Использование труда молодежи в Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:34, реферат

Описание

В настоящее время проблемы занятости населения чрезвычайно актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи.

Работа состоит из  1 файл

Использование труда молодежи.doc

— 420.50 Кб (Скачать документ)


CoolReferat.com

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО «Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра Экономики и организации труда

 

Специальность 080100 «Экономика»

 

 

КУРСОВАЯ ПРОЕКТ (РАБОТА)

 

на тему: Использование  труда молодежи в Омской области

 

по дисциплине «Экономика труда»

 

Студент Шестакова Юлия Олеговна группы ЭК-236

 

Пояснительная записка

 

Шифр проекта (работы)______________________________

 

Руководитель проекта (работы)

к. э. н., доцент

Богданчикова Т. В.

_______________________________

(Подпись, дата)

Разработал студент

_______________________________

(Подпись, дата)

Омск 2007  
Содержание

 

Введение

В настоящее время  проблемы занятости населения чрезвычайно  актуальны для российского государства, стоящего перед необходимостью сохранить  и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее экономическое развитие России в русле рыночных реформ и ее интеграция в систему международных экономических отношений, где одной из основных предпосылок конкурентоспособности страны является высококвалифицированная рабочая сила. Перспектива дальнейшего развития страны в немалой степени зависит от наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части общества - молодежи. Но в то же время молодежь, демонстрируя развитие личностного потенциала, профессионализма и возможности в решении задач любого государственного уровня, является одной из слабо защищенных в социальном плане групп населения. В силу объективных причин современная молодежь в повседневной жизни сталкивается с рядом проблем, одной из которых является проблема занятости. Правильное понимание проблемы и путей ее решения определяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное и политическое благосостояние общества.

Вступление молодежи в рынок труда сопровождается значительными трудностями и противоречиями, вызванными тем, что при выборе профессии молодежь ориентируется, в основном, не на ее востребованность на рынке труда, а на популярность и престижность в обществе. Поэтому после окончания учебного заведения большинство молодежи не трудоустраивается по полученной специальности или не трудоустраивается вообще, что приводит к росту уровня молодежной безработицы. В итоге средства, вложенные в получение образования этой части молодежи, не всегда оправдываются.

Немалую роль в решении  проблем, связанных с востребованностью  молодых специалистов на рынке труда, сыграет объединение усилий органов местной власти, работодателей и образовательных учреждений.

 

В связи с этим целью  данной курсовой работы является  выявление проблемных вопросов занятости молодежи в целом на российском рынке труда и в частности в Омской области, а также определение возможных путей решения данных проблем.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • определить особенности молодежи как специфической группы трудовых ресурсов;
  • рассмотреть проблемы занятости молодежи на российском рынке труда;
  • выявить особенности занятости молодежи в Омской области;
  • рассмотреть реализованные программы по содействию трудоустройства молодежи в Омской области;
  • предложить комплекс мероприятий по улучшению состояния занятости молодежи в Омской области.

 

Глава 1. Социально – экономические проблемы современной молодежи

1.1.Молодежь  как компонент трудовых ресурсов

Молодежь является особой социальной группой населения и трудовых ресурсов. Решение большинства социально-экономических проблем молодежи, связанных с профориентацией, получением образования, трудовой адаптацией в коллективе, приобретением жилья, занятостью, безработицей, миграцией, имеет важное теоретическое и практическое значение не только на региональном, но и на государственном уровне. Роль молодежи в общественных процессах, функции и виды ее деятельности, а также ценностные ориентации, мировоззрение, интересы и психологические свойства обусловлены характером социального и геополитического развития, общественными отношениями, исторической ситуацией.

Повышение внимания к молодежи, как  группе трудовых ресурсов, произошло в пятидесятые годы XX века, когда стало понятно, что она является важным ресурсом страны. Это подтвердилось работой молодежных комсомольских отрядов на стройплощадках Урала, Сибири и Дальнего Востока, при освоении целинных и залежных земель, развитии промышленности, различных отраслей экономики.

Тем не менее, в научных работах по экономике и статистике труда эта группа трудовых ресурсов исследована недостаточно. В основном используется понятие «трудовые ресурсы», а молодежь лишь выделяют в них по возрастным особенностям. Поэтому научное исследование «трудовых ресурсов молодежи» как наиболее мобильной и особо значимой группы трудовых ресурсов является актуальной задачей.

Н. А. Волгин и Ю. Г. Одегов считают, что термин «трудовые ресурсы» получил широкое распространение в практике плановых органов в начале 50-х годов XX века с целью измерения показателей процесса воспроизводства рабочей силы в условиях централизованного управления экономикой.

Л. А. Костин характеризует трудовые ресурсы как часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве.

П. Э. Шлендер и Ю. П. Кокин считают, что трудовые ресурсы  – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. Согласно методологии Международной организации труда, трудовые ресурсы – это сумма численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки) [4, с. 122].

Физические, интеллектуальные, а также профессиональные способности  человека зависят от его возраста. В начале жизненного пути, а также зрелом возрасте эти способности формируются и приумножаются, тогда, как в старости они постепенно утрачиваются. Поэтому одним из основных критериев выделения трудовых ресурсов в общей численности населения является возраст [1, с. 190].

Интерес к исследованию населения  и трудовых ресурсов с точки зрения их возрастных характеристик возник у ученых сравнительно давно.

Так, например, древнегреческий философ  и математик Пифагор различал четыре периода в жизни человека, соответствующие трем временам года. Это становление – «весна» (0-20 лет); молодость – «лето» (20-40 лет); увядание – «зима» (60-80 лет).

А. Шопенгауэр в работе «О возрастах человека» описывает свои наблюдения о восприятии времени на разных этапах жизни человека. В ней известный философ разделяет жизненный путь на ряд периодов, каждый из которых имеет свои черты и особенности. Для проведения аналогий он использовал названия греческих богов из мифологии.

К. Г. Юнг в работе «Стадии жизни» уделяет предпочтение среднему и  зрелому периоду жизни. Детство рассматривается им как «стадия анархизма и хаоса», характеризующаяся полной зависимостью от взрослых. «Утро» жизни начинается с юности. Но это является только подготовительной стадией, связанной со вступлением человека в мир, развитием его самосознания. Основным периодом в жизни по К. Г. Юнгу является зрелость. В этот период у человека происходят его социальные достижения – успех, богатство, признание [11, с. 171].

В современной науке и ее направлениях возрастная периодизация населения  и трудовых ресурсов имеет различные  пределы.

При исследовании трудовых ресурсов ученые выделяют трудоспособный возраст.

М. Г. Назаров определяет его как период времени в пределах возрастных границ, в которых данное поколение людей способно трудиться.

В молодом возрасте человек формируется  как личность, и именно в этот период происходят основные события, от которых в дальнейшем во многом будет зависеть его трудовая карьера и вклад в ВВП. Сюда относится получение образования, служба в армии и последующая трудовая деятельность, вступление в брак, рождение детей и т. д.

В ходе последовательной смены жизненных  периодов человек проходит несколько этапов развития: детство, юношество, зрелость и старость. С течением времени один этап сменяет другой. На первый взгляд может показаться, что возраст является лишь биологическим индикатором, определяющим границы жизни человеческого организма. Однако это совсем не так. Антропометрические, физиологические и психологические изменения в организме человека протекают неравномерно. В связи с этим в научных направлениях, занимающихся вопросами исследования человека и его поведения, таких как физиология, социология, статистика, экономика и демография применяются различные подходы при определении возрастных границ человека.

Ученые-демографы делят население  на три группы: молодых, среднего возраста и старых. Например, Р. Пресса считает, что «эти три группы выполняют в обществе разные роли и имеют отчетливо дифференцированные потребности».

Он утверждает, что  возрастные границы населения в  демографии должны быть следующими: до 20 лет, от 20 до 59 и от 60 и старше. С  точки зрения экономики Р. Пресса считает, что возрастная периодизация трудовых ресурсов должна выглядеть следующим образом: 15-34 года; 35-54 года; 54 и старше [13, с. 60].

Американский демограф З. Г. Френкель дает несколько иные возрастные границы: 5-15 – юность; 15-24 года –  ранний рабочий возраст; 25-44 года – главный рабочий возраст; 45-65 лет – средний возраст, 65-74 года – ранний период ухода на покой; 75 лет и старше – старость [13, с. 55].

Ученые-антропологи и психологи  также расходятся во мнениях при  определении возрастных границ. Б. Г. Ананьев полагает, что период взрослости молодежи происходит в период с 18 до 35 лет. Именно этот интервал, по мнению исследователя, является возрастными границами категории «молодежь».

Экономист-социолог Л. Розенмайер считает, что молодежный возраст  имеет следующие границы: 13-24 года. Он не дает никакого собственного обоснования данной градации, говоря лишь об определенных различиях молодежи в этом возрасте. Эти возрастные границы поделены Розенмайером на два периода: 13-18 лет – юношество и 18-24 – молодые взрослые [13, с. 42].

И. А. Громов, проводя исследования молодежи, считает, что граница молодёжного возраста составляют 11-25 лет. Эти границы он определяет исходя из уровня социального созревания молодёжи. Этот период в его исследованиях разбит на три возрастных интервала: подросковый-11-14 лет, юношеский-15-17, молодёжный-18-25 лет. 18 лет считается возрастом, с наступлением которого молодой человек  приобретает определённые юридические права и начинает выполнять определённые обязанности [8, с. 405].

Существующие методы оценки занятости молодежи в экономике приведены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Методы оценки занятости  молодежи в экономике

Наименование метода

Источник информации

Преимущества метода

Недостатки метода

Общий недостаток

Предлагаемая методика

Балансовый

статистическая отчетность предприятий различных форм собственности в сочетании с выборочными обследованиями

позволяет выявить основные пропорции рынка труда, то есть соотношение экономически активного населения и экономически неактивного, а также численность занятых в экономике по отраслям народного хозяйства; проводить политику по регулированию численности трудовых ресурсов в экономике в разрезе отраслей в зависимости от спроса на рабочую силу.

не учитывается скрытая безработица; не позволяет измерить потребности рынка труда в квалифицированных кадрах.

Данные методы и показатели, с одной стороны, не выявляют влияние различных факторов на результат оценки занятости молодежи, а, с другой стороны, по результатам их исследования трудно

определить эффективность и достоверность оценивания

изучение динамики численности трудовых ресурсов молодежи по переписи населения или методам выборочного наблюдения; определение факторов, оказывающих влияние на занятость молодежи; выбор модели зависимости, отражающей связи между анализируемыми факторными признаками; проверка полученной модели на адекватность с помощью критериев Фишера, Стьюдента; применение модели и ее результатов в экономических исследованиях

С помощью показателей: уровень занятости молодежи; уровень молодежной безработицы; продолжительность безработицы молодежи

данные переписи населения, отчеты служб занятости, ежеквартальные выборочные обследования

Позволяет: оценить ситуацию на открытом рынке труда в динамике на макроуровне; выявить уровень самозанятости; выявить продолжительность занятости; выявить причины экономической неактивности.

не дает возможности выявить скрытую занятость и детский труд

Выборочное наблюдение

анкетные данные

является менее затратным в результате сокращения объектов исследования; широкий спектр изучаемых вопросов по исследуемому объекту

большая вероятность получения тривиальных результатов при проведении различных обследований с выборкой

Экстраполяция тенденции

статистические данные, данные выборочных обследований

позволяет математически выявить и описать тенденцию уровня занятости и безработицы молодежи на рынке труда для проведения различных мероприятий, направленных на достижение их оптимального уровня

в связи с кризисом в 90-х годах  нет достаточно большого объема сопоставимой информации о занятости в динамике для проведения долгосрочного прогнозирования или анализа

Информация о работе Использование труда молодежи в Омской области