Способы поддержания здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование и изучение здорового образа жизни.
Для достижения вышеуказанной цели нам необходимо решить следующие задачи.
Рассмотреть, что входит в понятие здорового образа жизни, изучить основные составляющие элементы здоровья, для определения основных направлений здорового образа жизни.
Определить способы, которые сопутствуют ведению здорового образа жизни, а так же рассмотреть социальные факторы, которые влияют на ведение населением здорового образа жизни, более подробно рассмотрим так же каким образом они оказывают свое влияние, содействие и препятствие здоровому образу жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Содержание понятия здорового образа жизни и основные
составляющие здоровья…………………………….................... 4
1.1 Содержание понятия здорового образа жизни………………… 4
1.2 Основные составляющие элементы здоровья………………… 5
Глава 2. Способы поддержания здорового образа жизни……………… 7
2.1 Основные элементы здорового образа жизни………………… 7
2.2 Влияние социальных факторов на здоровый образ жизни человека…………...…..………………………………………… 9
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список использованной литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

Здоровый образ жизни.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..     2
Глава 1. Содержание  понятия здорового образа жизни  и основные

составляющие  здоровья……………………………....................    4

  1.1 Содержание  понятия здорового образа жизни…………………    4
  1.2 Основные составляющие элементы здоровья…………………   5
Глава 2. Способы поддержания здорового образа жизни………………    7
  2.1 Основные элементы здорового образа жизни…………………   7
  2.2 Влияние социальных факторов на здоровый образ  жизни человека…………...…..…………………………………………     9
Заключение……………………………………………………………………. 13
Список  использованной литературы ………………………………………... 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире постоянно возрастает количество факторов, способных оказать вредное влияние на состояние здоровья человека.

     К таким факторам можно отнести развитие промышленных производств, загрязняющих окружающую среду, различные социальные, экономические и политические потрясения в обществе, влекущие за собой неблагоприятное отражение как физическом, так и на нравственном здоровье населения.

     Изучение  здорового образа жизни преследует цель выработки определенных мер  и способов для поддержания организма  в надлежащем состоянии, смягчении отрицательных воздействий окружающей среды.

     Состояние здоровья общества в целом и в  отдельности каждого человека оказывает  значительное влияние на другие сферы. Так, повышение уровня жизни населения  не будет достаточно эффективным, если способность человека к труду не будет возможной по причине наличия у него недостатков здоровья, препятствующие его трудовой деятельности.

     Соблюдение  здорового образа жизни делает человеческий организм готовым к оказанию сопротивления  вредным влияниям, что положительно отражается на развитии общества.

     Социальная  политика государства должна быть в  обязательном порядке направлена на распространение и приобщение общества к соблюдению правил здорового образа жизни. В особенности это касается молодого поколения, которое в большей степени подвержено переутомлениям, перегрузкам, неправильному питанию, нарушению правильного режима дня, что обусловливается условиями жизни в современном мире. 

     Целью данной работы является исследование и изучение здорового образа жизни.

     Для достижения вышеуказанной цели нам  необходимо решить следующие задачи.

  1. Рассмотреть, что входит в понятие здорового образа жизни, изучить основные составляющие элементы здоровья, для определения основных направлений здорового образа жизни.
  2. Определить способы, которые сопутствуют ведению здорового образа жизни, а так же рассмотреть социальные факторы, которые влияют на ведение населением здорового образа жизни, более подробно рассмотрим так же каким образом они оказывают свое влияние, содействие и препятствие здоровому образу жизни.

     Поставленная  цель и задачи определили структуру  данной работы. Данная работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Содержание понятия здорового образа жизни и основные составляющие здоровья

    1. Содержание понятия здорового образа жизни

   Здоровый  образ жизни – это сложившийся  у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

   Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии –  науки об индивидуальном здоровье человека. Валеология ( от лат. Valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

      Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

      Здоровье  – это первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

      Здоровый  образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

      Отечественными  учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного  здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний —  первичную профилактику, предотвращающую  их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях .

      Здоровый  образ жизни зависит от:

    1. объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
    2. конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
    3. системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

     Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества. 
Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии.1
 

    1. Основные  составляющие элементы здоровья

   По  определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном: Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно отсталым, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.2

   Глава 2. Способы поддержания  здорового образа жизни

   2.1 Основные элементы здорового образа жизни

   Здоровый  образ жизни включает в себя следующие  основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.3 Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

     Важным  элементом здорового образа жизни  является личная гигиена. Личная гигиена  включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.4 

    2.2. Влияние социальных  факторов на здоровый  образ жизни человека 

   Существующая  система здравоохранения, ориентированная  главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями, неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения  нашей страны. Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия физической культурой, спортом, туризмом, рекреационные занятия

физическими упражнениями. Человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче  переносит тяготы жизни, на 15—20 % более  инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба. Активная роль физической культуры в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека. Следовательно, проблема внедрения ЗОЖ в быт не может решаться изолированно от решения других экономических, политических, социокультурных проблем, стоящих перед обществом. Проблема ЗОЖ и использования физической культуры спорта  в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном. Иными словами, создание и обеспечение экономических, правовых, этических и прочих общесоциальных норм отношения к ФКС и ЗОЖ должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне. Это значит, что решение проблем ЗОЖ, развития ФКС в значительной мере и весьма тесно связано с использованием людьми, обществом в целом своего свободного времени, являющегося неизмеримым социальным богатством и объективным пространством осуществления культуры человека. Социальная сущность свободного времени в том, что оно превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства. В человеке воедино заключены объект и одновременно субъект деятельности свободного времени, а также субъект трудового процесса. Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, — с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались индивидом, разумеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время. Свободное время используется отдельным человеком преимущественно в соответствии с его индивидуальными представлениями о целесообразности его расходования, которые складываются, как правило, эмпирическим путем. В поведении человека в свободное время, в том числе в занятиях физическими упражнениями, спортом, туризмом, играми, сказываются социально- психологические явления традиций и конформизм в принятии норм поведения непосредственно окружающей общественной среды. Особенности отношения людей к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях явились предметом специального исследования, поскольку в последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической структуре общества, что не могло не отразиться на состоянии массовой физкультурно-оздоровительной работы. За период социально-экономических реформ изменились и формы проведения активного отдыха. Это до некоторой степени можно объяснить понижением жизненного уровня трудящихся, особенно в первые годы социально-экономических реформ. В числе основных причин прекращения занятий в период социально- экономических реформ было, по мнению большинства респондентов, отсутствие времени, большая занятость домашними делами и уходом за детьми, плохое состояние здоровья и отсутствие спортивной одежды и обуви. В последние полтора — два года существенно изменилось отношение широких слоев населения к занятиям спортом. Систематические учебно-тренировочные занятия существенно сокращены (до 2—4 раз) многими любителями спорта. Все возрастающую популярность получили самодеятельные групповые и индивидуальные физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства и отдыха. Этот период в отношении городского населения к физической культуре и спорту можно оценивать как современную тенденцию развития и функционирования физкультурно-спортивного движения. Увеличение свободного времени, расширение досуга может сопровождаться растущим распространением пассивных форм деятельности, потреблением материальных благи информации и сокращением активной деятельности, в том числе занятий ФКС при условии, если регуляция досуга, свободного времени будет осуществляться стихийно, самотеком. Важную социально-педагогическую роль играет организующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта, которая в той или иной степени имела место во все времена и в различных социальных общностях. 
Прогрессивная стандартизация бытового уклада означает выбор и активное потребление полезных и ценных для развития и совершенствования человека и общества благ и оптимальную структуру затрат добровольно расходуемого времени. Включение и использование средств ФКС в свободном времени зависит от сложившихся или создаваемых заново бытового режима, повседневного быта семьи, обычного распределения затрат времени на различные виды деятельности. При этом определяющее влияние оказывают экономические условия семьи, существующие в ней и преобладающие ценностные ориентации, и социально- психологические отношения, а также интенсивность и эффективность воздействия внешних стимулов, формирующих социальное поведение членов семьи.5
 

Информация о работе Способы поддержания здорового образа жизни