Разработка декларации промышленной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:17, лекция

Описание

Часть 1 статьи 14 Ф.З. №116 устанавливает основные направления деятельности по разработке декларации промышленной безопасности. Цели и задачи разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, а также общие требования к порядку ее разработки и утверждения закреплены Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 .

Работа состоит из  1 файл

Лекция №7 ПБПС.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

При этом экспертиза деклараций в  части предупреждения, локализации  и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и также не участвовавшей в разработке данной декларации и приложений к ней.

Однако Порядком экспертизы декларации безопасности промышленного объекта  РФ закрепляется, что, кроме этого, экспертиза декларации безопасности должна проводиться организацией, включенной в Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленных объектов, утверждаемый МЧС России и Гостехнадзором России (Перечень указанных организаций закреплен в настоящее время положениями Приказа МЧС России N 601, Гостехнадзора России N 169 от 7 октября 1997 г.). В соответствии с требованиями Порядка экспертизы промышленной безопасности перечень данных организаций подлежит обновлению не реже одного раза в год.

Порядок осуществления экспертизы декларации безопасности промышленного  объекта имеет ряд особенностей по сравнению с общим порядком экспертизы промышленной безопасности, установленным Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. Постановлением Гостехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64. К указанным особенностям следует отнести ряд дополнительных требований к заключению экспертизы. Так, в частности, дополнительно в вводную часть заключения экспертизы включаются сведения об организации, разработавшей декларацию. Результаты проведенной экспертизы должны содержать оценку каждого структурного элемента декларации и приложений к ней с указанием наименования и номера структурного элемента. Заключительная часть заключения экспертизы должна содержать выводы с обязательной оценкой:

1) соответствия полноты и достоверности  информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности (в данном случае необходимо  учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в декларации, а также фактическое состояние промышленной безопасности декларируемого объекта);

2) обоснованности результатов анализа  риска аварий на опасном производственном  объекте, изложенных в декларации, в ходе которой следует учитывать:

- обоснованность применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета;

- правильность и достоверность выполненных расчетов по анализу риска, а также полноту учета всех факторов, влияющих на конечные  результаты;

- вероятность реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу санитарно-защитной (или охранной) зоны опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую природную среду;

- достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта, а также противодействия возможным террористическим актам;

3) достаточности разработанных и (или) реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Порядком экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ устанавливается  также порядок действий руководителя организации, подлежащей декларированию безопасности, в случае получения отрицательного заключения экспертизы и несогласия с его выводами. В данном случае руководитель указанной организации имеет право обратиться в МЧС России и Ростехнадзор путем подачи заявления, которое оформляется на бланке организации и подписывается самим руководителем.

Комплект документов, прилагаемых  к заявлению, должен включать в себя декларацию безопасности промышленного объекта, утвержденную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности, а также экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации.

Рассмотрение заявления  осуществляется постоянно действующей  комиссией, формируемой из специалистов МЧС России и Ростехнадзора, при  этом результаты рассмотрения заявления должны быть сообщены заявителю не позднее 1 месяца после поступления заявления.

Согласно ч. 6. статьи 14 ФЗ № 116 декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта обязательна к представлению как органам государственной власти и местного самоуправления, так и общественным объединения и гражданам, заинтересованным в получении содержащихся в декларации сведений. Порядок представления декларации установлен Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 (в ред. от 1 февраля 2005 г.). В соответствии с положениями п. п. 7 - 11 данных Правил Ростехнадзор обеспечивает представление копии декларации и заключения экспертизы в органы законодательной, исполнительной и судебной власти по их запросам. При этом возможно установление грифа секретности на сведения декларации, который определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений. В данном случае руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), которым была представлена декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.

 

Оригиналы декларации и заключения экспертизы, а также  копии документов о представлении их в Ростехнадзор хранятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Сведения, представленные в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, расположенных на территории РФ, и заключениях экспертизы, а также сведения о направлении этих деклараций и заключений в органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны содержаться в информационном фонде Ростехнадзора.

 

Обязательное  страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

 

Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, страховать ответственность  за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а также  окружающей природной среде в  случае возникновения аварии на указанном объекте (ч. 1 статьи 15 ФЗ №116) следует из фактической опасности для жизни и здоровья человека, а также для состояния окружающей среды, производственной деятельности, осуществляемой на данном объекте.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 931 ГК (Гражданского кодекса) РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

При этом необходимо отметить, что минимальный размер страховой  суммы в указанных случаях  является дифференцируемым, зависит  от количества определенных опасных  веществ, получаемых, используемых, перерабатываемых, образовываемых, хранимых, транспортируемых и уничтожаемых на данном объекте, и определяется исходя из указанных факторов в порядке, установленном ч. 2  статьи. 15. Ф.З. № 116.

Минимальный размер страховой  суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

а) опасного производственного  объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные  вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7.000.000 рублей;

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные  вещества в количествах, меньших, чем  количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1.000.000 рублей;

б) иного опасного производственного  объекта – 100.000 рублей.

Федеральный надзор в области промышленной безопасности.

 

       Статьёй  16. Ф.З. № 116. установлены правовые  основы осуществления федерального  надзора за соблюдением требований  промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Порядок осуществления  производственного контроля закреплен Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263  (в ред. от 1 февраля 2005 г.). В целях конкретизации порядка осуществления производственного контроля в указанной сфере и повышения эффективности контрольных мероприятий были приняты Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (РД 04-355-00), утв. Приказом Гостехнадзора России от 26 апреля 2000 г. N 49 (в ред. от 9 февраля 2004 г.).

Однако производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности является самостоятельным видом контроля (надзора) и существенным образом отличается от федерального надзора в указанной сфере, т.к. осуществляется должностными лицами самой организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и в ином порядке, установленном указанными выше актами.

Принципы, на которых  основывается надзорная деятельность в сфере обеспечения промышленной безопасности, закреплены ч. 2 статьи 16. - это принципы самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций. Необходимо отметить, что реализация указанных принципов обязательна в целях осуществления объективности и адекватности принимаемых мер воздействия к нарушителям требований промышленной безопасности при осуществлении должностными лицами своих полномочий.

Субъекты, осуществляющие федеральный надзор в области  промышленной безопасности, установлены  ч. 3  статьи 16.: федеральный орган  исполнительной власти в области  промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции. Как указано в п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Ростехнадзор является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и, являясь федеральной службой, осуществляет функции по контролю и надзору, в частности обладает полномочиями в области осуществления федерального надзора в области промышленной безопасности.

Часть 4  статьи 16. закрепляет права должностных лиц, осуществляющих федеральный надзор в области  промышленной безопасности. Указанные  права во многом соответствуют обязанностям должностных лиц, органов государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий, закрепленных положениями ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

В частности, к  указанным обязанностям относится:

- посещение объектов (территорий и помещений) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю, только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю.

К числу прав должностных  лиц, осуществляющих федеральный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности, отнесено право выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности. Частью 3 ст. 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что указанные предписания об устранении выявленных нарушений выносятся лишь в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения, а также только после составления соответствующего протокола. При этом в ч. 5 ст. 7 данного Федерального закона указано, что контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных в ходе плановых мероприятий по контролю нарушений обязательных требований может осуществляться в порядке внеплановых проверок. В указанном случае должностные лица (инспекторы) Ростехнадзора имеют право в пределах своих полномочий в соответствии с положениями п. 6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Также к правам указанных должностных лиц отнесено право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах собственных полномочий, установленных действующим законодательством, обязаны принять как меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, так и меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Информация о работе Разработка декларации промышленной безопасности