Инновационный политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, реферат

Описание

Цель: Целью данной работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.

1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.

2. Раскрыть основные задачи планирования инновационной политики

3. Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Формирование государственной инновационной политики……………………4

2. Классификация инноваций…………………………………………………….....6

3. Роль государственной инновационной политики……………………………….8

4. Основные направления инновационной политики……………………………10

5. Планирование инновационной политики……………………………………….13

6. Сущность государственной инновационной политики в России……………..17

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

     Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:

  • целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор

      подцелей, а принимаемые решения  оценивают с точки зрения их      оптимального сочетания;

  • системности, при котором инновационный процесс рассматривают как      сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные      элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с      помощью динамических экономико-математических моделей;
  • неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы,    которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных     факторов снижает достоверность анализа;

    адаптивности, предполагающей возможность предприятия воспринять то или

      иное нововведение;

  • прочности, предполагающий учет не только повышенных норм потребления    различных ресурсов в процессе инновационной деятельности, но и

    создание страхового запаса участвующих  в процессе ресурсов на случай      возникновения непредвиденной ситуации.

     В процессе планирования и организации  инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации.

Практика  инновационного менеджмента свидетельствует, что эффективное планирование инновационной политики возможно при соблюдении следующих

условий:

 - товар должен быть дифференцирован, т.е. быть уникальным в своем роде,   приносящим потребителю дополнительные преимущества;

- сильная маркетинговая ориентация - направленность нововведений на рынок и   клиентов;

- глобальная концентрация товара - замысел и разработка нового товара с   самого начала должны предполагать ориентацию выхода на мировой рынок;

- интенсивный первичный анализ - еще до начала разработки должно быть   проведено тщательное и углубленное технико-экономическое обоснование и   соответственно под это выделены финансовые и кадровые ресурсы;

- точная формулировка концепции - перечень конкретных задач, выбор целевого   рынка;

- структурированный план освоения - переход от стратегического маркетинга к   плану операционного маркетинга (цены, план сбыта);

- межфункциональная координация - совмещение действий всех служб   промышленного предприятия на достижение поставленной цели;

- поддержка руководства - вместо прямого вмешательства нужна специальная   структура поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение   процесса;

- использование синергии (эффекта коммуникации), выражающейся в получении   дополнительного эффекта процесса в целом по сравнению с суммой эффектов   его отдельных элементов;

- привлекательность рынков - этот фактор способствует успеху, но не может   компенсировать слабые стороны процесса;

- предварительный отбор - успех и провал можно предвидеть, ибо процедуры   предварительной оценки позволяют избежать последствий некорректных   решений;

 - контроль за ходом разработки;

- доступ к ресурсам - для успеха проекта необходимо располагать кадровыми и   финансовыми ресурсами, которые нужно рассматривать как инвестиции, а не   издержки;

- роль фактора времени - источник конкурентного преимущества - быстрый   приход на рынок, но не в ущерб качеству;

 - многоступенчатость процедуры - разработка должна вестись по календарному   графику. 

6. Сущность государственной инновационной политики в России. 

     Одна  из  наиболее  актуальных  проблем  российской   экономики   –  повышение    конкурентоспособности    промышленности    за    счет     ее  технологического   переоснащения   и    подъема    наукоемких    отраслей  производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая  необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

       Теоретически  существуют  два   подхода.   Можно   пойти   по   пути  приобретения лицензий  и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и  торговые марки крупных  зарубежных  компаний.  Другой  путь  –  опора  на  собственный   научно-технический   потенциал,   в    значительной    мере  невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более  перспективным со многих точек зрения, однако требует  преодоления  целого  ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

     В России вплоть до последнего  времени  инновационная  деятельность  осуществлялась  исключительно  в  крупных  государственных   учреждениях,  управляемых  посредством волевых решений бюджетного  финансирования  и планирования,  но  без учета особенностей  и   закономерностей   самого  инновационного процесса.

     Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть  российского  малого  бизнеса. Малые  предприятия в сфере инноваций активно создавались в  1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет.  Этому  способствовали  неблагоприятные  условия  для   развития   инновационного  бизнеса, складывающиеся в этот период:

            - высокие налоги;

            - сложности с арендой помещений;

            - дороговизна сырья и энергии.

        При этом инновационным  предприятиям  не  приходилось  надеяться   на  существенную поддержку государства.  То, что делалось  в  этой  сфере,  не  решало  даже  части  проблем,   с   которыми   приходилось   сталкиваться предпринимателям,  занимающимся  инновационным  бизнесом.  Спад   деловой  активности в научно-технической и производственной  сфере,  наблюдающийся  ныне,  подтверждает  тот  вывод,  что  без  продуманной   государственной  поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

        Обращение государств с традиционно  развитыми рыночными отношениями  к   вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный   анализ направлений технического развития и  выбор  приоритетных  областей   инновационной  деятельности;   анализ   темпов   развития   инновационных   процессов  и склонности общества  к  инновационному  предпринимательству;   инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает  основную причину   государственного вмешательства в управление  инновациями.  Сосредоточивая   внимание   преимущественно   на   вопросах   перспективного    характера,   государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы,   оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние  на  сферу   инноваций.   Рыночные   ориентиры   позволяют   предприятиям   учитывать   сегодняшнюю   экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на   ближайшее будущее. 

     Сегодняшний интеллектуальный потенциал России может стать основой ее возрождения, если наработки придут в промышленность и выйдут на рынок. Страна сможет получать за счет продажи лицензий, разработок, выполнения внешних заказов, реализации совместных международных инновационных проектов суммы, сопоставимые с бюджетом страны, а это – возрождение хозяйства, образование среднего класса, ликвидация безработицы.

     Это реально, как по оценкам специалистов в нашей промышленности, по крайней мере, не менее чем 85 процентов предприятий, может выпускать конкурентные товары (мирового уровня). В цепочке «разработка-производство-рынок» слабыми звеньями у нас является не столько финансирование, сколько отсутствие навыков технологического менеджмента, т.е. управления технологическими инновациями. Практически отсутствуют в России подготовленные специалисты, которые знают и специфику инновационного продукта, предлагаемого на рынок, и владеют умением работать с ним на рынке. По предварительным оценкам сегодня требуется около 200 тысяч таких специалистов.

Проблема  изучения  и использования опыта  высокоразвитых стран в области организации труда и подготовки кадров в условия инновационного процесса может показаться на первый взгляд, чужой надуманной в применении к экономике России, находящейся в глубоком кризисе. Вроде бы, нужно сначала остановить спад производства, восстановить хозяйственные связи, стабилизировать кредитно-финансовую сферу, а уже потом думать об инновациях. В действительности выход из кризиса возможен только при максимальной активизации инновационной деятельности предприятия. Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новые конкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта продукции в современных условиях невозможно без совершенствования организации труда и подготовки кадров, нацеленных на более полное использование творческого потенциала коллектива.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 2001

2. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения  устойчивого  экономического  развития. //В.Э., 1999г., №1.

3. Дагаев  А.   Передача   технологий   из   государственного   сектора   в  промышленность как инструмент государственной инновационной политики.  //  ПТ и ПУ, 2003.

4. Санто  Б.  Инновация  как средство  экономического  развития.  Пер.  с венгр. - М.: Прогресс. - 2000.

5. Твисс  Б.  Управление  научно-техническими  нововведениями. Сокр. пер.  с  англ. - М.: Экономика. –2004. 

Информация о работе Инновационный политика