Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

    В-четвёртых, в соответствии с п.3 ст. 2 ГК РФ "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". Имущественные отношения, регулирующие оборот валютных ценностей, не основаны на властном подчинении. Это частно-правовые отношения, возникающие при обороте объектов гражданских прав. Юридическая природа данных правоотношений абсолютно иная по сравнению с бюджетными и налоговыми правоотношениями. Стороны при заключении сделок с валютными ценностями (валютных операций) являются равными субъектами, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью.

    В-пятых, закон о валютном регулировании должен определять не принципы осуществления валютных операций в РФ, а порядок совершения валютных операций в РФ.

    В-шестых, возможно осуществление валютных операций в РФ и без участия уполномоченных банков, что ранее мной уже было доказано.

    Высказывается точка зрения, что особенностью валютного  законодательства является изложение  основной массы норм в подзаконных  актах, что обуславливает непостоянство  и бессистемность правовой основы внешнеэкономической  и валютной деятельности. Существенные сведения разбросаны по десяткам и сотням постоянно изменяемых документов, ориентироваться в которых трудно даже специалистам.

    Мне представляется, что изложение основной массы норм в подзаконных актах  является не особенностью, а недостатком  действующего валютного и внешнеэкономического законодательства. Действующий закон о валютном регулировании с той ролью, которая ему определена Гражданским кодексом РФ, не справляется, так как он содержит более двадцати отсылочных норм по тем вопросам, которые он и должен регулировать. Некоторые из действующих норм этого закона отменены Конституционным судом РФ. Этот пробел в гражданском законодательстве Центральный банк РФ заполнил своими несистематизированными, противоречащими друг другу более чем трёмястами нормативными актами. Для того чтобы разобраться в хаосе нормативных актов по вопросам валютного регулирования, исходящем от Центрального банка РФ, он издаёт в форме информационных сообщений обобщения практики их применения. В этих обобщениях практики применения своих же нормативных актов Центральный банк РФ в форме ответов на конкретные вопросы разъясняет то, как следует применять его нормативные акты.

1.2. Валютная политика

    Валютная  политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере  валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

    По  длительности решения задач различают  текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

    Текущая валютная политика направлена на оперативное  регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д.

    Долговременная  валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению  валютного механизма с помощью  межгосударственных переговоров и соглашений, а также валютных реформ.

    Валютная  политика осуществляется главным образом  в двух формах: учетной политики и девизной политики.

    Учетная политика в сфере международных  валютных отношений направлена на регулирование  валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из стран, где существуют более низкие процентные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процентной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и понижению курса валюты данной страны.

    Девизная  политика направлена на регулирование  валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

    Валютная  политика государства формируется под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

    Основным  внешним фактором, формирующим валютную политику, является объективная потребность  в интеграции российской национальной валюты в международную валютную систему в соответствии с реальным экономическим потенциалом Российской Федерации. Решение такой задачи будет способствовать повышению роли России в системе мировых хозяйственных связей и исключению дискриминации рубля как средства международных расчетов.

    Национальные  хозяйства связаны цепью взаимных обязательств, и в этом смысле валютные отношения представляют собой ключевую форму международных экономических связей. Данный факт предопределяет усиление тенденций к валютной интеграции экономически развитых стран по мере роста таких связей. Наглядным примером проявления такой тенденции является создание Европейского валютного союза на базе евро.

    Очевидно, что Российская Федерация как  часть мирового сообщества не может  оставаться в стороне от этого  процесса. Концепция национальной безопасности РФ провозгласила стремление России к более широкой интеграции в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Движение Российской Федерации в направлении вступления во Всемирную торговую организацию, участие Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее — МВФ), Международном банке реконструкции и развития, Международной ассоциации развития свидетельствуют о стремлении нашей страны играть активную роль в международных экономических отношениях. Однако такая роль предполагает не только ее участие в международных экономических и финансовых институтах, но и наличие в национальных экономике и законодательстве условий для включения российской валюты в международную валютную систему. Приоритетное значение в этом процессе следует признать за экономическими предпосылками, поскольку отмена законодательных ограничений в валютной сфере сама по себе не достаточна для появления у участников международных экономических отношений доверия к рублю и желания использовать его в международных расчетах.

    Доминирующим  внутренним фактором, формирующим валютную политику государства, является относительная  слабость рубля по отношению к  ведущим мировым валютам, потребность  в защите его покупательной способности  на внутреннем валютном рынке как экономическими, так и административными мерами. Проблема интеграции российской валюты в международную валютную систему может быть эффективно решена только при наличии твердых позиций рубля на внутреннем валютном рынке. Задача укрепления рубля, как следует из Концепции национальной безопасности РФ, должна решаться путем создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

    Совокупность  факторов, формирующих валютную политику, нашла свое отражение в валютном законодательстве РФ. Так, согласно преамбуле Федерального закона № 173-ФЗ целью валютного законодательства РФ является обеспечение реализации единой государственной валютной, политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Очевидно, что цели валютной политики, сформулированные в валютном законодательстве РФ, преимущественно направлены на решение экономических задач. Таким образом, связка экономики, политики и права как естественной цепи взаимосвязанных социальных процессов наглядно отражается в нормах валютного права. Необходимо отметить, что валютное право представляет собой совокупность основополагающих, общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю в области общественных отношений, возникающих по поводу валютных операций. С этой точки зрения валютное право является проявлением и концентрированным выражением валютной политики государства, основополагающим образом обусловленной экономическими факторами.

    В Российской Федерации валютная политика направлена на обеспечение устойчивости рубля (валюты Российской Федерации) и  стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

    Диверсификации  валютных резервов — политика государства, направленная на регулирование структуры  валютных резервов путем включения в их состав разных иностранных валют с целью обеспечения международных расчетов и защиты их от валютных рисков.

    Действенным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль.

 

Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения

2.1. Структура механизма  валютного регулирования:  правовые основы     

    Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое  хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.

    Существующая  система нормативных правовых актов  представляет собой юридический  механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить на следующей схеме: 
      

 

          

Валютное  законодательство Регулятивное  воздействие  Валютные  отношения 
Акты  валютного законодательства (нормативный аспект) 
      
      
      
     Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект)
Валютное законодательство осуществляет регулятивное воздействие  на валютные отношения в форме  предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъекты валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства 
     
Субъекты валютных отношений 
      
      
      
     Объекты валютных отношений 
      
      
      
     Валютные операции
 

      
     
Как видно  из схемы, механизм валютного регулирования  включает в себя три структурных  элемента:

    - валютное законодательство, принимаемое  различными государственными органами;

    - валютные отношения, складывающиеся  между различными субъектами  по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами; 
     - регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

    Структурные элементы механизма валютного регулирования  находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме. 
     Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно
Конституции РФ от 12 декабря 1993 года валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п."ж" ст.71).2 Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.

Информация о работе Валютная монополия государства