Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа
Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.
Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36
Как
видно из табл. 1, санкции ст. 15.25 КоАП
РФ установлены в виде штрафа, который
исчисляется одним из двух способов: в
кратном отношении к МРОТ; в кратном размере
к сумме, являющейся предметом соответствующего
нарушения.
Нарушение валютного
законодательства и
актов органов валютного
регулирования (ст. 15.25
КоАП РФ)
№ части статьи | Состав правонарушения | Вид налагаемой санкции |
1 | Осуществление незаконных валютных операций, т. е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании1', а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании | Административный штраф на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3Д до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании |
2 | Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ | Административный штраф на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц — от 50 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 1000 МРОТ |
3 | Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки | Административный штраф на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке |
Применительно к последнему способу исчисления штрафа следует отметить, что он является в отсутствие максимального предела, выраженного в твердой сумме, экономически жесткой санкцией, которая может привести к банкротству юридического лица или индивидуального предпринимателя. Представляется, что такой характер санкций делает их не правовосстановительными, а карательными, зачастую не соответствующими характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. Вполне реальны ситуации, когда сумма штрафа, исчисленная по таким правилам, может превысить максимальный размер штрафа, предусмотренного УК РФ (а он равен согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ 1 млн. рублей). И тогда административное наказание по своей тяжести превысит наказание уголовное. В случае же банкротства юридического лица или индивидуального предпринимателя интересы частные (а именно, интересы кредиторов, которые не получат полного удовлетворения своих требований) будут принесены в жертву интересам публичным.
Поэтому
с позиций соразмерности
При применении ст. 15.25 КоАП РФ необходимо иметь в виду следующее.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 3—5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Административный штраф подлежит уплате в рублях. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Банка России.
Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Объективная сторона выражается в совершении деяния (действия или бездействия), предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.
Субъектом правонарушения могут быть как резиденты (резиденты — физические лица только по достижении возраста 16 лет), так и нерезиденты (последние — только в случае осуществления валютной операции, во-первых, противоречащей российскому законодательству и, во-вторых, на территории РФ (ст. 1.7, 2.6 КоАП РФ)).
При этом субъектами правонарушения, предусмотренного Ч 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются физические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, могут выступать только резиденты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты и нерезиденты — должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной (в форме умысла или неосторожности — ст. 2.2 КоАП РФ). Поэтому вина подлежит доказыванию во всех случаях привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. При этом обязанность по доказыванию вины лица, привлекаемого к ответственности, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ и ч. 5 ст. 205, ч. 4 ст. 210 АПК РФ возлагается на органы валютного контроля. Последние, в частности, при применении ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ должны доказать, что у резидента имелась возможность обеспечить получение (возврат) на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению указанной обязанности.
Уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк, установлена ст. 193 УК РФ.
Заключение
Эффективное
решение задач в сфере
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: 5 режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) и режим свободно конвертируемой валюты.
Избранный
тип валютного режима определяет
принципы осуществления валютных операций
в Российской Федерации, полномочия
и функции органов валютного
регулирования и валютного
Итак, валютная политика - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными органами, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений. Различаются текущая и долговременная В.п.
Валютная
политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми
органами. В мировом масштабе валютная
политика проводится международными валютно-финансовыми
организациями (Международный
валютный фонд,
международные банки).
Формы валютной политики:
Средством реализации валютной политики является валютное регулирование.
Практической
задачей валютной политики является
обеспечение нормального
Долговременная
валютная политика охватывает достаточно
продолжительный период и предполагает
долгосрочные меры структурного характера
по последовательному изменению валютного
механизма. Основными ее методами являются
межгосударственные переговоры и соглашения, прежде всего в рамках
МВФ и на региональном уровне, а также
валютные реформы.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): [Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ]. // Парламентская газета РФ. - № 131-132.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: [Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.)]. // Собрание законодательства РФ. - № 50. - Ст. 4859.
4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»: [Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ (с изм. и доп. от 10 декабря 2003 г.)]. // Собрание законодательства РФ. - №23. - Ст. 2290.
5. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: [Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ (с изм. от 05 декабря 2000)]. // Российская газета. - № 249.
Учебная литература
1. Вернер Ф. Эбке Международное валютное право. С. 37.
2. Вернер Ф. Эбке Международное валютное право.- М. 1997. С. 6.
3. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.- М., 2000. С. 6
4. Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности.- М., 1998.
5. Косаренко Н.Н. Финансовое право России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
6. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004.
7. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М., 2003
8. Харатян
А.Ж. Валютные ценности как объекты гражданских
прав. // "Право и экономика" 1997. №7-8
C.15.