Аварии и катастрофы. Причины, виды, примеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика аварий и катастроф.
Причины их возникновения и методы ликвидации…………………..5
2. Примеры аварий и катастроф…………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

бзчс.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Экономики и Финансов

Факультет Регионоведения Информатики Туризма

и Математических Методов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Безопасность и Защита Человека в Чрезвычайных Ситуациях»

Аварии  и катастрофы. Причины, виды, примеры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2009 
 
 

Содержание: 
 

     Введение…………………………………………………………………..3

    1. Общая характеристика аварий и катастроф.

    Причины их возникновения и методы ликвидации…………………..5

    2. Примеры аварий и катастроф…………………………………………...17 

     Заключение……………………………………………………………….23 

     Список  использованной литературы…………………………………...25 

 

Введение 
 
 

      Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.

      Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние  может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

      Негативные  воздействия факторов природной среды проявляются  главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

      Ни  для кого не секрет, что за последние годы резко возросло количество аварий и катастроф природного и, особенно, промышленного характера. Практически не проходит ни одного дня, чтобы в газетах и по телевидению не прозвучал очередной сигнал бедствия с десятками и сотнями жертв. Неисчислимы сообщения о порывах трубопроводов, аварийных сбросов в водоемы и выбросах в атмосферу нефти, газа, ядовитых и радиоактивных веществ. Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение.

      Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п.

      Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

      Поистине  огромны масштабы отравления животного, растительного мира и людей. Научить предотвращению аварий и катастроф, действовать в период чрезвычайных ситуаций, руководить ликвидацией их последствий и является главной задачей такой дисциплины «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».

 

1. Общая характеристика аварий и катастроф. Причины их возникновения и методы ликвидации 

    Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения сопровождающееся нарушением производственного процесса и связанное с опасностью для  человеческих жизней. Они могут произойти на коммунально-энергетических сетях, транспорте, промышленных предприятиях.

    Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие  с весьма трагическими последствиями. Различие между аварией и катастрофой заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.

    В результате аварии на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия - это разрушение и повреждение  зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линии связи, энергетических и коммунальных сетей.

    Наиболее  часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие  ядовитые вещества (СДЯВ).

    При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к  человеческим жертвам. Степень и характер разрушений во многом зависят не только от мощности взрыва, но и от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

    Чаще  всего взрывы происходят там, где  в больших количествах применяются  углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

    Взрывы  возможны в жилых помещениях, когда  люди забывают выключить газ, или  на газопроводах при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований техники безопасности в ходе их эксплуатации, как это имело место в Башкортостане в 1989 г., где взорвалась смесь из пропана, метана и бензина. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда. Пострадало большое количество людей, многие получили травмы и увечья. К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.1

    Большой материальный ущерб, а в ряде случаев  и человеческие жертвы приносят внезапные  обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины - ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ. В 1993 г. в руины превратился один из цехов Братского алюминиевого завода. Под обломками здания оказались 14 рабочих ночной смены.

    Пожары  происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах и др. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

    В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются  древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.

    Каждые 4-5 мин. в России вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей. Каждый час в огне погибает 1 человек и около 20 получают ожоги и травмы.

    14 марта 1993 г. произошел крупнейший  за последние 20 лет пожар в России. Дотла сгорел на КамАЗе завод по производству двигателей. Общая площадь пожара составила 200 тыс. кв. м.

    При катастрофе и крупной аварии очень  важно своевременно оповестить и  организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. Прежде всего необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.

    После разведки пораженных участков объекта  организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Обрушаются или, наоборот, укрепляются отдельные конструкции, которые угрожают падением, а также  проводятся неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.2

    В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой  промышленности может произойти  загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей.

    Наиболее  опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), взрывоопасные и огнеопасные вещества и материалы. К ним относятся:

  • предприятия химической и других родственных отраслей промышленности;
  • предприятия, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;
  • водопроводные и очистные сооружения, на которых применяют хлор;
  • железнодорожные станции и тупики, где есть пути отстоя подвижного состава с СДЯВ;
  • склады и базы с запасами ядохимикатов.

    При аварии с выбросом СДЯВ, вылившееся СДЯВ обильно орошают водой. В загазованных производственных помещениях немедленно включается аварийная вентиляция. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха можно применять вертикальные водяные завесы. Такие завесы рассеивают облако паров СДЯВ, а также частично нейтрализуют СДЯВ.

    Очень опасными последствиями крупных  аварий являются пожары и взрывы. Чаще всего взрываются находящиеся под  высоким давлением котлы, баллоны, трубопроводы, угольная пыль и газ  в шахтах, древесная пыль и пары лакокрасочных веществ на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях. Последствия многих производственных аварий опасны не только для рабочих и служащих пострадавшего объекта, но и для близлежащих предприятий и жилых районов. Это надо учитывать при организации работ.

    Наиболее  характерными видами травм при авариях  и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание  тканей, поражение электрическим  током, ожоги, отравления.

    Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:

  • недостатки проектирования предприятий;
  • несоблюдение правил по технике безопасности;
  • отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
  • нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;
  • низкая трудовая и производственная дисциплина;
  • возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;
  • стихийные бедствия, вызывающие аварии.

Аварии  на железнодорожном транспорте 

    Основными причинами аварий и катастроф  являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и  блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

    Чаще  всего происходит сход подвижного состава  с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

    К сожалению, количество аварий на железнодорожном  транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки. 
 

Автомобильные аварии и катастрофы 

    Причины дорожно-транспортных происшествий могут  быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Информация о работе Аварии и катастрофы. Причины, виды, примеры