Стрессы в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва¬ем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны.

Содержание

Введение……………………………………………….…………....................3
1. Понятие стресса………………………………………………….……......4
2. Причины и признаки стрессового состояния………………...................8
2.1 Организационные факторы…………………………………..….…..8
2.2 Личностные факторы…………………………………………..….…9
3. Адаптация к стрессу……………………………………….……………12
4. Стадии стресса…………………………………………….…………….13
5. Способы борьбы со стрессом……………………………….……….…16
5.1 Релаксация……………………………………………….……….…17
5.2 Концентрация……………………………………………..………...18
5.3 Регуляция дыхания………………………………………..………...18
6. Стресс – стиль жизни?.............................................................................20
6.1 Стрессовый стиль жизни……………………………….………..…20
6.2 Нестрессовый стиль жизни…………………………….………..…20
Заключение……………………………………………………….………....21
Список используемой литературы…………………………………...……22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по дисциплине БЖД.docx

— 81.79 Кб (Скачать документ)

Конфликт ролей может  также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два  руководителя могут дать работнику  противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник  отдела технического контроля требует  соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может  также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может  почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

  1. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление  об ожиданиях руководства - что они  должны делать, как они должны делать и как их после этого будут  оценивать.

  1. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды  на понятие "интересная" работа у  людей различается: то, что кажется  интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно  другим.

  1. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к  другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком  уровне, а стресс - на возможно более  низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации  должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

2.2 Личностные  факторы

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни  мы испытываем и другие положительные  ощущения: к примеру, радость (окончание  школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного  результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как  положительные, так и отрицательные  ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и  становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места  работы или места жительства и  т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые  тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных  испытаниях. Эти адаптационные способности  мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью  различных упражнений. Приведем несколько  выводов, отвечающих на вопрос, как  можно своевременно подготовиться  к стрессогенному событию или  жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

  1. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.
  2. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.
  3. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.
  4. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.
  5. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.
  6. Анализ процесса реагирования
  7. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.

Устойчивость человека к  возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего  индивидуально-психологическими особенностями  и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные  социально-экономические последствия  стресса — неудовлетворенность  работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров — акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Адаптация  к стрессу

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации  достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с  внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс  адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и  обеспечивает формирование нового гомеостатического  состояния, которое позволяет достигать  максимальной эффективности физиологических  функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся  не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также  постоянно должен осуществляется процесс  адаптации.

Вышеприведённое относится  в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что  решающую роль в процессе поддержания  адекватных отношений в системе  “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры  системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают  как результат деятельности целостной  самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая  при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина  остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с  собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

  • оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  • установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

 

 

 

 

 

 

4. Стадии стресса

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

  • стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  • стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  • явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным  образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия  вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность  психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование  самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

— неопределенное беспокойство,

Представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную  и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога  может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными  формами поведения.

Информация о работе Стрессы в жизни человека