Разработка декларации промышленной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, лекция

Описание

Часть 1 статьи 14 Ф.З. №116 устанавливает основные направления деятельности по разработке декларации промышленной безопасности. Цели и задачи разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, а также общие требования к порядку ее разработки и утверждения закреплены Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 .

Работа состоит из  1 файл

Лекция №7 ПБПС.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Достаточно важным правом указанных должностных лиц, закрепленным положениями статьи 16., является право выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности. В указанном случае данные должностные лица (инспекторы Ростехнадзора и его территориальных органов) путем заявления гражданско-правового иска о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан в результате нарушения требований промышленной безопасности в рамках судебного рассмотрения уголовных дел или дел об административных правонарушениях, обеспечивают защиту прав пострадавших в ходе аварий на опасных производственных объектах или в результате нарушений требований промышленной безопасности.

Необходимо отметить, что приведенный в положениях статьи 16. перечень прав должностных лиц федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора) по осуществлению федерального надзора в области соблюдения требований промышленной безопасности не является исчерпывающим и указанные лица вправе осуществлять и иные права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством РФ.

 

Ответственность за нарушение законодательства в  области промышленной безопасности

 

Меры юридической ответственности  за нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности призваны обеспечить неукоснительное соблюдение правил в данной области и наступление негативных последствий для нарушителей. В указанной сфере возможно наступление нескольких видов юридической ответственности, в частности административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Вопросы, связанные с наступлением и применением мер дисциплинарной и материальной ответственности за несоблюдение работниками организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности, не имеют значимых особенностей и решаются в строгом соответствии с положениями трудового законодательства.

Административная  ответственность предусмотрена  за ряд административных правонарушений в области промышленной безопасности (гл. 9 КоАП РФ):

 - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в частности нарушение требований к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах (ст. 9.1 КоАП РФ);

Указанные составы административных правонарушений являются специальными составами в указанной сфере. Иные составы, предусмотренные положениями  гл. 9 КоАП РФ, могут быть отнесены к числу административных правонарушений в области промышленной безопасности лишь косвенно, т.к. в ходе их совершения могут нарушаться в числе прочих требований и требования промышленной безопасности. В частности, предусмотренное ст. 9.3 КоАП РФ правонарушение, заключающееся в нарушении правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования, вряд ли напрямую может быть отнесено к нарушениям правил промышленной безопасности.

В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов. Между тем необходимо отметить, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.2 КоАП РФ, согласно ст. 23.31 Кодекса, может также вестись органами горного и промышленного надзора (Ростехнадзор) и, согласно ст. 23.23, органами и должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, т.е. должностными лицами (инспекторами) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов. Указанные правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 23.1, также могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило указанное дело, передает его на рассмотрение судье.

Особое значение имеет  такая мера административного воздействия, как административное приостановление  деятельности, предусмотренная положениями ст. 3.12  КоАП РФ. При этом с введением административного приостановления деятельности как вида административного наказания была введена и новая мера обеспечения производства по делу - временный запрет деятельности, который может применяться в исключительных случаях, например если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, наступления радиационной аварии, техногенной катастрофы, причинения существенного вреда окружающей среде..

          Основаниями наступления уголовной ответственности в данном случае являются составы уголовных преступлений, предусмотренных положениями ряда статей Уголовного кодекса РФ. Так, статья 246 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, в частности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, лицами, ответственными за соблюдение этих правил, при наличии условия, что действия повлекли существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Согласно ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие в указанном случае по составу, установленному ст. 246 УК РФ, ведется следователями прокуратуры.

Отдельно следует рассмотреть  случаи возможного наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства в области промышленной безопасности. В данном случае следует учитывать положения гражданского законодательства, регулирующие порядок и условия возмещения вреда, нанесенного источником повышенной опасности, к которому можно отнести опасный производственный объект. Согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и эксплуатация опасных производственных объектов), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Также владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

 

 

 

 


Информация о работе Разработка декларации промышленной безопасности