Использование труда молодежи в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:34, реферат

Описание

В настоящее время проблемы занятости населения чрезвычайно актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Использование труда молодежи.doc

— 420.50 Кб (Скачать документ)

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает  большую  тревогу. Чаше всего – это  самозанятость вроде мойки автомашин  и  торговли  газетами или   работа   в    "теневом"    секторе    экономики.    Легальный    рынок неквалифицированного детского труда крайне узок.  "Макдональдс"  и  "Русское бистро", естественно,  не  могут  предоставить  возможности  заработка  всем желающим. Поэтому если  не  решить  проблему  государственного  контроля  за занятостью  этой  молодежной  группы,  то  возникнет  опасность   увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь  реже  регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет  оценивать тенденции  развития  только  официальной  части  открытого  рынка  труда   и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает  лишь часть  спроса  на  труд  и  предложений  рабочей  силы.  В   результате   не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости,  связанных с особенностями российских  рыночных  отношений,  и   в   частности   скрытая безработица.

В  последнее  время  безработица  среди  молодежи  все  больше  приобретает застойный характер. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей  силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной. Особенности российской       безработицы  определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении  прежних  рынков (экономического пространства) и  механизмов  функционирования  хозяйства  и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов  регулирования  и саморегулирования    экономики.    Тенденции    формирования    безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.  В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей  с  низкой  степенью  переработки  сырья  [20, с. 9].

Позитивным моментом можно считать устойчивый  рост  доли  отраслей  непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые,  консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро  увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу  являются  скорее  отражением  кризиса  в  экономике,  а   не структурной перестройки. И, тем не  менее,  рынок  трансформирует  отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в  тех,  которые быстрее коммерциализировались. Если  существующие  в  настоящее  время  тенденции  в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то  в  ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного  населения,  и,  прежде всего,   среди   молодежи–выпускников  общеобразовательных    школ,    не продолжающих дальнейшего образования,  не  имеющих  профессии или должной квалификации. Поэтому необходима      рациональная организация общеобразовательного и    профессионального    образования     молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики,  так и с мировыми тенденциями на рынке труда. [18, с. 45].

     В последнее время все большее число молодых  людей  считает  получение полноценного  образования   необходимым   условием   достижения   желаемого социального статуса и более высокого материального положения,  определенной гарантией от безработицы. Профессиональное  обучение  становится  важнейшим элементом инфраструктуры  рынка  труда,  который  поддерживает  качественно сбалансированный  спрос  и  предложение   труда,   во   многом   определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.  Вот  почему при  сокращении  подготовки  квалифицированных  кадров  в  ПТУ  и   средних специальных учебных заведениях  прием  студентов  в  вузы  из  года  в  год увеличивается. [7, с. 19].

   Положение  безработицы среди молодёжи в  г. Красноярске за первый квартал 2007г. В этот квартал в  свободное  от  занятий  время  в  мастерских  при школах, межшкольных комбинатах были созданы  рабочие  места,  где  учащиеся осваивали такие специальности, как швея, портной, столяр, плотник, слесарь- ремонтник, уборщик, токарь,  каменщик,  лаборант.  В  период  каникул  были организованы временные рабочие места по благоустройству города, по  ремонту школ [16, с. 65].

     За  первый квартал 2007г. в городскую  службу  занятости  за  помощью  в трудоустройстве обратилось 2551(39,3%) молодёжи в  возрасте  26-29  лет.  Из них трудоустроено 955(38,6%).Заключено 8 договоров на 538 временных  рабочих мест, на которые трудоустроены 600 подростков, из них: «Молодёжная практика» – реальный шанс для выпускников приобрести  опыт практической работы, повысить профессиональную квалификацию, увеличить свою конкурентоспособность на рынке труда и трудоустроиться. По  этой  программе заключено 11 договоров на 11 рабочих мест для выпускников высших и  средних заведений. Направлено на «Молодёжную  практику»  16  человек,  10  –  после окончания практики трудоустроены, 58 человек проходят практику. 11,3% молодёжи (71 человек) в возрасте  16-29  лет  состоит  на  учёте более года. Услуги по профориентации и  психологической  поддержке  оказаны 654 человекам.  Направлено  на  профессиональное  обучение  330(50,9%).  На 1.04.99 уровень безработицы – 1,36 [16, с. 66].

Так, в Сахалинской области в 2004 г. в экономике трудилось 0,4% молодежи до 20 лет, а в Усть-ордынском Бурятском АО этот показатель равнялся 10,2%. Занятая молодежь в возрасте 20-29 лет составляла 16,9% общей численности молодых людей этого возраста в Еврейской АО и 25,4% - в Республике Дагестан. Существует также гендерный разрыв: доля работающих молодых женщин меньше соответствующей доли работающих мужчин. [18, с. 45].

В Московской области  численность молодежи в возрасте 14-30 лет составляет около 1,5 млн. человек. Молодежь составляет около 16% от численности занятых в организациях области. В то же время  более трети всех граждан, обращающихся в областную службу занятости за содействием в трудоустройстве, составляет молодежь в возрасте 16-29 лет, из числа безработной молодежи 27% составляют выпускники учебных заведений. Из 15,2 тысяч выпускников по специальности трудоустроились 55%, что соответствует среднему общероссийскому показателю. [18, с. 45].

В последние годы ввиду  острой конкуренции на российском рынке  труда и растущего спроса на квалифицированную  рабочую силу все более явной  становится тенденция к продлеванию периода обучения. Продолжение учебы в целях повышения уровня знаний и квалификации позволяет молодым людям избежать выхода на рынок труда в период значительной безработицы и увеличить свои шансы на получение в будущем хорошей должности и высокой зарплаты. Кроме того, растет число молодых людей, совмещающих работу с учебой. Такая практика дает возможность повысить доходы семьи, приобрести трудовой опыт, установить деловые контакты.

Несмотря на то, что  молодые люди прилагают огромные усилия к самостоятельному трудоустройству, совершенно очевидно, что результаты зависят от общей экономической ситуации и политики, проводимой государством.

Сегодня уже можно  говорить о том, что инфраструктура, обеспечивающая функционирование рынка  труда в России, в основном создана. Однако многие аспекты, в том числе и в области занятости молодежи, требуют существенной доработки. Стать независимыми молодым людям могут помочь профессиональная подготовка и переподготовка, выдача ссуд для организации собственного дела, другие меры активной политики в области занятости.

Безусловно, в этом направлении  многое делается. Например, в целях  повышения уровня трудоустройства выпускников учреждений профобразования введена контрактная система подготовки молодых специалистов. В ряде субъектов Российской Федерации используются различные системы комплексного регулирования рынка труда образовательных услуг и рынка рабочей силы.

Что же сдерживает трудоустройство  молодежи?

Во-первых, отсутствие законодательства, направленного на развитие молодежной занятости, содействующего молодежному предпринимательству и усилению социальной поддержки этой категории населения. Действующее законодательство не рассматривает молодежь как отдельную социальную группу с присущими ей специфическими особенностями. Не разработаны нормы, определяющие понятия «молодежь», «молодая семья», «молодежное предпринимательство».

Во-вторых, недостаточное  финансирование федеральной целевой  программы.

В-третьих, отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между  рынком труда и образовательными учреждениями.

В-четвертых, недальновидность кадровой политики большинства организаций, ориентирующихся на достижение в основном текущих результатов, а не перспективных.

В-пятых, недостаточность  у большинства выпускников  учебных  заведений необходимых знаний и  навыков самоопределения на рынке труда. [20, с. 9].

К сожалению, в целом  потенциал молодежи не развивается, а снижается. К наиболее тревожным  факторам в молодежной среде необходимо отнести ощущение нестабильности, незащищенности и социальной несправедливости. Это касается резкого ухудшения условий материальной жизни, недостаточной проработанности вопросов социальной защиты молодежи.

Представляется, что назрела  необходимость в признании политики в сфере молодежной занятости  частью общей социальной политики государства, так как молодежь – величайший стратегический ресурс страны.

 

Глава 2. Анализ состояния  занятости молодежи на рынке труда

2.1 Положение  молодежи на рынке труда страны. Методы оценки занятости молодежи

Для оценки положения  молодежи на рынке труда нашей страны и Омской области необходимо проанализировать соответствующие данные о численности студентов, получающих образование средних специальных и высших учебных заведениях, и устраивающихся в последующем на работу.

В таблице 3 представлена численность выпускников средних специальных учебных заведений по России и Омской области.

Таблица 3.

Выпуск специалистов государственными средними специальными учебными заведениями, чел.

Регион

2003 г.

2004 г.

Темп роста, %

2005 г.

Темп роста, %

2006 г.

Темп роста, %

2007 г.

Темп роста, %

Российская Федерация, тыс. чел.

563

568

100,9

593

104,4

646

108,9

671

103,9

в том числе:

Омская область

102

96

93,7

108

112,4

119

110,5

117

98,5


 

Из приведенных данных видно, что численность выпускников  средних специальных учебных заведений до 2007 г. растет, на протяжении 2006 года выпускников больше, чем в 2004 году на 8%, но в 2007 году происходит уменьшение  численности выпускников на 5%. В Омской области также заметен рост числа выпускников до 2005 года на 18,7%, хотя наблюдаемое снижение незначительное. Это свидетельствует о падении престижа средних специальных учебных заведений и специальностей, предоставляемых ими. Все больше предпочтение отдается высшим учебным заведениям.

Для более наглядного представления положения выпускников средних специальных учебных заведений посмотрим данные о предоставлении работы выпускникам по окончании учебного заведения.

Таблица 4.

Удельный вес выпускников  государственных средних специальных  учебных заведений, получивших и не получивших работу

(в процентах от  общего числа выпускников).

Регион

2005 год

2006 год

Темп роста, %

2007 год

Темп роста, %

получили  
направление  
на работу

не получили 
направление 
на работу

получили  
направление  
на работу

не получили 
направление 
на работу

получили  
направление  
на работу

не получили 
направление 
на работу

получили  
направление  
на работу

не получили 
направление 
на работу

получили  
направление  
на работу

не получили 
направление 
на работу

РФ

31

13,7

32,4

12,5

104,5

91,2

32

-

98,8

-

В том числе: Омская область

41,3

9,9

44,1

8,5

106,8

85,9

44

8,4

99,8

98,8


 

Анализ полученных данных позволяет сделать такой вывод, что число выпускников, получивших работу, также к 2006 году снижается по сравнению с 2005 годом на 5,7%, а до этого момента растет. По Омской области наблюдается похожая тенденция – численность получивших работу снизилось к 2006 году на 7%, до 2006 года происходило увеличение числа молодых людей, получивших работу. Это также объясняется снижением привлекательности средних специальных учебных заведений и  получаемых в них профессий.  А вот численность студентов, не получивших работу снижается и по стране в целом и по Омской области в том числе, что можно считать благоприятной тенденцией, в Омской области число не получивших работу в 2006 году снизилось по сравнению с 2004 годом на 1,5% от общей численности. [17, с. 65].

Информация о работе Использование труда молодежи в Омской области