Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа
«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.
Понятие широко вошло
в послевоенный период, с середины
XXв., в политическую и общественную
теории для обозначения государства современного
демократического типа в условиях относительно
стабильной и развитой экономики. Любое
государство социально, поэтому термин
“социальное государство” предназначен
подчеркнуть способность государства
осуществлять современную социальную
политику - создание системы социальной
защиты, социальных гарантий, социального
партнерства и приоритет этой задачи.
Исторически формирование социального
государства стало итогом политики “социального
реформизма”. Эта политика, проводимая
в ряде западных стран, включала в себя
сильную социальную составляющую: создание
государственной системы социального
страхования, социального обеспечения
и социальной поддержки малоимущих слоев
населения, системы бесплатного здравоохранения,
образования, пенсионного обеспечения,
системы решения социальных конфликтов
путем социального партнерства.
Классическим примером
социального государства
Проведение сильной социальной политики является задачей любого современного государства демократического типа, призвано разрешить противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов; базовыми целями является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма общественного развития.
В либеральной трактовке правовое государство как бы противостоит социальному, так как правовое государство на первое место выдвигает свободу индивида, предполагает ограничение государственного вмешательства, социальное же предполагает государственное регулирование и вмешательство в вопросы производства и распределения общественных материальных и культурных благ.
В современных условиях сочетание этих тенденций развития государства означает следующее: государство должно быть социальным по целям и правовым - по форме взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Оно осуществляет свои цели как социальное государство в форме правовой государственности и идет, таким образом, гораздо дальше, стремясь наполнить правовые формы более справедливым содержанием.
5. Формирование маркетинговой модели государства связано с поиском новой парадигмы, соответствующей реалиям постиндустриального общества. Государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике рыночных отношений, где гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги, а государство — в роли “сервисного центра”. В западных индустриальных странах динамика взаимоотношений государства, гражданского общества и частного сектора привела к существенному сближению показателей макроэкономического управления и администрирования с менеджментом и стилем деятельности эффективных частных организаций. Таким образом, формируется новая маркетинговая модель государственного управления.
Наряду с историческими типами существуют и другие классификации государств.
По отношению к религии государства могут быть светскими и религиозными. Так, ст. 14 Конституции РФ провозглашает Россию светским государством, т.е. государством, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным, они не вправе оказывать влияние на государственный строй и деятельность государственных органов и их должностных лиц.
В религиозном государстве
господствующая религия провозглашается
идейной основой правления, государственная
религия и соответствующая
Государства отличаются
по способам формирования и формам
организации государственной
Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти; форма организации государственной власти. В зависимости от положения и характера высшего органа государственной власти различают две основные формы правления - монархию и республику.
Монархия (от греч. monarchia- единовластие) — форма правления государства, при которой в руках его единоличного главы (монарха) сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть. Из определения монархии можно выделить ее отличительные признаки юридического свойства:
1) существование
единоличного главы
2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является безраздельной, верховной и суверенной (независимой);
3) занятие трона
в порядке престолонаследия, т.е.
путем передачи власти по
4) бессрочность правления монарха, т.е. пожизненность его правления;
5) представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
6) юридическая
В различные исторические эпохи существовали два основных типа монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная).
Оба эти типа, различающиеся
степенью ограничения власти главы
государства, сохраняются и в
современном мире.
Абсолютная монархия характерна для рабовладельческих и феодальных обществ, в которых она выражалась деспотическим владычеством. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.). При абсолютном монархическом правлении самодержец является единственным субъектом и творцом права. Пользуясь неограниченными правами, он отправляет свою власть через лично ему подчиненную систему государственной бюрократии; его подвластные (или подданные) -лишь объекты права. Карательная функция также находится в его руках.Расцвет монархического абсолютизма в Западной Европе приходится на XVII-XVIIIвв., в России - на XVIII-XIXвв. В наше время эта форма правления сохраняется в некоторых странах Азии: в Непале, где вся власть принадлежит королю, а также в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой.
Политическим завоеванием буржуазных революций, происходивших в Европе в XVIII-XXвв., явились конституционные ограничения абсолютных монархий. Конституция провозглашает и гарантирует права личности, их признание обязательно для верховной власти и всех органов государственного управления, при этом законодательные функции передаются парламенту, а исполнительные - правительству.
В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом, конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия представляет собой переходную модель государственного правления. Здесь монарх обладает обширными полномочиями по руководству исполнительной властью, формированию правительства, которое несет ответственность перед ним, а не перед парламентом. В этом случае законодательные функции парламента имеют к нему лишь формально-юридическую принадлежность. Дуалистическая монархия присуща странам с сильными пережитками феодализма, как например, в России в начале XXв., где существовали два политических учреждения: монарх, формировавший правительство, и учреждение парламентского типа (Государственный совет и Государственная Дума, которым члены правительства были не подотчетны).
Парламентская монархия представляет собой гораздо более демократическую модель государственного правления, действующую в целом ряде современных государств (Великобритании, Дании, Испании, Швеции, Японии и др.). Права монарха ограничены. Он является номинальным главой государства, руководствуясь “правилом английской королевы”: царствует, но не правит. Монарх назначает главу правительства и министров, но они подконтрольны парламенту, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении членов кабинета министров. Монарх в таких странах символизирует историческую преемственность государства, олицетворяет единство нации, являясь фигурой скорее символической,своего рода данью традиции, нежели властной.
Известна также особая разновидность монархии - выборная или так называемая избирательная, в которой сочетаются элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием представителей монархических штатов федерации.
Республика (от лат. Res publika- общественное дело, государство) -одна из форм правления (наряду с монархией), при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
Республиканская форма правления возникла в античную эпоху как альтернатива монархической. Наибольшее распространение получила в новое и новейшее время. Обычно выделяют следующие виды этой формы правления: президентские, парламентские и смешанные республики. В конце XXв. в мире насчитывалось 65 президентских государств, 13 парламентских и 20 полупрезидентских.
Парламентская республика
- форма республиканского правления
и организации государственной
власти, при которой парламент
занимает ведущую роль в политической
системе. Становление парламентской
республики происходит в середине XIXв.
и исторически связано с
В парламентской республике органы исполнительной и судебной власти избираются либо утверждаются парламентом, которому принадлежат властные приоритеты законодательной власти, и это “старшинство” не подвергается сомнению. Парламент задает тон в политической жизни страны, воплощая ее верховную власть. Парламент наделяется полномочиями, позволяющими контролировать правительство: отличительным признаком парламентской республики являются коллективная ответственность правительства перед парламентом, “ответственное правительство”, которое формируется и контролируется парламентом. Традиционно выделяют четыре основных элемента парламентского режима, это:
1) дуализм исполнительной власти (наличие института премьер-министра);
М Дюверже, Р. Арон, также отрицая смешанные формы, говорят о системе альтернативных фаз - президентской и парламентской, в зависимости от политических условий.
Форма государственного устройства - способ территориально-политической организации государства. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Иногда выделяют такие формы государственного устройства, как союзы, содружества и объединения.
Унитарное государство (от фр. unitaire, лат. unitas- единство) - единое централизованное государство, неразделенное на самоуправляющиеся ., единицы.
Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:
1) единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии (самоуправление) - национальной, территориальной, культурной;
2) единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений; единая система высших органов государственной власти - парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;
Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами