два государство: одно государство бедняков, другое - богачей». Власть захватывают немногие богатые, зачастую не способные к управлению, тогда как бедные, возможно более способные к государственным делам по своим качествам, от власти устранены. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к её перерождению в демократию.

     Демократия - власть народа, большинства - возникает в результате восстания бедных против богатых и последующей победы бедных. Демократия характеризуется полной свободой и откровенностью. Однако, с точки зрения Платона, за откровенностью и возможностью делать все, что хочешь, скрывается презрение ко всему, дерзость, неуважение людей друг к другу. Кроме того, демократический строй ещё более усиливает разделение между бедными и богатыми слоями общества, что приводит к частым восстаниям. Борьба за власть становится особо жестокой. Таким образом, избыток свободы при этой форме правления приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы и живущего по прихоти одного человека (тирана): «из крайней свободы возникает Величайшее и жесточайшее рабство».

     Наихудшей формой государства, по мнению Платона, является тирания, которая представляет собой беззаконное правление (здесь действует произвол тирана). Тиран, являясь единоличным правителем, не считается ни с законами, ни с обычаями и делает вид, что хочет направить все к лучшему, нанося на самом деле вред. Выход общества из порочных состояний Платон видит в возвращении к изначальному строю - управлению мудрых.

     По  Платону, все существующие государственные  устройства - извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Платон ясно показывает, что корыстные цели правителей, падение нравов общества неизбежно ведут государство к гибели, поскольку стремление к достижению общего Блага заменяется другими, низкими целями.  

     Заключение

     И в заключение хочется добавить, Платон считал, что у каждого человека есть тело и душа. Душа - главная часть человека, благодаря ей, он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее - мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.

     Суть  любви, в движении к благу, прекрасному, счастью. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному.

     Согласно  обыденным представлениям, платоническая  любовь - это любовь, лишенная чувственных  влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте.

     Главной идеей общественного благоустройства он считал, идею справедливости. Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между описанными выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Платон желал построить идеальное государство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям.

     Подводя итог можно сказать, что с высот сегодняшнего дня идеи Платона действительно кажутся несколько утопичными, скользящими по поверхности моря жизненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех развитых стран часто ставят на первое место именно идею справедливости. А ведь это идея Платона!

     Библиография 

1. Алексеев  П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для ВУЗов.- М.: ТЕИС, 1996.- 504 с.

2. Виндельбанд В. История древней философии.- СПб., 1980.- 602 с.

3. Грот Н.Я. Очерк философии Платона. Издательство «Комкнига», 2007.

4. Кузнецов В.Г. Философия.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 519 с.

5. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях древних философов.- М.: Мысль, 1989.- 365 с.

6. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона" // Платон, собр. соч., т.1, М, 1990.

7. Платон. Государство. Законы. Политик. Издательство «Мысль», М., 1998.

8. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона.- М.: Искусство, 1991 .- 469 с.

9. Античная Философия // Жизнь и сочинения Платона. - М., 2001.- 124-131 с.

Информация о работе : Идеализм древнегреческого философа Платона