Защита населения и радиационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:19, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Защита населения и радиационная безопасность"

Работа состоит из  1 файл

все шпорызащита населения.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

1. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РБ (структура, функции)

Вопросами обеспечения  безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в республике занимаются различные  службы: гражданской обороны (ГО), министерства по чрезвычайным ситуациям и др.

Гражданская оборона РБ является государственной системой, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение специальных мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Она представляет собой совокупность органов управления, служб и формирований, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности населения республики при возникновении различных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характеров, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время.

Основными задачами ГО республики являются:

защита населения от последствий стихийных и экологических  бедствий, крупных аварий и катастроф, применение противником в военное  время современных средств поражения:

координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР) в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в очагах поражения;

создание и поддержание  в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и  контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

специальная подготовка руководящих кадров и сил ГО, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени:

участие в осуществлении  мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени.

Виды, объемы и сроки  проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГО, определяются правительством, министерствами и ведомствами  исходя из экономического и оборонного значения отдельных населенных пунктов  и объектов народного хозяйства.

Общее руководство ГО в РБ осуществляет ее Президент, непосредственно министр внутренних дел, который является и начальником ГО страны.

Основным звеном системы  ГО является объект народного хозяйства. На объекте выполняется весь комплекс мероприятий по защите рабочих и служащих, по обеспечению устойчивости работы объекта в военное время, в чрезвычайных ситуациях, по подготовке сил и средств к велению спасательных и других неотложных работ.

Руководящими органами Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) являются:

республиканская Комиссия по ЧС:

комиссии исполкомов соответствующих местных Советов  по ЧС;

ведомственные комиссии по ЧС, создаваемые при необходимости  руководителями министерств и ведомств.

Органами повседневного  управления РСЧС являются:

штабы ГО всех уровней;

дежурно-диспетчерские  службы министерств и ведомств.

Руководящие органы и  органы повседневного управления образуют систему управления РСЧС.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней проводят по своим планам мероприятия, направленные на предупреждение возникновения экстремальных ситуаций, а в период ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий привлекают для этих целей необходимые транспортные, спасательные, пожарные, медицинские, восстановительные, другие силы и средства, расположенные на их территории, а также материально-технические ресурсы, сети связи и информации.

Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения привлекаются необходимые силы и средства. Силы ГО состоят из войсковых частей, невоенизированных формирований, специально создаваемых подразделений аварийно-спасательной службы, штатных дежурных и специализированных формирований предприятии, учреждений, организаций, министерств и ведомств.

Войска ГО — это  мобильная часть сил, которая, как  правило, первая приступает к ликвидации последствий катастроф, аварий и прочего, обеспечивает ввод невоенизированных формирований в очаги поражения, выполняет наиболее сложные и трудоемкие задачи на важнейших объектах.

Основу сил ГО составляют и невоенизированные формирования гражданской обороны (НФГО) — это  группы людей, которые сформированы согласно штату в отряды, команды, группы, бригады, оснащенные специальной техникой и имуществом, обученные ведению спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Специальными являются формирования; разведывательные связи, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, материального обеспечения, технического обеспечения, зашиты сельскохозяйственных растений и животных, автомобильные и др.

 

Гражданская оборона (ГО) Республики Беларусь является системой государственных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны в ЧС мирного и военного времени. Организация и ведение гражданской обороны – одна из важнейших функций государства, составная часть гражданского и оборонного строительства, элемент безопасности страны и достигается проведением единой государственной политики на республиканском, областном и местном уровнях, системой мер законодательного, экономического, административного, технического и иного характера, соответствующим реальным угрозам и экономическим возможностям государства по их предотвращению.

Главными  целями государственной политики в  области гражданской обороны  являются:

 

создание необходимых  условий для предотвращения или  максимального снижения возможности  поражения населения страны от воздействия  современных средств поражения и вторичных факторов, возникающих при разрушении потенциально опасных объектов;

обеспечение устойчивого  функционирования экономики страны в военное время;

своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению;

жизнеобеспечение пострадавшего  населения, а также населения, оказавшегося в зонах поражения по установленным  нормативам военного времени.

Для достижения указанных  целей предусматривается решение  следующих основных задач:

обучение населения способам защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация постоянного  наблюдения и контроля на всей территории страны за уровнем зараженности (загрязненности) окружающей среды, продуктов питания и воды радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами;

оперативное доведение  до органов управления и населения  страны сигналов оповещения и информации о возникающих угрозах, порядке  и правилах поведения в сложившейся обстановке;

ведение радиационной, химической и неспецифической биологической  разведки, дозиметрического контроля облучения населения на зараженных (загрязненных) территориях;

обеспечение укрытия  населения страны в защитных сооружениях;

накопление расчетного количества средств индивидуальной защиты, хранение и организация их выдачи при возникновении угроз для населения, проживающего в зонах возможного поражения, заражения (загрязнения);

оказание своевременной  первой медицинской помощи пострадавшим;

подготовка и проведение в случае необходимости эвакуационных  мероприятий из районов, в которых  возникает реальная опасность массового  поражения населения;

создание системы жизнеобеспечения пострадавшего населения;

создание необходимой  группировки сил, их техническое оснащение и подготовка для оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

создание устойчивой системы управления мероприятиями  гражданской обороны;

осуществление комплексной маскировки неактивными средствами объектов в целях защиты от высокоточного оружия;

подготовка  и осуществление комплекса научно-методологических, организационных и технических  мероприятий, направленных на обеспечение  устойчивого функционирования экономики  и ее отдельных объектов;

подготовка  и переподготовка руководящего состава  гражданской обороны, ее органов  управления и сил;

проведение активной политики по сотрудничеству с зарубежными  странами в области гражданской  обороны.

В основе реализации государственной политики в области гражданской обороны лежат следующие основные принципы:

реализация мероприятий  гражданской обороны, в части  касающейся, является обязательной функцией Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций и граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

разумная достаточность  объемов и сроков планируемых  и реализуемых мероприятий гражданской  обороны, их оперативно-стратегическая и экономическая обоснованность;

организация руководства  мероприятиями гражданской обороны  на всех уровнях государственного управления, а также в областях, районах, городах  и организациях на принципах единоначалия;

сочетание территориально – производственного принципа, принципа централизма в управлении мероприятиями гражданской обороны с обязательным активным участием и инициативой местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и граждан в осуществлении этих мероприятий;

сочетание заблаговременной подготовки и осуществление ряда мероприятий (оперативное и мобилизационное планирование, обучение населения, подготовка сил и руководящего состава, создание резерва и системы управления и др.) в мирное время с созданием предпосылок для быстрого развертывания и наращивания сил и средств гражданской обороны в угрожаемый период;

соответствие характера  и объема мероприятий, способов и  методов их реализации стратегическим, оперативным и физико-географическим особенностям каждой области, района или города;

соответствие организационного построения гражданской обороны  требованиям военного времени;

рациональное  сочетание мероприятий гражданской  обороны с хозяйственными, социальными  и оборонными мероприятиями. Возможность  использования сил, средств, сооружений и имущества гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также в интересах экономики и обслуживания населения.

Основными направлениями  государственной политики в области  гражданской обороны являются:

создание законодательной и нормативной правовой базы в сфере защиты, безопасности и жизнеобеспечения населения в условиях вооруженных конфликтов, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, обучения населения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

разработка нормативных  правовых основ по введению в системе  гражданской обороны Республики Беларусь различного рода служб гражданской  обороны – по их профессиональной деятельности;

разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию мобильной и эффективной группировки сил гражданской обороны, включающей профессиональные подразделения гражданской обороны и гражданские формирования гражданской обороны;

разработка нормативной  правовой базы деятельности сил гражданской обороны, предусматривающей оптимальное их количество, численность, повышение уровня готовности, а также дополнительные моральные и материальные стимулы для личного состава;

реконструкция систем оповещения и связи, повышение  готовности сети наблюдения и лабораторного контроля;

разработка  комплекса мероприятий по созданию организационных, технических и  нормативных основ решения задач  жизнеобеспечения пострадавшего населения;

принятие эффективных  мер по сохранению имеющегося фонда  защитных сооружений, поддержанию их в готовности к использованию по основному предназначению;

проведение  градостроительных, инженерно-технических, экономических и иных мероприятий  в рамках инвестиционной политики государства  с учетом интересов обеспечения  защиты населения и территорий;

активное сотрудничество с зарубежными странами, общественными  объединениями в области гражданской  обороны. Всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности Союза России и Беларуси, стран  СНГ, в том числе созданию единой системы гражданской обороны.

 

 

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ  ЧС НА ЭКОНОМИКУ

Чрезвычайные ситуации могут влиять на экономику как  в масштабе страны, так и на уровне регионов, а также отдельных субъектов  хозяйствования. Воздействие ЧС на экономику проявляется в изменениях основных показателей экономических категорий. Целесообразно рассматривать воздействие типовых ЧС на экономические категории на макро- и микроуровне.

На макроуровне на экономику влияют ЧС природного, биолого-социального, социального и экологического характера, если их масштабы региональные или глобальные.

Информация о работе Защита населения и радиационная безопасность