Аварии и катастрофы. Причины, виды, примеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика аварий и катастроф.
Причины их возникновения и методы ликвидации…………………..5
2. Примеры аварий и катастроф…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

бзчс.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

    Другой  причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

    Только  в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.3

    По  данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы.

    При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

    Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки  кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД, скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

    Пострадавшие  после оказания им первой медицинской  помощи доставляются в ближайшие  лечебные учреждения.

    Для ликвидации последствий аварий с  автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии  на водном транспорте 

    Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

    К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих  привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

    К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических  работ.

Авиационные аварии и катастрофы 

    При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций  самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

    Спасательные  и аварийные работы можно разделить  на два вида: первые - проводимые членами  экипажа, вторые - организуемые наземными  службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.4

    Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров. 
 

Аварии  на гидротехнических сооружениях 

     Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.

    Высота  и скорость волны прорыва зависят  от того, где происходит - в верхнем или нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.

    Значительные  участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем  воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

    По  каждому гидроузлу имеются схемы  и карты, где показаны границы  затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий.

    В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон  и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.

Аварии  на АЭС 

    Для аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное  заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.

Основные  мероприятия по предупреждению аварий 

    Задача  каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.

    Каждый  должен знать маршрут и порядок  следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.

    На  каждом предприятии разрабатывается  план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.

    При аварийных ситуациях важной задачей  является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и  населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

    Каждый  рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду. 

Действия  населения в случае чрезвычайной ситуации: 

  • Включить  телевизор или радио – выяснить тип чрезвычайной ситуации.
  • Собрать документы.
  • Собрать запас простейших медикаментов.
  • Собрать запас продуктов и воды на 3 дня, закрыть продукты герметически.

     Возможные указания для оповещения населения:

  • Укрыться на месте.
  • Рассредоточится по местности.
  • Собраться в пункте эвакуации.

     Группы  эвакуации:

  • Колонна – 20-30 человек, в которой назначается старший.
  • Состав колонны также делится на группы по 5 человек, в каждой из которых назначается старший.
  • Средняя скорость колонны 4 км/час при передвижении по местности.
  • Через каждые час-полтора привал на 10-15 минут.
  • После того, как пройдена половина намеченного пути, устраивается привал на 1-2 часа.

     При перевозке людей автотранспортом  используются автобусы, грузовики, личный автотранспорт. Выезд колонной, в  каждом автобусе, машине и другом транспортном средстве назначается старший. Он отвечает за то, чтобы в вверенном ему транспорте соблюдался порядок, дисциплина и организованность движения. Контролирует перемещения людей в вверенном транспортном средстве

     В эвакуацию берутся личные документы:

  • Паспорт.
  • Военный билет (или справка о состоянии «годен/негоден»).
  • Свидетельство о браке.
  • Пенсионное удостоверение или иные документы.

     Какие продукты берутся?:

  • Консервы.
  • Копчености.
  • Концентраты.
  • Твердые сыры.
  • Сухое печенье.

     Также необходимо взять теплые вещи (три  смены вещей).

     Все упаковывается в герметичный  полиэтиленовый пакет или другие герметичные емкости, обладающие наименьшим весом. С собой берется термос и фляга. 
 
 

2. Примеры аварий и катастроф

Железнодорожная катастрофа на Транссибе

 

     Это случилось 3 июня 1989 года, в 22. 14 по московскому времени на 1710-м километре от Москвы, на перегоне Улу-Теляк — Оша Куйбышевской железной дороги. К этому месту, где железнодорожное полотно пересекает лесистую ложбину, с двух сторон приближались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Когда составы поравнялись друг с другом, вдруг произошел мощный взрыв. Пламя мгновенно охватило вагоны. Часть их сбросило взрывной волной под откос. Рядом с горящими составами из земли к небу бил еще один упругий факел. Как оказалось, это взорвался продуктопровод сжиженного газа, проходящий параллельно железнодорожному полотну примерно в 500 метрах от него. Видимо, еще до подхода поездов в ложбине из-за утечки легких фракций в больших количествах скопились горючие газы (они тяжелее воздуха, и при прохождении составов произошел взрыв). Во время взрыва и возникшего из-за него пожара пассажирские составы № 211 и 212 шли навстречу друг другу. Взрывной волной и огнем выбросило из колеи 14 вагонов, разрушило контактную сеть, повредило линию связи и железнодорожное полотно на протяжении нескольких сот метров. Время было позднее (второй час ночи по местному времени), поэтому большинство пассажиров в этот трагический момент спали. Многих взрывной волной выбросило из вагонов. За несколько часов пожар удалось потушить. Взрыв произошел из-за разрыва трубопровода Западная Сибирь — Урал неподалеку от железнодорожной станции Оша. По нему перегоняется сырье для химических заводов Куйбышева, Челябинска, Башкирии. Длина его составляет около 1860 километров. По мнению специалистов, на данном участке происходила утечка сжиженного газа пропан-бутана. По данным министерства путей сообщения, в двух поездах находилось более тысячи человек. В результате аварии погибло несколько сот пассажиров. Почти каждый из ехавших в поездах пострадал от высокотемпературного огня, мощнейшего удара при крушении, токсикации ядовитыми газами, образовавшимися при возгорании внутренней обшивки вагонов.

Неразгаданный взрыв на линкоре  «Новороссийск»

 

     Сорок лет тому назад линкор «Новороссийск» по невыясненным до конца причинам подорвался и затонул на внутреннем рейде Севастополя, унеся с собой сотни жизней. Это одна из величайших трагедий на военно-морском флоте. До сих пор не известны ни причины гибели линкора, ни точное количество погибших. Вот как это произошло.5

Информация о работе Аварии и катастрофы. Причины, виды, примеры