Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Культура речи и деловое общение».

Работа состоит из  1 файл

ответы по культуре.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

 

32. Теория личностных конструктов Дж. Келли и ее роль в когнитивной ориентации деловых партнеров.     

Теория личностных конструктов  – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории личностных конструктов состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

 

Ключевым понятием Теории личностных конструктов, составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт  личностный" – абстракция или  обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Личность в Теории личностных конструктов представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, которые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью, если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Валидность конструкта проверяется личностью с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я".

 

Все личностные конструкты биполярны  и дихотомичны (например, хороший-плохой). Каждый конструкт имеет два противоположных  полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере три элемента (явления или предмета), два из которых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. Сходство и различия должны присутствовать в пределах одного и того же конструкта. В предвидении событий личности выделяют конструкты, которые кажутся релевантными, и тогда выбирают, какой из полюсов релевантных конструктов будет применен. Выбор полюса конструкта называется в Теории личностных конструктов сложным выбором.

 

В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Теории личностных конструктов выделяются специфические типы личностных конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, который может одновременно принадлежать различным областям, но является постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личности быть открытой для нового опыта.

 

Ведущие формальные свойства конструктов  определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться); 2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его человека; 3) степень проницаемости конструкта, по которой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для опыта, выходящего за диапазон применимости. В зависимости от особенностей применимости выделяются основные и периферические конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также основные и ситуативные личностные конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть жесткими, т. е. дающими неизменный прогноз, либо свободными, позволяющими делать различные прогнозы при сходных условиях.

 

Совокупность личностных конструктов  представляет собой систему, важнейшей  характеристикой которой является ее относит, когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему  единиц, их разветвленность и связь. Система формируемых личностью  конструктов имеет сложную иерархию и множество подсистем. Поскольку конструкт не усваивается извне, а всегда строится самим человеком, он всегда индивидуально определен, одноэкземплярен. Примеры личностных конструктов, которые человек использует с целью оценки повседневной жизни: "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный- нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Система конструктов организуется в пирамидальную структуру, в которой составляющие ее конструкты находятся либо в управляющей, либо в подчиненной позиции. Конструкт может быть и совершенно независимым. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одной личности не обязательно занимают такое же положение в системе другой. Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты личности, тем больше возможность изменения внутри структуры, в которую они входят. Если же у личности отсутствуют подчиняющие конструкты для интерпретаций и изменений, она психологически ригидна.

 

Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными (так, в качестве первичных конструктов могут использоваться жесты, выражения лица и пантомимические паттерны). В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора.

 

Для измерения личностных конструктов в Теории личностных конструктов разработан методический принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК).

 

В Теории личностных конструктов активно  используется понятие кроль", подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личностью мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Принятие роли требует, чтобы по крайней мере один из взаимодействующих индивидов осознавал, к. о. др. индивид интерпретирует явления или события. Роли не обязательно должны быть обоюдными, т. е. личности не нужно анализировать исполнителя роли для того, чтобы быть включенной в социальные отношения. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

 

Применение Теории личностных конструктов  эффективно в понимании эмоц. состояний  личности, психического здоровья и  психических нарушений, а также  в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

 

Исследования, проведенные Келли  и его последователями, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения эксперимент, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

 

33. Особенности манипулятивных технологий делового общения.

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое  от адресата побуждение его к изменению  отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться  при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

 

Так, используемая при убеждении  аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

•к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто  расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

•к верности: вместо обоснования  предлагаемого склоняют субъекта к  его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;

•к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

•к жалости: взывание к человеколюбию  и состраданию, возбуждение желания  помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое  положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

•к здравому смыслу: вместо реального  обоснования — апелляция к  обыденному сознанию, которое нередко  обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

•к личности: ссылка на личные особенности  субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;

•к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который  не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

•к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;

•к силе: угроза неприятными последствиями  или применением каких-то средств  принуждения;

• к тщеславию: расточение неумеренных  похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);

•к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения — стереотипы, приметы);

•к человеку: в поддержку своей  позиции приводятся основания, выдвигаемые  противной стороной в споре («Ты  же сам сказал, что…») или вытекающиеиз принимаемых ею положений.

 

34. Лидерство  в деловом общении. Типы лидеров.

Лидерство - способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

 

Рационально-легальное  лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

 

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на-пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

 

35. Этапы делового общения: общая характеристика.

Анализ структуры делового общения  менеджера и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа.

1.         Психологическое  «чтение» особенностей поведения,  внешнего облика, использование  имеющейся психологической информации  о конкретном работнике организации  и составление первичного психологического  портрета взаимодействующего лица.

2.         Поиск  психологических предпосылок эффективности  общения и создание благоприятных  условий для межличностного контакта.

3.         Интеракция  и воздействие менеджера в  процессе профессионального общения  на других лиц с целью  решения профессиональных задач.

4.         Оценка  результатов конкретного акта  общения и планирование содержания  и процесса дальнейших контактов  с определенными лицами (руководителями, подчиненными, представителями других  организаций, коллегами).

Первый этап профессионального общения - познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека

Информация о работе Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»