Инновационный политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:32, реферат

Описание

Цель: Целью данной работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России.

Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.

1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.

2. Раскрыть основные задачи планирования инновационной политики

3. Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Формирование государственной инновационной политики……………………4

2. Классификация инноваций…………………………………………………….....6

3. Роль государственной инновационной политики……………………………….8

4. Основные направления инновационной политики……………………………10

5. Планирование инновационной политики……………………………………….13

6. Сущность государственной инновационной политики в России……………..17

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

        Приступая  к  разработке  и  осуществлению  этой   идеи,   компании, разумеется,  должны   начать   с   авансирования   денежного    капитала.  Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том,  что она   связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации носят рисковый   характер. Вероятность успеха  воплощения  новой  идеи  в  новом  продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит  до  последней  стадии   массового   производства   и   массовых   продаж. Американский  специалист  в  области  инноваций   Твисс   отмечает,   что коммерческий  успех   достигается   лишь   в   10%   начатых    проектов,  следовательно, уровень неудачи   можно оценить в 90%.  Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне  мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в  банке или дивиденда на акции. И потому, что  такая  отдача  может  при  удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и  потому, что может при  неудаче  отсутствовать  вовсе,  более  того,   погибнет  и вложенный капитал.

        Какие же побудительные  силы  заставляют  предпринимателей  идти  на столь значительный риск? Силы  эти для любой экономической  системы  (малая инновационная  фирма; крупная корпорация; группа  промышленных  компаний; "объединения"   промышленных   фирм,   университетов,   правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.)  могут быть  подразделены  на  внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную  природу.  Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности  можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров   реализовать свой  творческий   потенциал   (субъективная   причина).    Набор    внутренних  побудительных мотивов инновационной активности  индивидуален  для  каждой  отдельной компании и в  некоторых случаях играет  решающую  роль  в  том,  чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только  что  созданной  малой  фирмы  рождение  и  освоение   новшества   может   быть  единственной возможностью  завоевать  место  на  рынке.  Однако  зачастую  внутренние причины оказываются недостаточно  весомыми.  Многим  компаниям  свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так,  крупные монополии, добившиеся преобладания  на  рынке,  обычно  не  имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с  инновациями.  Тут  решающим  стимулом  могут  выступить  причины  внешнего   характера,   в частности, обусловленные соответствующими мерами  экономической политики  государства.

Государственная  инновационная  политика  в   промышленно   развитых странах  направлена на создание благоприятного экономического климата  для  осуществления инновационных  процессов и  является,  очевидно,  связующим  звеном  между  сферой   "чистой"   (академической)   науки   и   задачами  производства. В  целом роль государства  в  области  поддержки  инноваций  можно свести, никак не претендуя на полноту  перечисления,  к   следующим  моментам:

  • государство способствует развитию  науки,   в  том  числе  прикладной,  и  подготовке научных и инженерных кадров (основной  источник  инновационных

   идей);

  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют  разнообразные

   программы, направленные на повышение  инновационной активности бизнеса;

  • фискальные и прочие  элементы  государственного  регулирования  формируют стимулирующее   воздействие   внешней   среды,   которые    обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм.
 

4. Основные направления инновационной политики 

     Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики  инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой  рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления  на нем нуждаются в повышении  эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в

основном  на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп  отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

В этой связи к основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;

-  создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу, использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

     Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система  возвратного финансирования инновационных  проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).  

5. Планирование инновационной политики 

Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами

осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются: создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях,  руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам, определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству. Нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка; реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры; увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.

     При планировании инновационной политики следует учитывать следующие

факторы:

  • сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая

      значительно влияет на технико-экономические  показатели производства;

  • необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный      производственный период и проведение поиска дополнительных источников      финансирования;
  • умение определять ожидаемые количественные потери при организации      производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных      мощностей при отработке технологических процессов и неполного      использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования;
  • изменение конструкторско-технологической документации в процессе      перехода на производство нового ассортимента продукции, что в      определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки   производства;
  • динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых

      ресурсов и, как следствие,  себестоимости в период развертывания   выпуска новых видов продукции  по мере освоения технологии, что  значительно осложняет планирование производства;

  • необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.

     Механизм  разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:

  • исследование спроса на продукцию предприятия, определение           емкости рынка и перспектив его развития;
  • исследование рынков необходимых ресурсов;
  • планирование и организация инновационной деятельности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и           связанных с ними рисков.

     Основная  цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды.

Информация о работе Инновационный политика