Саморегуляция личности психолога во взаимодействии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:23, реферат

Описание

Истинно-человеческий, субъектный способ жизни, описанный С.Л.Рубинштейном, предполагает хорошо развитую способность к управлению собственными ресурсами, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренними состояниями и формами поведения. На современном этапе возрастающие информационные и эмоциональные нагрузки на человека еще более обостряют необходимость развития и совершенствования этой способности. Возможности саморегуляции личности, ее адекватное реагирование на различного рода внешние воздействия, управление многообразием своих психических состояний как проблема психического здоровья, «выявления деятельного, автономного, конструктивного начала личности» (Л.И.Анцыферова) вызывают все больший интерес исследователей. Саморегуляция, в отличие от спонтанной активности, психофизиологической реактивности и активности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами, ситуацией, предполагает субъектную активность, рефлексию и осознание собственных состояний, причин их возникновения и возможностей изменения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие саморегуляции……………………………………………………….5
2. Приобретение и использование навыков саморегуляции………………….6
3. Методы оптимизации психического
состояния практического психолога…………………………………………….9
3.1. Аутогенная тренировка Шульца…………………………………….11
3.2. Самовнушение по Э. Куэ…………………………………………….13
3.3. Техника самовнушения по Куэ……………………………………...15
3. 4. Мышечная релаксация Ж. Джекобсона…………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Саморегуляция личности психолога во взаимодействии.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  саморегуляции……………………………………………………….5

2. Приобретение  и использование навыков саморегуляции………………….6

3. Методы  оптимизации психического

состояния практического психолога…………………………………………….9

     3.1. Аутогенная тренировка Шульца…………………………………….11

     3.2. Самовнушение по Э. Куэ…………………………………………….13

     3.3. Техника самовнушения по Куэ……………………………………...15

     3. 4. Мышечная релаксация Ж. Джекобсона…………………………....16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы…………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Истинно-человеческий, субъектный способ жизни, описанный С.Л.Рубинштейном, предполагает хорошо развитую способность к управлению собственными ресурсами, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренними состояниями и формами поведения. На современном этапе возрастающие информационные и эмоциональные нагрузки на человека еще более обостряют необходимость развития и совершенствования этой способности. Возможности саморегуляции личности, ее адекватное реагирование на различного рода внешние воздействия, управление многообразием своих психических состояний как проблема психического здоровья, «выявления деятельного, автономного, конструктивного начала личности» (Л.И.Анцыферова) вызывают все больший интерес исследователей. Саморегуляция, в отличие от спонтанной активности, психофизиологической реактивности и активности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами, ситуацией, предполагает субъектную активность, рефлексию и осознание собственных состояний, причин их возникновения и возможностей изменения.

     Понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным, многозначным, часто «интуитивно-очевидным», несмотря на развитие других понятий  с приставкой «само» - самооценки, самоотношения, самопознания. Отмечается, что в психологии до сих пор не сформированы четко основные понятия теории саморегуляции, уровни и компоненты ее психологической системы, не определена схема ее психологического анализа и конкретные пути его проведения.

     Феномен саморегуляции чаще всего изучается  исходя из принципов кибернетического подхода, с позиций внешнего наблюдателя. Исследователи, увлеченные построением  нормативных структурно-функциональных моделей психической саморегуляции, оставляют без внимания такой важный аспект, как отображение этого феномена в сознании субъекта, осознание им качественного своеобразия психических средств, используемых для регуляции психического состояния, и меру его собственной активности, произвольности в этом процессе. Изучение феномена саморегуляции с позиции внутреннего наблюдателя возможно в рамках изучения саморегуляции психического состояния как класса психических явлений, которому принадлежит роль «заполнения разрыва» между психическими свойствами и психическими процессами, того актуального существования, которое в форме переживания дано сознанию субъекта.

     Частично  проблема отображения в сознании саморегуляции рассматривается  в рамках изучения других вопросов - механизмов саморегуляции, способов и приемов саморегуляции, ее эффективности. Очевидно, причина этого состоит в объективной сложности изучения процесса саморегуляции - в том, что процессы самоконтролирования и самовоздействия в рефлексивном звене протекают слитно, субъект и объект регуляции совмещен. Например, не всегда оказываются доступными полному сознательному управлению и контролю эмоциональные процессы.

     Разрешение  этой сложности возможно за счет обращения  к восприятию субъектом саморегуляции. «Восприятие» в данном контексте  понимается нами как осознание, включает акты категоризации, называния, осмысления, понимания. В связи с этим восприятие саморегуляции психического состояния рассматривается как осознание психического состояния и изменений в нем как результат собственной регулятивной активности субъекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие саморегуляции 

     По  выражению академика И. П. Павлова, человек - это система, которая сама себя регулирует, исправляет и даже совершенствует. Психическая саморегуляция  осуществляется в сочетании ее энергетических, динамических и социально- содержательных аспектов. Человек не автоматически переключается с одной деятельности на другую, а сознательно, с учетом социальной ситуации, важности выполняемых операций, возможных результатов своих поступков и т.д. Она имеет возможность выбора, и в этом состоит ее свобода воли. Как сознательный индивид, личность несет ответственность за последствия совершенных выборов и совершенных действий.

     Анализ  общих закономерностей саморегуляции  индивида позволил установить, что они зависят также от особенностей нервной деятельности, от личностных качеств и от его привычек в организации действий, сформированных в процессе воспитания.

     Личность  как самоуправляемая система  может осуществлять:

     • контроль за деятельностью посредством сравнения намеченной программы и выполненных действий;

     • согласование побуждений, переключение психической активности, координацию  действий;

     • санкционирование - вызов или задержку процессов (действий, поступков.

     • усиление или ослабление активности (ускорение или замедление психической деятельности.

     Чем сложнее осуществляемая психическая  деятельность, том больше препятствий  на пути к цели, тем более волевое  усилие требуется человеку, особенно если она устала, испытывает внутреннюю слабость. Таким образом, усилия выступает как важный проявление волевой саморегуляции личности.

     В центре проявлений саморегуляции личности - система «Я» , которое формируется  под влиянием жизненных впечатлений  и воспитания как центр самосознания. Будучи элементом психологической структуры личности, «Я» выступает как установка относительно самого себя и включает следующие компоненты:

     • когнитивный - представление о «Я»  реальное и «Я» идеальное;

     • эмоциональный - самоуважение (самоунижения) и т.п.;

     • оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать авторитет и уважение.

     Самоуправление  личности может быть оперативным (повседневным и перспективным, обусловленным  удаленным целью.

     В зависимости от целей, которые ставит перед собой личность, моральных  качеств и особенностей волевой саморегуляции, выделяют четыре типа самоуправления: морально - волевой, аморально - волевой, абуличний (слабый), импульсивный. Естественно, что наибольшую ценность для общества составляет морально- волевой тип, волевая саморегуляция которого направлена на достижение общественно значимых целей, соответствующих высоким нравственным нормам. 

     2. Приобретение и использование навыков саморегуляции 

     Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.), периодически характерно состояние так называемого "профессионального выгорания". Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

     "Управлять" - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя  снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Схематично это можно выразить следующим образом. 

     Управление  собственным состоянием 

 

 
 

 

 
 
 
 
 

     Практический  психолог помогает клиенту самораскрыться, решить жизненные проблемы, приобрести коммуникативные навыки, необходимые в повседневной жизни. Есть еще одна область, в которой работает практический психолог - помощь в преодолении психоэмоциональных нагрузок. Причем проблема психоэмоциональных нагрузок одинаково значима как для клиента, так и для самого психолога.

     Необходимо  проанализировать причины возникновения  психоэмоциональных перегрузок как  следствия профессиональной деятельности практического психолога и способы  их снятия.

     Основная  причина, по которой возникают негативные психические состояния у психолога в результате его работы, - низкий профессионализм. Начинать профессиональное совершенство психологу необходимо с личностного роста.

     В самом деле, трудно представить себе, как "профессионал в области душевного  здоровья", коим по праву считается  психолог, может помогать другим людям решать их проблемы, если сам он полон тех же проблем. Каким бы множеством методик и приемов ни владел психолог, он должен прежде всего выступать примером психологического здоровья и зрелости для своих клиентов. В противном случае все его рекомендации будут выглядеть сомнительно, что может дискредитировать в глазах клиента не только самого психолога, но и психологию в целом. К тому же, психолог, не проработавший данную проблему у себя, не в состоянии работать над той же проблемой у клиента.

     Поэтому личностный рост психолога является залогом его психологического, этического и духовного здоровья.

     Начинать  работу над собой нужно с самодиагностики. Думается, что выявить негативные черты своего характера не составит труда для психолога. А вот уже бороться с ними психологу будет так же сложно, как и человеку любой другой профессии, потому что психолог тоже человек. А для любого человека какие-либо изменения всегда болезненны. Поэтому ситуация дискомфорта неизбежна в процессе личностного роста.

     Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. Признанный авторитет в области изучения стрессов Ганс Селье считает, что стрессы - неотъемлемая сторона нашей жизни. Люди не должны избегать их, более того, можно использовать стрессы и наслаждаться ими, если выработать соответствующую философию жизни. По определению Г. Селье, стресс - это "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Чувство голода и жажды, радость и печаль, помимо специфических реакций (изменений обмена веществ, теплообмена, мышечных реакций, гормонального обмена и др.)" всегда сопровождаются общей, неспецифической для всех изменений реакцией - адаптацией организма к возникшим трудностям.

     Если  стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему же принято считать, что  стресс - это плохо? Не много найдется людей, желающих вести жизнь тепличного растения. От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок. Чем больших целей достигает человек, тем выше степень удовольствия и счастья, которые он испытывает. Недаром уже цитированный нами Г. Селье пишет, что "стресс - это аромат и вкус жизни".

     Все дело в "пороге". Порогом в психологии называют величину раздражителя, при  которой происходят качественные изменения  ощущений или реакций. В случае стресса  все, что находится до "порога", идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие управлять стрессом, не дающие ему выйти за "порог", способны достигать очень многого в своей жизни.

     Уровень "порога" определяют три основных группы факторов:

  • Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.
  • Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т. д.
  • Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты, экзаменационная сессия требуют адаптации до 2-4 месяцев; переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года; изменение семейного статуса - до 2 лет и т. д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

Информация о работе Саморегуляция личности психолога во взаимодействии