Защита населения и хозяйственных объектов в ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического и биологического характера
Чрезвычайные ситуации – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от нормы и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду. Совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории, называется чрезвычайной ситуацией. Чрезвычайные ситуации носят случайный характер. Они могут возникать как в мирное, так и в военное время. По определению чрезвычайные ситуации (ЧС) представляют собой совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории.

Содержание

1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного, экологического и биологического характера
1.1 Характеристика возникновения очагов поражения при ЧС природного и техногенного характера___________________________________________ 3
1.2 Характеристика поражающих факторов, возникающих в очаге поражения при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое)____________________________________5
2. Правила поведения и действия людей в ЧС
2.1 Общие правила выживания при разливе ртути, выбросе аммиака, хлора, при отравлении угарным газом____________________________________________________________9
2.2 Виды пожаров и причины их возникновения________________________ 10
2.3 Мероприятия по предупреждению пожаров________________________11
3. Закон РБ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 5.07.1998.
3.1 Права и обязанности граждан РБ в области защиты населения и территорий от ЧС ___________________ 12
3.2 Директива Президента РБ №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»_____________________13
4. Способы защиты населения и ликвидация последствий ЧС
4.1. Эвакуация населения в мирное и военное время. Работа эвакопункта отправки и эвакопункта приема____________________________________ 15
4.2 Виды обеззараживания территорий, объектов, техники и санитарная обработка людей_________________________________________________17
5. Устойчивость экономики в чрезвычайных ситуациях и экологическая безопасность 5.1 Устойчивость объектов к воздействию поражающих факторов_____________________________________________________________9
Литература____________________________________________________________22

Работа состоит из  1 файл

СУРС.docx

— 217.09 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Виды пожаров  и причины их возникновения

При угрозе пожара:         *передвигайтесь в задымленном помещении ползком или пригнувшись, закрыв нос и рот мокрой тряпкой;            *в случае возгорания жира на сковороде накройте ее большой тарелкой, но не тряпкой.             *залейте очаг пожара водой или накройте одеялом (ковром);      *горящие электробытовые приборы тушите, только выключив из сети;                    Если огонь нельзя ликвидировать в кратчайшее время, выключите электричество, перекройте газ, срочно вызовите пожарных, уведите из опасной зоны детей, престарелых, и только потом начинайте тушить огонь своими силами. Ни в коем случае не открывайте окна, так как с поступлением кислорода огонь вспыхнет сильнее. При возгорании одежды на человеке немедленно повалите горящего, облейте его водой или накройте ковриком, курткой или пальто. При пожаре в здании не пытайтесь использовать для эвакуации лифт, который может остановиться в любой момент. При невозможности самостоятельной эвакуации обозначьте свое местоположение, свесив из окна белую простыню. Если к спасению один путь - окно, бросьте вниз матрасы, подушки, ковры, сократите высоту прыжка, используя привязанные к батареям шторы (простыни). Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги. В зависимости от места возникновения различают: пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; пожары в зданиях и сооружениях. Последние, в свою очередь, подразделяются на наружные (открытые), при которых хорошо просматриваются пламя и дым, и внутренние (закрытые), характеризующиеся скрытыми путями распространения пламени.     Классификация пожаров по типу:       *Индустриальные. (пожары на заводах, фабриках и хранилищах.);   *Бытовые пожары. (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения);           *Природные пожары (лесные и торфяные пожары).

2.3. Мероприятия  по предупреждению пожаров

Пожары  наиболее часто возникают в случаях  бесконтрольного обращения людей  с огнем и неправильной эксплуатацией  электроустановок. При возникновении  пожара следует принять меры его  локализации и тушения. При этом надо помнить, что пожары опасны повышенными  температурами, загазованностью и  задымленностью воздуха. Локализовать и тушить пожары можно водой, песком, одеждой, ветками деревьев, устройством  просек, препятствующих распространению  пожара. Пожары движутся по направлению  ветра. Если пожар не удалось локализовать, необходимо срочно покинуть очаг пожара. Методы противодействия пожару делятся на уменьшающие вероятность возникновения пожара (профилактические) и непосредственно защиту и спасение людей от огня. Для оперативного реагирования на пожар применяют пожарные оповещатели различных типов. Лесные пожары в Республике Беларусь – явление нередкое, они возникают ежегодно. Под лесными пожарами понимается неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. При жаркой погоде достаточно не пройти дождям 15-18 дней, как лес становится пожароопасным. От грозовых разрядов и самовоспламеняющейся торфяной крошки происходит незначительное число пожаров. В 90-97 случаях из 100 виновниками лесных пожаров оказываются люди, которые не проявляют в лесу должной осторожности при обращении с огнем в местах работы и отдыха.

Согласно  статистическим данным, 60% всех лесных пожаров зарождается в 5-километровой природной зоне, а 93%-в 10-километровой. В середине лета значительное число пожаров возникает в местах сбора ягод и грибов. Лесные пожары ежегодно наносят значительный ущерб народному хозяйству. От огня гибнут деревья, кустарники, заготавливаемая лесная продукция, строения и сооружения, животные и растения. Потери лесной продукции от пожаров за последние 5 лет на территории Республики Беларусь составили более 20 тыс.га.

В зависимости от характера возникновения  и состава леса пожары подразделяют на низовые, верховые и почвенные. Важнейшей характеристикой пожаров является скорость распространения и глубина прогорания подземных пожаров. По этим характеристикам лесные пожары подразделяют на слабые, средние и сильные. Скорость распространения слабых пожаров не превышает 1м/мин, среднего-1-3м/мин, сильного – свыше 3м/мин. Слабый верховой лесной пожар имеет скорость до 3м/мин, средний -до 100м/мин. Слабый (почвенный) подземный пожар, глубина прогорания которого не превышает 25 см, средний – от 25 до 50см, сильный – более 50см.особенно большой ущерб лесам наносят верховые пожары – это пожары, когда горят кроны деревьев верхнего яруса леса.

3. Закон РБ «О защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера» от 5.07.1998.

 

3.1. Права и обязанности  граждан РБ в области защиты  населения и территорий от  ЧС

Граждане Республики Беларусь в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право:

*на защиту жизни, здоровья  и личного имущества в случае  возникновения чрезвычайных ситуаций;

*использовать в соответствии  с планами ликвидации чрезвычайных  ситуаций средства коллективной  и индивидуальной защиты и другое имущество республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

*на информацию о риске, которому  они могут подвергнуться в  определенных местах пребывания  на территории страны, и о мерах  необходимой безопасности;

*обращаться лично, а также  направлять в республиканские  органы государственного управления  и местные исполнительные и  распорядительные органы индивидуальные  и коллективные обращения по  вопросам защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций;

*участвовать в установленном  порядке в мероприятиях по  предупреждению и ликвидации  чрезвычайных ситуаций;

*на возмещение ущерба, причиненного  их здоровью и имуществу вследствие  чрезвычайных ситуаций;

*на бесплатное медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание  и работу в зонах чрезвычайных  ситуаций;

*на бесплатное государственное  социальное страхование, получение  компенсаций и льгот за ущерб,  причиненный их здоровью при  исполнении обязанностей в ходе  ликвидации чрезвычайных ситуаций;

*на пенсионное обеспечение в  случае потери трудоспособности  в связи с увечьем или заболеванием, полученными при исполнении обязанностей  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, в порядке,  установленном для работников, инвалидность  которых наступила вследствие  трудового увечья;

*на пенсионное обеспечение по  случаю потери кормильца, погибшего  или умершего от увечья или  заболевания, полученных при исполнении  обязанностей по защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций, в порядке, установленном  для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и  размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в  соответствии с перечисленными в  настоящей статье правами, устанавливаются  законодательством Республики Беларусь.

 

Граждане Республики Беларусь в области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:

*соблюдать законодательство в  области защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций;

*соблюдать меры безопасности  в быту и повседневной трудовой  деятельности, не допускать нарушений  производственной и технологической  дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

*изучать основные способы защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций, приемы оказания  первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными  и индивидуальными средствами  защиты, постоянно совершенствовать  свои знания и практические  навыки в указанной области;

*выполнять установленные правила  поведения при угрозе и возникновении  чрезвычайных ситуаций;

*оказывать при необходимости  содействие в проведении аварийно-спасательных  и других неотложных работ.

 

3.2. Директива  Президента РБ №1 «О мерах  по укреплению общественной безопасности  и дисциплины»

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины: 

1. Совету Министров Республики  Беларусь, республиканским и местным  органам государственного управления, другим государственным органам  и организациям:  1.1. в 2004 году повсеместно провести обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;          1.2. организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;       1.3. включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;             1.4. обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;            1.5. регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;   1.6. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения:       *о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;     *об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения;           *о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.

2. Совету Министров Республики  Беларусь:        2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;        2.2. совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать и до 1 июня 2004 г. представить Президенту Республики Беларусь проект правового акта, в котором предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004 - 2007 годы;        2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения либо в установленном порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов:      *о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений;   *об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;          *об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

3. Комитету государственной  безопасности, Министерству внутренних  дел совместно с Министерством  транспорта и коммуникаций, Государственным  комитетом по авиации, Белорусской  железной дорогой и Минским  горисполкомом разработать и  осуществить дополнительные организационные,  режимные и иные меры, обеспечивающие  безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным  транспортом и в Минском метрополитене.

4. Министерству по чрезвычайным  ситуациям, Министерству внутренних  дел, местным исполнительным и  распорядительным органам до 1 апреля  2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

5. Комитету государственного  контроля усовершенствовать методику  проверок субъектов предпринимательской  деятельности, усилить внимание  к предупреждению правонарушений  в реальном секторе экономики  и социальной сфере.

6. Министерству информации, печатным и электронным средствам  массовой информации:              *с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов;     *систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения;             *исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.

7. Облисполкомам и Минскому  горисполкому до 1 октября 2004 г. обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов.

 

 

4. Способы защиты населения и  ликвидация последствий ЧС

 

4.1. Эвакуация населения  в мирное и военное время.  Работа эвакопункта отправки  и эвакопункта приема

Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия, в безопасный район (загородную зону) из районов чрезвычайной ситуации.

Эвакуация планируется заблаговременно, а  осуществляется при возникновении  реальной угрозы населению в конкретной чрезвычайной ситуации, когда другим способом его защитить невозможно.

В плане эвакуации предусматривается:

Информация о работе Защита населения и хозяйственных объектов в ЧС