Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:24, доклад

Описание

Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

Работа состоит из  1 файл

Объединение высшей школы в европейских странах назрело еще в середине ХХ столетия.docx

— 15.55 Кб (Скачать документ)

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Объединение высшей школы в европейских странах  назрело еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало  неконкурентоспособным по сравнению  с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования  европейских стран (1971г, 1976г), в Маастрихтском  договоре (1992г). В дальнейшем под  эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные  программы.

В истории Болонского процесса выделяют три этапа:

· предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г) до Болонской декларации;

· начало: Болонская  декларация (1999 г);

· развитие: после  Болонской декларации.  

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Основные  цели Болонского процесса

С самого начала Болонский процесс был призван  увеличить конкурентоспособность  и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить  трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень  подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая  была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных  встреч министров образования были разработаны основные положения  единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и  аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с  акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена  и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области  европейского высшего образования.[13]

Для участников которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года были поставлены цели, достижение которых ожидается и в настоящее время.

-      построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

-      формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

-      обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

-      повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Создание Европейского пространства высшего образования  само по себе не означает достижения всех целей Болонского процесса. Таким  образом, мы можем теперь сказать, что  Болонский процесс и Европейское  пространство высшего образования  вступили в новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.

Итак, Болонский процесс  ставит перед собой  следующие задачи:

  • повысить престижность европейского высшего образования
  • создать единую зону высшего образования, что обеспечит мобильность жителей разных стран с возможностью трудоустройства
  • укрепить научно-технический, социальный и интеллектуальный потенциал Европы
  • достичь совместимости систем высшего образования
  • предоставить студентам право выбора дисциплин для изучения
  • повысить качество образования в странах-участницах
  • обеспечить конкурентоспособность европейских университетов
  • контролировать качество образования

Для того чтобы  стать участником этого движения, представитель страны должен подписать  соответствующую декларацию. Страны принимаются в Болонский процесс  только на добровольных началах. Подписанием  декларации страны берут на себя ряд  обязательств. Например, вузы должны начинать бесплатно выдавать выпускникам  европейские приложения единого  образца к дипломам бакалавра  и магистра. До 2010-го года страны-участницы обязаны реформировать свои образовательные системы в соответствии с требованиями Болонского процесса.  
 

Информация о работе Болонский процесс