Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:09, реферат

Описание

Основные понятия валеологии. Предмет валеология. Связь валеологии с другими науками. Задачи валеологии. Методы исследования валеологии.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 24.78 Кб (Скачать документ)

 

 

 

                                                                                                                

 

 

                     Реферат

 

       Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: Абдрамбек Д Арх 10-2*

                                                   Принял:_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Алматы 2013

 

Лекция 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни

 

ВАЛЕОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ- 2 часа.

ПЛАН:

1. Основные понятия валеологии.

2. Предмет валеология 

3. Связь валеологии с другими науками

4.Задачи валеологии

5.Методы исследования  валеологии 

 

1. Основные понятия валеологии.

Главная задача воспитания в высшем учебном заведении - подготовка   высококвалифицированных  специалистов  с  навыками организаторской и общественно - политической работы, со способностями руководителя и воспитателя своих подчиненных.

Разносторонность задачи   воспитательного процесса в вузе определяет его содержание включающее основные его направления: идейно  политическое,  нравственное, профессиональное,  трудовое, эстетическое, правовое и валеологическое.

Физическое воспитание, как составляющая валеологии, способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда студентов, формирует элементы физической культуры. От физического развития, телосложения, физической подготовленности, состояния здоровья, работоспособности выпускников вузов во многом зависит степень выполнения социально - профессиональных функций.

Хорошее физическое состояние - состояние  здоровья является одним   из   результатов   систематических   занятий   физическими упражнениями, физической тренировки и ведение здорового образа жизни, основой эффективности учебной и трудовой деятельности.

В таблице 1. приведена структура  валеологии человека.

К.И.Брехман (1987) ввел термин «валеология»  (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). Валеология  как наука и учебная дисциплина получает широкое признание.

По мнению В.Н.Вайнера (2001) одного из авторов учебника «Валеология» для вузов  определяет её основополагающие позиции.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит  одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены  на предупреждение болезней ( В.Н.Вайнер, 2001). 

 

 

  

 

Таблица 1. 

 

 

  

 

2.  Предмет валеология

Валеология   рассматривается   как   специально организованная целенаправленная     систематическая деятельность, направленная на совершенствование форм и функций организма, его двигательных возможностей, физического состояния, овладение системой знаний, умений и навыков сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни, укрепления потребности в систематическом физическом самосовершенствовании  и  способов  активизации   познавательной деятельности занятиями физической культурой, здоровым образом жизни.

В связи с этим предметом валеология молодежи является исследование педагогических закономерностей физического совершенствования человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специального организованного педагогического процесса по формированию гармонично развитой личности.

Отсюда объектом   валеологии   как науки является целенаправленная   педагогическая   деятельность   преподавателей с целью формирования у студентов навыков здорового образа жизни, вооружения знаниями, умениями сохранения и улучшения состояния здоровья и физического совершенствования человека.

Под     физическим     совершенствованием      понимается целенаправленный педагогический процесс улучшения физического развития, телосложения, физической и функциональной подготовленности и такой уровень физического состояния, который обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни и является базисом активной творческой жизнедеятельности, успешной учебной и предстоящей производственной деятельности, жизненной позиции. 

 

3. Связь валеологии с другими науками

Валеология тесно связана и взаимодействует с другими науками: анатомией, физиологией, психологией, социологией, философией, математикой, кибернетикой и др. О связи валеологии с названными выше науками будет идти речь постоянно при последующем изложении конкретных вопросов воспитания. Здесь же необходимо коснуться некоторых общих вопросов этой проблемы.

Приоритетным направлением физического  воспитания является сохранение и улучшение  здоровья человека. В связи с этим физическое состояние человека должно быть объектом врачебно-педагогических исследований. Важно отметить, что  составными элементами здоровья являются физическое развитие, телосложение,  функционирование сердечно - сосудистой системы, физическая подготовленность и физическое состояние. Поэтому для эффективного управления и физического совершенствования человека необходимо осуществить комплексную оценку его подготовленности с использованием широкого круга разнообразных показателей: физического развития и телосложения, физической   и   функциональной   подготовленности.   Выявленную всестороннюю информацию можно использовать для определения степени здоровья человека. Необходимо отметить, что для индивидуализации процесса физического совершенствования важно знать   личностные характеристики   человека   для   чего   необходимо   использовать психологические методики /тесты Кетолла, Айзенка, Стреляу и Пейсахова-Габдреевой/. Комплексной учет данных врачебно-педагогических и психологических   исследований   позволяет   получить   объективную информацию о физическом состоянии и обоснованно определить формы, методы и средства оздоровительно-профилактической физкультуры. Разнообразная информация обеспечивает коррекцию оздоровительно - профилактического процесса и физического совершенствования человека и способствует целенаправленному его построению.

Изложенное позволяет   сделать вывод о том, что только комплексная информация с применением педагогических исследований и врачебных обследований, методов информационного обеспечения помогают при решении задачи по:      

1.Определению физического состояния;

2.Оценке физического развития, физической и функциональной  подготовленности;

З.Выявлению динамики физического  совершенствования человека;

4.Определению    эффективных    средств    оздоровительной направленности;

5.Изучению системы планирования  процесса совершенствования;

6.Индивидуализации физического  совершенствования;

7.Развитию потребности  в самостоятельных систематических, практических занятий физическими упражнениями;

8.Обучению методам самоконтроля  и др.

Информация о физическом совершенствовании  человека должна рассматриваться     во  взаимосвязи  с  педагогическими,  медико-биологическими и психологическими показателями, что позволяет педагогу объективно управлять физическим состоянием.

С целью    количественного анализа педагогических явлений используется математическая статистика.

Использование математической статистики - одно из эффективных средств познаний объективных законов физического  совершенствования и воспитания.

Для  определения   эффективных  оздоровительных  средств физического    совершенствования    необходимо        определение корреляционных зависимостей показателей физического развития, телосложения и физической, функциональной подготовленности.

Такой подход определения научно обоснованных средств физического совершенствования  молодежи позволяет более эффективно планировать     оздоровительно-профилактическую     работу     и целенаправленно подходить к выбору упражнений, что обеспечивает организованную целенаправленную   систематическую педагогическую деятельность преподавателя.    

4.Задачи валеологии

Основные задачи:

1.     Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

2.     Формирование установки на здоровый образ жизни;

3.     Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Физическое совершенствование  рассматривается как улучшение  и сохранение здоровья и физического  состояния, и решает задачи воспитательные, образовательные, оздоровительные  и обучения.

Воспитательными задачами   валеологии   являются формирование у людей высоких морально- политических качеств, выработка навыков и привычек высоко дисциплинированного поведения. Как  педагогический   процесс  физическое   воспитание  оказывает разностороннее воспитательно-образовательное воздействие.

Характерными для физического  воспитания являются задачи воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Эти задачи связаны  с направленным формированием гармонично развитой личности. Оздоровительно - профилактическое образование - это совокупность систематизированных и специальных знаний, навыков  умений по предупреждению различных распространенных заболеваний. Образовательные задачи, решаемые   в процессе оздоровительной физкультуры, включают в себя обучение жизненно важным, спортивным, профессионально прикладным двигательным умениям и формирование навыков   здорового   образа жизни. К образовательным задачам педагогического процесса относится изучение основ теории и методики оздоровительной физкультуры. На основе знаний подкрепляемых на практике, формируются убеждения в полезности и необходимости регулярных занятий  физическими упражнениями  оздоровительной направленности. Убеждения в свою очередь, являются основой формирования потребности в занятиях физическими упражнениями.

Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья , закаливание организма, повышение    сопротивляемости различным заболеваниям. Успешность решения оздоровительных задач зависит от соблюдения требований педагогического принципа оздоровительной направленности практических занятий физическими упражнениями. На практических занятиях   по оздоровительной физкультуре решается основная задача, связанная с физическим развитием занимающихся.

Под физическим развитием понимается педагогический процесс становления  и совершенствования форм и функций  организма. Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые  происходят в укреплении и совершенствовании  физических сил человека, а также  его здоровья под влиянием следовых явлений и специально организованного  воспитания. В этом смысле оно выступает  как результат физического воспитания.

Физическая подготовленность, а  в целом физическое состояние, также  рассматривается как результат  целенаправленного педагогического  процесса, формирование личности средствами физического воспитания.  Обучение   - целеустремленный, организованный процесс овладения знаниями, навыками и умениями, которые необходимы молодежи для поддержания высокой работоспособности, сохранения и улучшения здоровья, здорового образа жизни.

Важнейшим средством образования  и воспитания является обучение, под  которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. 

 

5.Методы исследования валеологии

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью  системы    разнообразных методов. К ним относятся:

педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение  передового педагогического опыта, социологические методы исследования  /анкетирование, рейтинг/,  методы математической статистики, метод теоретического анализа педагогических идей и методы оценки составляющих здоровье – оценки физического развития, физической подготовленности физического состояния.

Рассмотрим кратко сущность каждого  из этих методов. 

Метод оценки физического  состояния с использованием информационных технологий: система телеметрического компьютерного комплекса о данных физического состояния; монитора сердечного ритма;  интерфейса и программного обеспечения; весов анализаторов жировой массы тела.

Метод педагогического  наблюдения. Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя.   Изучение   педагогических   явлений   требует   от исследователя их непосредственного изучения, накопления и фиксации фактического материала. Так наблюдение создает почву для теоретических выводов, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.

Педагогический эксперимент. Это специально организованная педагогическая деятельность преподавателей и испытуемых с заранее заданными исследовательскими целями. В этом плане применяются различные   виды   экспериментов:   констатирующий,   созидательно-преобразующий и контрольный, естественный, модельный, лабораторный.

Социологические методы исследования / анкетирование, рейтинг / Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Рейтинг комплексная оценка всесторонней подготовленности человека, позволяющая аттестовать его.

Математические методы исследования. С целью количественного анализа педагогических явлений используется математическая статистика.

Весьма важным в педагогических исследованиях является метод теоретического анализа педагогических идей. Он позволяет не только делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания, но и находить новые закономерности там, где нельзя их выявить с помощью эмпирических методов исследования.

Важно отметить тот факт, что физическое воспитание в основном направлено на физическое совершенствование человека. Физическое совершенствование включает в себя те качественные изменения, которые  происходят в укреплении и улучшении  здоровья человека под влиянием специально организованного воспитания. Поэтому  результативность физического  совершенствования  не  должна  выражаться  только показателями уровня физической подготовленности, но и данными физического развития, функционального и физического состояния. Для  полной   характеристики   воспитательно-оздоровительного   процесса необходимо использовать медико - биологические врачебные обследования доступные каждому педагогу. В процессе физического совершенствования необходимо  использовать:  контрольные  испытания,  исследования физического развития, телосложения и функционального состояния сердечно - сосудистой системы, физического состояния.

Информация о работе Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни