Совершенствование процесса формирования кадрового потециала (на примере Пенсионного фонда России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть направления совершенствования процесса формирования кадрового потенциала (на примере Пенсионного фонда России)».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить производственно-хозяйственную деятельность ГУ «Отделение ПФ РФ по г. Москве и Московской области».
2. Изучить теоретические аспекты совершенствования процесса формирования кадрового потенциала (развитие персонала) в организации.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса формирования кадрового потенциала.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2
1.Кадровый потенциал: понятия, сущность, основные характеристики..…..4
1.1 Понятие кадрового потенциала в современных условиях…………..…4
1.2 Оценка эффективности кадрового потенциала……………………….....7
2. Анализ производственно - хозяйственной деятельности Пенсионного
фонда РФ…………………………………………………………………….……....12
2.1. Общая характеристика организации…………………….……….…….12
2.2. Стратегический анализ организации……………………….…….….....14
2.3. Анализ системы управления организацией………………………..…..26
2.4. Анализ подсистемы управления развитием персонала организации.27
3. Совершенствование процесса управления развитием персонала в Пенсионном фонде РФ………………………………………………………………34
3.1 Мероприятия по повышению качества обучения кадров……………...34
3.2 Совершенствование программного обеспечения подсистемы развития персонала ГУ «Отделение ПФ РФ по г. Москве и Московской области»……35
3.3 Формирование программы обучения кадров на основе систематизации сбо¬ра информации о потребностях в обучении…………………………………...36
3.4 Рекомендации по мотивированию персонала к развитию………………37
Заключение...…………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 587.50 Кб (Скачать документ)

-        соотношение результатов работы  и издержек на персонал, рассматриваемое  с точки зрения поставленных  организационных целей;

-        компоненты, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие организации. К ним относятся:

-        стабильность, которая отражается  в преемственности кадрового  состава, в надежности выполнения  работниками порученных ими заданий,  в отсутствии напряженности и  конфликтов;

-        гибкость, которая означает способность  персонала адаптироваться к новым  условиям, активно содействовать  организационным изменениям и  быть готовым к конфликтам, если  это необходимо для реализации  инновационных концепций.

Эффективность кадрового потенциала необходимо оценивать по системе показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и отвечающих следующим требованиям:

-        полнота и достоверность производимой  оценки;

-        учет результатов управленческих  решений, как в количественных, так и качественных характеристиках;

-        учет показателей, на которые  управленческие решения оказывают  прямое влияние;

-        соответствие целям оценки;

-        соизмеримость результатов управления  с затратами на их получение.

Так Дж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:

1. Собственно экономическая  эффективность:

-        показатели эффективности;

-        стоимость оцениваемой программы на одного работника.

2. Показатели степени  соответствия.

3. Степень удовлетворенности  работников:

-        компенсацией;

-        собственно работой.

4. Косвенные показатели  эффективности работы служащих:

-        текучесть персонала;

-        абсентизм - количество самовольных невыходов на работу;

-        брак;

-        частота заявок о переводе  на другие работы;

-        количество жалоб;

-        безопасность труда и количество  несчастных случаев;

-        прочие показатели качества труда.

Каждый из вышеперечисленных  показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными  значениями.

Безусловно, система показателей, необходимых для определения  эффективности кадрового потенциала, нуждается в доработке. Решение этой задачи позволит объективно оценивать эффективность организационных и социальных мероприятий, уточнять ближайшие задачи и цели. По моему мнению, систему показателей эффективности кадрового потенциала следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Этот показатель рассчитывается как отношение годового дохода предприятия к среднегодовому числу работников. Оценка эффективности кадрового потенциала опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 1

Направления анализа

Показатели

Показатели экономической эффективности

Производительность  труда 

Объем реализации на одного работника и его динамика Объем прибыли до уплаты налогов  на одного работника и его динамика

Улучшение качества продукции, услуг 

Количество  рекламаций и их динамика Удельный вес брака и его динамика

Издержки на персонал

Общие издержки фирмы на персонал за период Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период Издержки на одного работника  и их динамика

Эффективность управленческих программ

Затраты на отдельные направления и программы деятельности служб управления персонала в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом

экономической эффективности 

Социально-психологический климат в коллективе

Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения  с руководством Взаимоотношения  с общественностью, коллегами

Уровень удовлетворенности  персонала 

Соответствие  организационных и личных целей  Коэффициент текучести персонала  и его динамика Уровень абсентизма Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников


 

Таблица 1 Статистические показатели эффективности кадрового 

потенциала

 

 

 

2.  Анализ производственно - хозяйственной деятельности Пенсионного фонда РФ.

2.1.  Общая  характеристика организации.

 

Государственное учреждение — Отделение ПФ РФ по г. Москве и  Московской области создано 12 июля 2002 года объединением Отделения ПФ РФ по г. Москве и Отделения ПФ РФ по Московской области. Как самостоятельные  региональные органы эти отделения были образованы Постановлениями Правления Фонда в 1991 году.

Собственно же ПФ РФ был образован 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного совета РСФСР в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения. Этим самым в России был создан принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для выплаты пенсий первоначально были выведены из государственного бюджета, а затем стали формироваться на базе обязательного пенсионного страхования.

Первоначально ПФ РФ являлся финансово-кредитным учреждением, призванным осуществлять и обеспечивать своевременный и в полной мере сбор указанных средств, а также контроль за их рациональным, то есть, целевым расходованием, исключительно на выплату пенсий. Функционирование ПФ РФ в полной мере обеспечило своевременную выплату пенсий уже в 1991 году, несмотря на то, что в стране в это время возникла сложная политическая и социально - экономическая обстановка.

Так, Отделение по г. Москве и Отделение  по Московской области в соответствии с действовавшим в 1993–2000 гг. законодательством ежегодно обеспечивали сбор 100% запланированных поступлений в бюджет ПФ РФ, что в 2 с лишним раза превышало собственную потребность на выплату пенсий.

Денежные средства, поступающие  на счет Отделения, находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

В 2004 году обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии средствами на обязательное пенсионное страхование составила по г. Москве и Московской области 124,9%. На эти цели в 2004 году израсходовано 64577,3 млн. руб. Расходы на выплату базовой части пенсии за этот же период составили 33844,4 млн. руб.

Успешное выполнение ПФ РФ возложенных  на него функций позволило создать  информационную и технологическую базу для проведения реформирования пенсионной системы РФ, в основу которой положен страховой принцип. По мере изменений в пенсионном законодательстве расширялся и спектр возлагаемых на ПФ РФ задач. Например, одним из главных направлений реформы явилась передача органами исполнительной власти субъектов РФ территориальным органам ПФ РФ функций назначения, перерасчета и выплаты пенсий согласно Указу Президента РФ от 27.09.2000г. «О мерах по совершенствованию управления пенсионным обеспечением в Российской Федерации» и Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года.

В нашей стране в 1992 году на базе Отделения  по Московской области был начат  эксперимент по созданию Единой пенсионной службы, которая сегодня успешно функционирует во всех регионах РФ, в том числе на обслуживаемых Государственным учреждением - Отделением ПФ РФ по г. Москве и Московской области.

Отделение является уникальным, самым  крупным среди остальных региональных органов ПФ РФ. Отделение обслуживает население г. Москвы и Московской области, в которой насчитывается 79 городов, из которых 10 с численностью населения свыше 100 тысяч человек. Всего в регионе проживает порядка 17 миллионов человек, из которых более 8 миллионов заняты в экономике. На его территории проживает более 10% всех российских пенсионеров: в г. Москве 2379,4 тыс. чел., из которых продолжают работать 21,8%, в Московской области – 1762,6 тыс. чел., из них 28,8% трудятся и по настоящее время. Характеристика обслуживаемой Отделением территории представлена в Приложении 1.

Структура пенсионеров (по видам пенсий), состоящих на учете  в ГУ- Отделении ПФР по г. Москве и Московской области на 01.07.2009 г. Представлена на рис.1.1.

Рис. 1.1. Структура пенсионеров (по видам пенсий), состоящих на учете  в ГУ «Отделении ПФР по г. Москве и Московской области» на 01.07.2009 г.

2.2.  Стратегический  анализ организации.

 

Миссия ПФР – организация надежного и справедливого пенсионного обеспечения населения при наступлении страхового случая.

Миссия отделения ПФР  – обеспечение безупречной реализации части миссии ПФР на региональном уровне (полномочия ОПФР уже, чем ПФР).

Стратегическая цель ОПФР зависит от текущего состояния качества управления и может меняться в связи с изменением состояния управления в ПФР.

Проведем анализ внешней  среды (макросреды) ГУ «Отделение ПФ РФ по Москве и Московской области».

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

                          Рис.1.2. Схема взаимодействия макро- и микросреды

 

PEST-анализ предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность организации:

  • Политических (Policy);
  • Экономических (Economy);
  • Социальных (Society);
  • Технологических (Technology).

Получение необходимой  информации основано на экспертных оценках (по 9-балльной шкале). В качестве экспертов  выступали сотрудники ГУ «Отделение ПФ РФ по Москве и Московской области».

Проведем анализ демографических  факторов.

Численность населения  г. Москвы за исследуемый период хоть и незначительно, но увеличивается (на 3,07%); показатель численности населения  Московской области имеет тенденцию  к медленному повышению (за исследуемый период снизился на 0,21 %).

 

Рис.  1.3. Численность  населения г. Москвы и Московской области (N)

 

Рис. 1.4. Распределение  численности населения РФ по возрасту (N)

За исследуемый период прослеживается тенденция к небольшому росту числа трудоспособного населения (доля населения трудоспособного возраста увеличилась к 2008 г. относительно 2001 г. на 1,94%), при этом происходит снижение показателя числа лиц моложе трудоспособного возраста (на 20,75% в 2008 г, относительно 2001 г.), изменение числа лиц старше трудоспособного возраста – незначительное (снижение на 0,35% в 2008 г., относительно 2001 г.).

Данные рис. 1.4. показывают, что увеличение пропорции пожилых  людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции молодых людей (в возрасте до 15 лет).

При сохранении действующего пенсионного возраста и неизменности льгот для разных видов профессий  демографический прогноз свидетельствует  о росте численности получателей  трудовой пенсии.

Таким образом, анализ трансформации  пенсионных систем в мировой экономике позволил выявить «двойной» (по неблагоприятным последствиям) эффект: происходит увеличение финансовых пенсионных нагрузок, и продолжается рост страховых тарифов. Следовательно, для того чтобы сохранить размеры пенсий на достигнутом уровне, страховые тарифы в течение ближайших 50 лет необходимо значительно увеличить.

В 2009 году в Московской области проживало 6672773 человек, что  на 27 101 больше чем в 2008 году. Общий  прирост населения произошел  за счет положительного миграционного прироста (72267 человек, естественный прирост минус 40963 человек).

По г. Москве прослеживается незначительное снижение числа умерших  и увеличение числа родившихся, что  привело к росту естественного  прироста  численности населения  г. Москвы.

В настоящее время  пенсия для пенсионеров доставляется по персонифицированным выплатным  документам (поручениям) с отрывной квитанцией, в которой указываются  все виды причитающихся пенсионеру выплат: пенсия за текущее время (базовая, страховая  
части), прошедшее время, а также все виды дополнительных пособий. На поручении используется штрих-код, содержащий необходимые сведения о документе. Наличие штрих-кода на квитанции помогает быстро получить информацию о каждой выплаченной сумме и передать в Пенсионный Фонд оперативную информацию о произведенных выплатах.

Распечатку персонифицированных  выплатных документов со штрих-кодовой  идентификацией, формирование персонифицированных  поручений по выплатным дням, по каждому доставочному участку осуществляет Информационный выплатной центр (ИВЦ) УФПС – филиала ФГУП «Почта России», куда ежедневно по защищенным каналам электронной связи из почтамтов передается отчетная информация о выплаченных и не выплаченных пенсиях и пособиях.

Информация о работе Совершенствование процесса формирования кадрового потециала (на примере Пенсионного фонда России)