Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:07, реферат

Описание

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.
Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3Тереотические основы БЖД……………………………………………………5
Составляющие система «Человек-среда обитания»…………………...……7 ЧС. Классификация ЧС…………...…………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...17 Список использованных источников………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

тлорл.docx

— 37.34 Кб (Скачать документ)

Как правило, мы не можем  назвать примеров отдельного существования  каждого из перечисленных выше компонентов  жизненного среды - природного, социального  или же техногенного. Каждый из компонентов  жизненного среды взаимосвязан с  другими, и человек или социальная общность чувствует уже результат  их комплексного действия.

Уровне системы "человек - среда обитания"

Субъектом системы "человек - среда обитания" может быть как  отдельный человек, так и любое  сообщество, членом которой является этот человек. Социальные сообщества в  свою очередь могут быть составными частями других сообществ, те, в свою очередь, входят в еще больших. Как  правило, всегда можно говорить о  определенную иерархию социальных общностей. В одних случаях эта иерархия жестко определена и регламентирована, например, в различного рода производственных структурах и в армии. В других случаях она существует, несмотря на отсутствие такой регламентации.

Рассмотрим пример такой  иерархической структуры человеческих сообществ, исходя из принципа места  проживания человека.

Минимальной сообществом  может рассматриваться союз двух людей (диада). Как правило, это семья. Но это также могут быть двое студентов, проживающих в общежитии. Такое  сообщество назовем мікроколективом, что принадлежит к большему коллектива - жителей дома (общежития). Условия  проживания в отдельных домах  в значительной мере определяются качеством  коммунального обслуживания, которое  осуществляет жилищно-квартирный управления или другая аналогичная структура  того микрорайона, в котором находится дом. Таким образом, жители микрорайона могут рассматриваться как члены одного большого коллектива, который мы назовем макроколектив. Микрорайон является составной частью города, а, следовательно, население города - это социальная общность высшего иерархического уровня по отношению к тем, которые рассматривались ранее. Еще высшие иерархические сообщества - это население области, страны, континента и, наконец, человечество.

Так же мы можем рассмотреть  примеры других иерархических структур, построенных по другому принципу - производственным, учебным и т.д. Например, студенческая группа, коллектив  факультета, университета, студенчество города, страны. Максимальное количество членов микроколлектива, как правило, 20...30 человек, но может быть и больше. 

Поскольку любая социальная группа или человек, который в  одном случае является субъектом  системы, другим вместе является лишь составной частью другого субъекта другой системы, а тот, в свою очередь, входит в субъекта более высокого уровня, то существуют системы "человек - среда обитания" разного уровня. Уровни этих систем определяются уровнем  их субъектов. Итак, основываясь на вышеприведенном примере, мы можем  говорить об уровне системы "человек - среда обитания" с одного лица, семьи, жителей жилого дома, микрорайона, населенного пункта и т.д.

Для систем различного уровня различными является не только субъект, но и объект - жизненная среда, поскольку  пределы его определяются тем, где  находятся или могут находиться в настоящее время члены социальной общности - субъекта системы. От уровня системы "человек - среда обитания" зависит также отнесения опасности  к соответствующей категории - поражающий фактор, опасная ситуация ли источник опасности. 

Для отдельного человека, то есть когда мы говорим о системе "человек - среда обитания" с  одним лицом, все другие люди и  любые сообщества являются элементами жизненной среды, а именно социальной среды.

Для глобальной системы "человек - среда обитания" все люди являются составляющими общечеловеческого  сообщества, а жизненная среда  состоит из природного - Земли и  космического пространства, что окружает ее, и техногенной среды, созданного человечеством за всю историю  его существования. 

Для систем любого другого  уровня всегда необходимо определить, какие люди и сообщества являются внутренними компонентами той общности, для которой рассматривается  система "человек - среда обитания", а какие являются элементами социальной среды, которая окружает эту сообщество.

 

ЧС. Классификация  ЧС

 

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных  аварий и катастроф, а также экологических  бедствий нарушаются нормальные условия  жизнедеятельности людей, возникает  реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и  населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся  в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может  повлечь или уже повлек за собой  человеческие жертвы, причинить ущерб  здоровью людей или окружающей природной  среде, сопровождаться значительными  материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению  Правительства Российской Федерации  от 13.09.1996 г. «Положение о классификации  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере  возникновения, по масштабу последствии  и по ведомственной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

По сфере возникновения

По масштабу последствий

По ведомственной принадлежности

ЧС природного характера (стихийные  бедствия)

частные (выходит из строя установка, аппаратура и т.д.)

на промышленных предприятиях

ЧС техногенного характера

локальные (происходит на территории одного пред приятия, пострадавших не более 10 человек)

на сельскохозяйственных объектах

ЧС социально-криминального характера

местные (происходит на территории населенного  пункта, пострадавших от 10 до 15 человек)

в строительстве

ЧС экологического характера

территориальные (занимает территорию одного субъекта России, пострадавших от 50 до 100 чело век)

в лесном хозяйстве

ЧС биологического характера

региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос сии, пострадавших от 100 до 500 человек)

в жилищной сфере

ЧС военного характера

федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек)

 
 

трансграничные (глобальные), выходящие  за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек

 

 

По масштабу распространения  и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить  их на группы (природные ЧС, техногенные  ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные  и др.) (рис. 1).

ЧС природного характера (стихийные бедствия)

 


 

 


 




 




 




 

 

 

 

Рис.1. Схема классификации  ЧС

 

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений  здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждый человек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность - это состояние  защищенности человека, его имущества  и окружающей среды от воздействия  неблагоприятных опасных факторов.

 Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный  процесс взаимодействия человека и  окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

• распознавание и оценка негативных воздействий среды обитания;

• снижение отрицательных  последствий опасных и вредных  факторов на окружающую среду и человека;

• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных  и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к  окружающей среде, привитие подрастающему  поколению основных умений и навыков  существования в различных опасных  ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы  обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает  кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием  у студентов мировоззренческих  установок здорового образа жизни  и безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Непрерывное взаимодействие человека с живой и неживой  природой реализуется через потоки масс веществ, энергии и информации. В тех случаях, когда эти потоки превышают предельно допустимые уровни своих значений, они приобретают  способность причинять ущерб  здоровью человека, наносить вред природе, разрушать материальные ценности и  становятся опасными для окружающего  их мира. Источники опасности имеют  естественное, антропогенное или  техногенное происхождение.

Мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия  опасностей техносферы объективно требует  от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем  безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

Достижение приемлемого  уровня безопасности в системе «человек-среда  обитания» неразрывно связано с  необходимостью глубокого анализа  причин роста численности и уровня действующих в техносфере опасностей; изучение причин принудительной потери здоровья и гибели людей; разработки и широкого применения превентивных защитных мер на производстве, в  быту и в регионах техносферы. Важную роль в сохранении здоровья и жизни  людей в настоящем и будущем  призвана играть информационная деятельность государства в области прогнозирования  опасностей среды обитания. Компетентность людей в мире опасностей и способы  защиты от них – необходимое условие  достижения безопасности жизнедеятельности  человека на всех этапах его жизни.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и  др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2003 г.
  2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности», 2004 г. №1, с. 4–10).
  3. Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2002 г. №2, с. 37–40, №3-c. 37–43).
  4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2004.
  5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2005 г.
  6. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2006 г.
  7. Ресурсы интернета

 


Информация о работе Теоретические основы безопасности жизнедеятельности