Автономное существование человека в природных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:38, реферат

Описание

Даже в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.

Содержание

Введение.………………………………………………………………....…3
Глава 1. Автономное существование человека в природных условиях....5
1.1. Выживание человека в автономном существовании ……………….5
1.2. Факторы выживания человека в природе …………………………...6
1.3. Проблемы и реальность Автономного существование человека в природных условиях …………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………….……………….21
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

бжд.docx

— 68.80 Кб (Скачать документ)

Трагичнее всего действие жары проявляется  в летний период в пустынной местности. Пожалуй, в этой зоне жара оставляет человеку меньше шансов на спасение, чем даже в Заполярье – холод. В борьбе с морозом человек располагает немалым арсеналом средств. Он может построить снежное убежище, вырабатывать тепло, потребляя высококалорийную пищу, защититься от воздействия низких температур с помощью теплой одежды, может развести костер, Согреться, совершая интенсивную физическую работу. Применяя любой из этих способов, человек может сохранить жизнь в течение суток, двух или трех. Используя все. перечисленные возможности, можно противостоять стихии иногда целые недели. В пустыне продлить жизнь может только вода. Других способов, доступных человеку, оказавшемуся в аварийной ситуации, не существует!

А теперь переместимся на противоположный конец  шкалы термометра. От плюса –  к минусу.

Холод.

Согласно  статистическим данным, от 10 до 15% людей, погибших на туристских маршрутах, стали  жертвами переохлаждения. Холодная опасность угрожает человеку в наибольшей степени в высокоширотных зонах страны – в ледяной зоне, тундре, лесотундре, в зимний период времени в тайге, степях и прилегающих к ним полупустынях, в высокогорье. Но и эти зоны неоднородны по температурным характеристикам. Даже в одной и той же местности, в одно и то же время показания термометра могут разниться на десяток и более градусов. Например, часто в долинах рек, ущельях и других впадинах понижения температуры в результате стекания холодного воздуха в низины гораздо ощутимее, чем на возвышенных точках рельефа. Немало значит влажность воздуха. К примеру, в районе Оймякона, который является полюсом холода Северного полушария, температуры могут достигать -70°С (минимальная в -77,8°С была зарегистрирована в 1938 г.), но, благодаря сухости воздуха, переносятся они достаточно легко. И, наоборот, влажный, характерный для приморских районов мороз, который обволакивает и буквально прилипает к коже, доставляет больше хлопот, и субъективно температура воздуха всегда оценивается ниже, чем есть на самом деле. Очень важную роль в зимних аварийных условиях играет обувь. Достаточно сказать, что 90% всех отморожений приходится именно на нижние конечности. Поэтому человек, потерпевший аварию в зимний период времени, в первую очередь должен обращать внимание на состояние своих ног. Всеми доступными способами надо стремиться сохранить обувь, носки, портянки сухими. Для этого можно из подручного материала изготовить бахилы, обмотать ноги куском свободной ткани и так далее. Весь оставшийся после этого материал можно использовать для утепления одежды, защиты лица от ветра.

Одежда, сколь бы теплой она ни была, может защитить человека от холода лишь на очень непродолжительный срок – часы, редко дни. И если не использовать это время с толком – на сооружение теплого убежища, на поиски ближайшего населенного пункта, – никакая одежда человека от гибели не убережет. Очень часто в аварийной ситуации люди предпочитают устанавливать матерчатые палатки, строить убежища из обломков транспортного средства, бревен. Они цепляются за традиционные материалы – дерево, металл – как за спасение. Они кажутся им гораздо более надежными, чем, например, снег. Между тем это ошибка, за которую нередко приходится расплачиваться собственной жизнью! При возведении убежищ из традиционных материалов практически невозможно добиться герметичной заделки швов и стыков строительных плит. Убежища «продуваются» ветром насквозь. Теплый воздух улетучивается через многочисленные щели, поэтому при отсутствии примусов, печек и тому подобных высокоэффективных нагревательных приборов температура в убежище почти всегда бывает равна наружной. Кроме того, постройка таких убежищ очень трудоемка, нередко связана с риском повышенного травматизма. Нередки случаи, когда такое импровизированное убежище под давлением ветра или из-за неосторожного движения обрушивается и ставит группу в критические условия. Меж тем отличный строительный материал находится у человека буквально под ногами. Это самый обыкновенный снег. Благодаря пористой структуре, снег обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Он легко поддается обработке. Снежные убежища – иглу, пещеры, домики, берлоги, возведенные за полтора-два часа, – надежно защищают человека от воздействия низких температур и ветра, а при наличии горючего обеспечивают тепловой комфорт. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком, поднимается до минус 5-10°С при 30- 40-градусном морозе на улице. С помощью свечи температуру в убежище можно поднять от 0 до плюс 4-5°С и более. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +30° С! Таким образом, разница температур внутри убежища и снаружи может достигать 70°, а без использования теплоизлучающих приборов – 30—40°С! Срок сопротивляемости низким температурам в немалой степени зависит от психического состояния человека. Например, чувство страха многократно снижает срок выживания человека даже при около нулевых температурах. Паническая боязнь замерзнуть убыстряет замерзание. И, напротив, психологическая установка – «Я не боюсь холода. Я имею реальные возможности защитить себя от его воздействия» – заметно увеличивает срок выживания, позволяет разумно распределять силы и время, вводить в свои действия элемент планирования. Важнейшая заповедь в единоборстве с холодом – вовремя остановиться. Одной психической силой мороз одолеть невозможно. В подобных случаях лучше перестраховаться – чуть раньше повернуть назад, разбить лагерь, построить убежище, отдохнуть и прочее. Чуть раньше – это все же лучше, чем чуть позже. Это иногда сохраняет жизнь!

Страх.

Страх –  естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Нельзя однозначно утверждать, что в аварийной  ситуации страх только вредит или  только приносит пользу. Все зависит  от конкретных обстоятельств, в которых  оказался человек. Одно и то же действие, совершенное под влиянием чувства  страха, в одном случае может спасти человека, в другом – ускорить его  гибель. Страх не только сопутствует  аварийной ситуации, но зачастую предвосхищает  ее. Толчком к нагнетанию чувства  страха может послужить любое  неожиданное событие – ухудшение  погоды, поломка средства передвижения, потеря ориентировки и тому подобное. Возникшее состояние тревоги, беспокойства при благополучном исходе происшествия забывается, а при дальнейшем нарастании угрозы человек начинает прогнозировать развитие событий. И тогда беспокойство может перерасти в устойчивое чувство страха. При взрывах, землетрясениях, столкновениях транспортных средств и других неожиданно возникших опасностях чувство страха может возникнуть мгновенно. В любом случае в момент аварии или осознания аварии как свершившегося факта чувство страха достигает своего апогея. Поведенческие реакции на опасность у каждого человека индивидуальны и в различных ситуациях могут проявляться различно. Для людей, оказавшихся в аварийной ситуации, наиболее характерны несколько типов поведения.

Первый  можно условно определить как  пассивный. При встрече с опасностью человек испытывает чувство полной растерянности. Ясно осознавая опасность, он, тем не менее, не знает, что предпринять в данный момент, чтобы не усугубить свое положение. Человек совершает беспорядочные, бессмысленные движения: вдруг начинает бежать, но тут же останавливается, начинает говорить, но тут же замолкает, часто озирается и тому подобное. В сознании мелькают десятки вариантов действия, но ни один не кажется единственно верным. В такой критический момент многое зависит от руководителя группы. Бывает, достаточно громко и четко дать соответствующую команду, указать человеку его место, определить его действия – и растерянность проходит.

Другой  тип реакции на опасность можно  условно обозначить как активный. Такой тип поведения характеризуется мгновенным действием («импульсивное поведение»). Человек отскакивает от падающего камня, убегает от пожара, отталкивает от себя представляющий опасность предмет. Схема действия в таком случае упрощена до безусловного рефлекса – как можно дальше быть от источника опасности. При индивидуальном выживании такой тип поведения во многих случаях может себя оправдать. При групповом выживании обычно приводит к усугублению аварийной ситуации. Резко прыгнувший от реальной или воображаемой опасности человек может вызвать сход лавины, камнепад, то есть подвергнуть опасности всю группу. Тонущий человек часто стремится удержаться на плаву за счет своих товарищей, что осложняет его спасение. Резкие движения, бег при неожиданной встрече со змеей или хищным животным могут спровоцировать их нападение на рядом находящихся людей. Часты случаи, когда люди спешно покидали транспортное средство (судно, яхту, плот), обрекая себя на гибель, вместо того, чтобы бороться за сохранение его плавучести.

Следующий тип поведения, который можно  условно определить как разумный, в наибольшей степени свойствен людям, профессионально и психологически подготовленным к действиям в чрезвычайных ситуациях. Давно замечено, что, например, во время стихийных бедствий наибольшую личную организованность и выдержку проявляют люди, производственная деятельность которых связана с работой в особых условиях, – пожарные, моряки и т. д.

Для данного  типа поведения характерны: мгновенная оценка ситуации, выделение из множества  факторов основного, непосредственно  опасного для жизни людей, принятие наиболее верного решения, незамедлительное проведение данного решения в  жизнь. При авариях транспортных средств (судов, самолетов), во время  стихийных бедствий в «несхоженных», слабо подготовленных туристических  группах может наблюдаться одно из опаснейших проявлений страха –  массовая паника. Она опасна в первую очередь «ураганным» нарастанием  коллективного страха, исключающего возможность рациональной оценки обстановки. Следует помнить: чем меньше сплоченность группы, чем ниже авторитет ее лидеров, чем более неясны каждому участнику  группы общие цели и порученная ему  конкретная работа, тем легче возникает  и бурно нарастает паника. Возникновению  паники способствуют также состояние  тревоги, длительное время испытываемое участниками группы, ожидание катастрофических последствий аварии, недостаток сведений о конкретных источниках опасности  и планах руководителей групп, голод, переутомление, опьянение и тому подобные факторы.

При долговременном выживании страх может выражаться в форме депрессивного состояния или постоянной напряженности. В первом случае человек, разуверившись в возможности спасения, становится пассивным, теряет интерес к происходящему. На угрожающие ситуации реагирует вяло, зачастую неверно. Иногда может часами сидеть, уставившись взглядом в одну точку. Под давлением со стороны он способен выполнять несложную работу, но без инициативы и заинтересованности в конечном результате. При дальнейшем развитии депрессии возможны истерические реакции и даже попытки самоубийства. При возникновении нервно-психической напряженности человек, напротив, чрезвычайно озабочен сохранением своей жизни. Он боится пить из непривычных источников, употреблять нетрадиционные продукты питания, чтобы не отравиться, спать в снежных убежищах, чтобы не замерзнуть.

Чувство страха – надежный контролер опасности. Не будь его, риск принятия ошибочных  решений, бессмысленное «каскадерство» на маршруте и, как следствие этого, количество жертв и травм в  группе возросли бы многократно. При  принятии ответственного решения, особенно когда это касается жизни людей, «советоваться» со страхом необходимо! «Дуэльное мужество» в аварийной  ситуации недопустимо. Пренебрежение  опасностью, показная бравада равны  преступлению! Нельзя заставить человека без крайней необходимости в  случае аварии перебарывать свой страх. Например, если участник группы боится высоты, не следует прокладывать маршрут  по вершинам хребтов, крутым скалам. Это  позволит избежать травм, психического перенапряжения, конфликтов в группе.

Переутомление.

Переутомление – неизбежный спутник аварийной  ситуации, являющийся следствием постоянного  физического и психического напряжения. Человек вынужден строить убежища, добывать пищу, заготовлять дрова  для костров и производить  множество других необходимых работ. При отсутствии специального инструмента  и навыков любое из этих занятий  требует огромных трудозатрат. Одновременно с этим человек испытывает быстрый  энергетический дефицит из-за недополучения  или полного отсутствия продуктов  питания. Сюда же плюсуются хроническое  недосыпание, неблагоприятные климатические  факторы, чувство страха и другие стрессоры. Усталость накапливается  с каждым днем и может достигнуть стадии переутомления.

В случаях  резкого физического или психического перенапряжения переутомление может  появиться в необычайно короткие сроки. Так, человек, в ужасе убегающий  от реальной или воображаемой опасности, может в считанные минуты исчерпать  резерв своих сил, после чего наступает  неодолимая слабость, безразличие к  своей судьбе, апатия. Но в наибольшей степени переутомление сопутствует  долговременному выживанию, когда  сумма таких факторов, как непрерывный  труд, недоедание, недосыпание, психическая  напряженность, постепенно накапливаясь, изматывает человека физически и  морально. В нормальных бытовых условиях хватило бы нескольких дней, чтобы  с помощью полноценного отдыха, питания, сна восстановить силы. Но аварийная  ситуация таких возможностей не дает. Более того, каждый новый день в  результате истощения резервов организма  ставит человека во все более жесткие условия.

Так, в  первые часы после аварии мороз – 15°С переносится значительно легче, чем спустя несколько суток –  около нулевые температуры. Переутомление значительно снижает работоспособность и двигательную активность человека. Даже при незначительной нагрузке он начинает ощущать слабость и дрожь в ногах, шум в ушах, головокружение, тошноту. В состоянии переутомления замедляется скорость реакций, в том числе и на возможную угрозу. В ситуации, где здоровый человек вовремя среагирует на опасность, например отскочит от падающего камня, значительно уставший запоздает на несколько мгновений.

При переутомлении  человеку трудно сосредоточиться на каком-либо предмете или мысли, внимание его рассеянно, действия зачастую нелогичны. Переутомление в огромной степени  усиливает воздействие на человека неблагоприятных погодных факторов, различных болезней. Например, человек  в состоянии сильного переутомления  может замерзнуть, даже находясь внутри снежного убежища. Особенно опасно вызванное  переутомлением размягчение воли. Переутомление  начинает диктовать человеку неверные, а порою и самоубийственные решения. Насущные дела откладываются на завтра и послезавтра, при выборе вариантов действия предпочтение отдается не самым полезным, а наиболее легким в исполнении, требующим минимальных затрат сил и времени. Вместо того чтобы обойти препятствие по длинному, но безопасному пути, человек идет напролом. Вместо капитального убежища сооружает «времянку». Вместо организации надежной страховки надеется на авось. Конечно, такого рода позиция ведет к неисчислимым бедам, многократно снижает ресурс выживания человека в аварийной ситуации. Сигналом начала наступления переутомления может служить развивающееся чувство усталости. Очень важно вовремя к нему прислушаться. Лучшая профилактика переутомления – своевременный отдых. При наступлении чувства усталости следует сделать перерыв в работе, при переходе – малый привал. Вообще, лучше работу разбивать (если позволяют время и обстоятельства) на небольшие равномерные отрезки, чередующиеся 5-10-минутным отдыхом. При ограниченности продуктов питания продолжительность отдыха можно удлинять. В холодную погоду – сокращать до 3-5 мин, но отдыхать чаше.

Информация о работе Автономное существование человека в природных условиях