Бессарабия в составе Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:46, реферат

Описание

13 ноября 1806 г. русская армия вступила на территорию Молдовы. За короткий срок, практически без боя, русские войска заняли Дунайские княжества. 18 декабря 1806 г., не получив полных разъяснений по поводу русского вторжения в Молдову и Валахию, Порта объявила России войну. Осенью 1811 г. в Джурджиу начались мирные переговоры между Россией и Турцией, которые на начальном этапе оказались безрезультатными. 1 марта 1812 г. переговоры возобновились в Бухаресте. В результате переговоров от 16 мая 1812 г. был подписан мирный договор.

Работа состоит из  1 файл

Бессарабия в составе Российской Империи .doc

— 2.03 Мб (Скачать документ)

Несмотря на свою непоследовательность и ограниченность, крестьянская реформа способствовала развитию капиталистических форм производства, фермерства, аренды. Этому способствовал тот факт, что землей была наделена каждая семья в отдельности, а не в составе общин, как это было сделано в других российских губерниях.

Бессарабия  стала одной из губерний торгового  зернового хозяйства, более быстрыми темпами стали развиваться также  виноградарство, садоводство, табаководство. Большую роль в экономике губернии играла торговля, доля промышленности продолжала оставаться незначительной.

 

Аграрная  реформа Столыпина затронула и Бессарабию. За 1907-1913 11810 крестьянских хозяйств Бессарабской губернии выделились из общины и закрепили в частную собственность 130 тыс. десятин земли. В Сибирь и Казахстан переселилось около 60 тыс. крестьян.

 

Земская реформа. Буржуазные преобразования в России распространились не только на аграрную сферу, но и на государственное устройство. В Бессарабии, как и в других губерниях, была проведена земская реформа. Ее подготовка началась в 1864 г., но оттягивалась в связи с тем, что не была проведена аграрная реформа. Спустя 4 месяца после появления регламента 14 июля 1868 г., 15 ноября 1868 г. был издан указ о применении регламента от 1 января 1864 г. относительно губернского и земского управления Бессарабией. Каждый уезд и город имел право избирать органы местного самоуправления, в состав которого входили помещики, горожане и крестьяне. Выборы проводились по непропорциональной системе представительства, вследствие чего их социальный состав был на 77% из помещиков, 5,5% - из крестьян, 2% - из духовенства и 15,5% - из горожан. В компетенции земства находились проблемы местного хозяйства, народное образование, медицинское обслуживание и др. После 1871 г. Бессарабия теряет последние черты автономии и становится обыкновенной российской губернией, управляемой по законам Российской Империи.

 

Городская реформа. 16 июля 1870г. был утвержден новый городской Регламент, 22 августа был организован комитет по городским делам, который проводил подготовительные работы по претворению в крае городской реформы. В марте 1871 г. в Кишиневе была созвана Городская Дума. Позднее реформа была проведена и в других шести городах Сороки, Бендеры, Хотин, Четатя Албэ, Бельцы и Оргеев. Главенствующее положение в городских думах занимали помещики и чиновники. Буржуазия была слабой и малочисленной. По национальному составу большинство депутатов были русскими, поскольку молдаване составляли 14,2% городского населения.

 

Судебная  реформа. 22 апреля 1869 г. было принято решение о проведении в Бессарабии судебной реформы. Были введены новые судебные регламенты и упразднены прежние судебные органы. Вводились одни и те же судебные инстанции для всех социальных слоев и устанавливалась судебная процедура с участием прокурора и адвоката, а также присяжных заседателей. Реформа ограничила сферу применения «местных законов Бессарабии», которые отражали нормы феодального права. Тем самым и в законодательстве, и в судопроизводстве были ликвидированы местные особенности края. Была учреждена судебная инстанция 11 категорий, которая подчинялась судебной палате г. Одессы. Судебные процессы, а также вся документация, должны были вестись на русском языке.

 

Военная реформа. В 1874 году введена обязательная воинская служба.   

 

Население Бессарабии.

Колонизация края.

На присоединенные территории устремился поток переселенцев: как из-за границы, так и из центральных  и украинских губерний. Переселенцев можно разделить на две группы. Первая – из других губерний России. Это были крестьяне, которые спасались от крепостной зависимости, т.к. в Бессарабии крепостничество не было введено, а в 1817 г. царь издал указ, который запрещал с одной стороны поиск и с другой стороны прием беглых крестьян в землях Бессарабии, а менее тяжелый феодальный гнет и благоприятные природные условия привлекали сюда эту категорию крестьян; также переселялись государственные крестьяне, переселение которых производилось самим правительством из центральных районов России и Украины (в 1823 г. Воронцов переселил сюда 20 тыс. крестьян; в середине 19 в. их насчитывалось более 70 тыс.); также к первой группе относятся русская администрация и ветераны и участники русско-турецких войн, которым предоставлялась земля и частичное освобождение от налогов. Здесь создавались военно-хозяйственные поселения из отставных солдат, казаков, военнослужащих. Во вторую группу входили колонисты из-за пределов Российской Империи. Царское правительство всячески способствовало привлечению иноязычных колонистов в Бессарабию, особенно из-за Дуная (в основном болгар и гагаузов). В 1850 г. они составляли в крае более 100 тыс. человек. Одновременно земли Бессарабии и левого берега Днестра заселялись колонистами-немцами из Германии и Варшавского герцогства, а также французами и Швейцарцами, которые к началу 40-х годов основали 24 поселения на правом берегу Днестра и 5 в Тираспольском уезде. Иностранным колонистам создавались благоприятные условия: предоставление 30-60 десятин земли, освобождение на 10 лет от налогов и на 50 лет от воинской повинности.

Народности.

Статистические  сведения из словаря Брокгауза и  Ефрона не дают данных о народностях. Их в Бессарабской губернии было много, и по данным о вероисповеданиях можно сделать выводы лишь об одной — евреях (известия о жительстве их в Бессарабии восходят к XVI веку). Число румын (молдаван) энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет противоречиво: в статье «Бессарабская губерния» — «около половины населения», в статье «румыны» — в 1 000 000. Их было всего более в уездах Кишинёвском, Ясском, при прутской полосе Хотинского и восточном углу Измаильского (тоже по Пруту), затем в Оргеевском и восточной части Бендерского, менее всего в южных уездах.

Русняки, старейшие по времени водворения, если не исконные поселенцы Бессарабской губернии, называются ещё малороссами по близости говора их с малорусским наречием, также галицианами и галицийскими малороссами, так как многие из них переселились в Бессарабию из Галиции во время притеснения унии; наконец, имя райлян или райян даётся им по той причине, что местность, занимаемая ими, — весь Хотинский уезд и прилежащие части Сорокского и Ясского уездов — составляли «райю», христианскую провинцию турецких владений, подчинённую хотинскому паше. Но в Бессарабии имелись и малороссы — выходцы из Малороссии, водворение которых началось в XVII веке и усилилось в следующем столетии особенно со времени введения крепостного права и уничтожения Запорожской сечи; они жили в Бендерском и Оргеевском уездах, меньше в Аккерманском и Измаильском. Молдаване и малороссы составляли массу крестьян губернии.

Великороссы, за исключением военных и чиновников, по большей части раскольники и сектанты, предки которых бежали из России в Польшу, а оттуда под именем «липован» рассеялись по Молдавии, Австрийской Буковине и Турции. Начало их водворения относится к середине XVIII века. Некоторые раскольничьи партии водворились в северных уездах Бессарабской губернии, где жили отдельными небольшими обществами, а также в городах Хотине, Бельцах и Сороках. Переходы раскольников продолжались непрерывно и в последующие времена, когда главным их пристанищем сделался город Измаил и ближайшие к нему местности. Великороссы, по сословию мещане, занимались рыбной ловлей, арендой садов и т. д.

Немецкие колонисты стали селиться с 1814 года в Аккерманском уезде, где им принадлежало более половины земли.

Болгары многочисленнее немцев, их колонии были расположены в Бендерском и Измаильском уездах.

Немецкие и  болгарские колонисты занимались земледелием, садоводством и виноделием и благодаря  большим наделам, долгому пользованию  правами и привилегиями и заботливости прежнего колониального управления достигли большого благосостояния.

Цыгане, которые явились в румынских княжествах с XV века, многочисленнее, чем в какой бы то ни было части России. Наиболее населённым из цыганских поселений была вотчина Миклеушины, расположенная в 35 верстах от Кишинёва, принадлежавшая монастырю св. Киприана. Замечательно, что в Молдавии были и крепостные цыгане; по присоединении Бессарабии к России большая часть крепостных цыган принадлежала роду князей Кантакузиных.

Население Бессарабской губернии не только отличалось своим национальным многообразием, но и распадалось на несколько отдельных классов, которые различались по своим названиям, а отчасти и по правам, что являлось наследием государственного устройства прежнего Молдавского княжества. Классы эти были: бояринаши, мазылы, рупташи, рупта-де-камара и рупта-де-вистерии; сельское население разделялось на неран и резешей.

Перепись 1897 года также свидетельствует, что русские  играли заметную роль в сферах, связанных  с деятельностью государственной  администрации, суда, полиции, юридической, общественной и сословной службы, где они составляли более 60 %.

Религия

Оновную часть  населения Бессарабской губернии составляли православные верующие, более 1,3 млн. человек. Также здесь жили иудеи (около 190 тыс. человек), протестанты (более 44 тыс. человек) , раскольники (около 22 тыс. человек), католики (более 9 тыс. человек) и армяно-григориане (около 4 тыс. человек)

В Бессарабской губернии было 16 мужских и 6 женских православных обителей.

Мужские обители:

  • Гербовецкий Успенский монастырь, в Оргеевском уезде
  • Гинкульский Параскевиевский монастырь, в Кишиневском уезде
  • Гиржавский Вознесенский монастырь, в Оргеевском уезде
  • Добрушский Николаевский монастырь, в Оргеевском уезде
  • Каларашевский Успенский монастырь, в Сорокском уезде
  • Киприановский Успенский монастырь, в Кишиневском уезде
  • Кондидский Николаевский скит при Киприановском монастыре
  • Курковский Рождество-Богородичный монастырь, в Оргеевском уезде
  • Ново-Нямецкий Вознесенский или Кицканский монастырь, в Бендерском уезде
  • Сахарнянский Троицкий монастырь, в Оргеевском уезде
  • Городищенский Успенский скит при Сахарнянском монастыре
  • Суручанский Георгиевский скит, а Кишиневском уезде
  • Фрумошский Успенский монастырь, в Оргеевском уезде
  • Цыганештский Успенский скит, в Оргеевском уезде
  • Шабский или Жабский Вознесенский монастырь, в Сарокском уезде
  • Ферапонтиевский скит

 

 

Женские обители:

  • Варзарештский Димитриевский скит, в Кишиневском уезде
  • Рудянский скит при Варзарештском ските
  • Кошелевский Успенский скит, в Сорокском уезде
  • Речульский Рождество-Богородичный скит, в Оргеевском уезде
  • Таборский Успенский скит, в Оргеевском уезде
  • Хировский или Чуровский Николаевский скит, в Оргеевском уезде

Культура

Образование

Бессарабская  губерния имела всего 662 училища, в том числе в Кишинёве 2 классические гимназии, реальное училище, фельдшерская школа, духовная семинария и училище, женская гимназия и епархиальное училище, в Болграде — гимназия, в Аккермане и Измаиле 4 классные мужские и женские прогимназии, в Комрате реальное училище, в Байрамге учительская семинария. Сельских школ ведомства министерства народного просвещения — 470, церковно-приходских православных — 76, всего более в Сорокском уезде — 22. Однако, процесс русификации в Бессарабии стал серьёзным препятствием в развитии национальной культуры и образования. В конце 19 в., согласно переписи населения 1987, лишь 10,9% мужчин и 1,7% женщин среди румынского населения края владели грамотой. В Бессарабии не действовало ни одной румынской школы, а родной язык как предмет изучения был исключен из программы. Ярко выраженное антинациональное отношение руководства к народному образованию в Бессарабии привело к тому, что в конце века Бессарабское земство занимало последнее место среди российских губерний, имея в своем распоряжении минимальное количество школ. На нужды образования выделялись самые мизерные суммы. 80% детей школьного возраста не посещало школ. Край относился к тем четырем земствам (из 34 существующих), которые не предприняли никаких мер для организации дошкольного образования.

Обширную деятельность за сохранение молдавских традиций в системе  образования развернул митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони. С этой целью в 1813 г. была создана духовная семинария, где велись занятия на русском и румынском языках, которые изучались одновременно. При участии митрополита в 1814 г. была открыта типография при Кишиневской епархии. Первой книгой, выпущенной этой типографией, была молдавская азбука с переводом на русский язык. Между 1824 и 1843 годами во многих городах Бессарабии для детей из богатых семей были открыты ланкастерские школы.

 

Наука

В Бессарабии в это время  трудился известный почвовед В. Докучаев. Совместно с агрономом А. Гросул-Толстым  он первым исследовал почвы края. За исключением нескольких обществ и мелких комитетов, в Бессарабии научных учреждений не существовало.

Пресса

В Бессарабии, ввиду  проводимой царским самодержавием  политики, условия для развития печати были крайне неблагоприятными. Издание газет и книг на румынском языке было строго запрещено. Кишиневская публичная библиотека не могла приобретать книг на языке коренного населения. Из 20 000 книг начитывавшихся в ее фондах не было ни одной румынской. Пресса на румынском языке появилась только в 1907 году.

Русскоязычная пресса

«Бессарабские губернские ведомости» — газета, издававшаяся с 17 июля 1854 по 1917. До обращения Бессарабской области в губернию в 1873 году носила название «Бессарабских областных ведомостей» («Бессарабскiе областныя вѣдомости»). Выходили сначала два, а затем три раза в неделю.

«Бессарабец» («Бессарабецъ») — ежедневная газета, издававшаяся в Кишинёве с 1897 по 1901 год. Газета первоначально издавалась в умеренно-прогрессивном направлении, но вскоре превратилась в орган фанатического антисемитизма.

«Бессарабский вестник» — первое частное периодическое издание в Бессарабии. Выходила с 1889 по 1898 год. В газете публиковались в большом количестве официальные сообщения, хроника местной бессарабской жизни, фельетоны и очерки, коммерческие объявления

«Друг» («Другъ»).

«Бессарабская жизнь» — ежедневная газета большого формата. Выходила с 1904 по 1916 гг. Во время приостановок цензурой издатели газеты вынуждены были выпускать ее под другими названиями: «Бессарабия» (1911-1913 гг.), «Бессарабский край» (1911 г.), «Бессарабский вестник» (1911-1912 гг.), «Сегодняшняя бессарабская жизнь» (1912-1916 гг.)

«Искра» — подпольно издавалась в Кишинёве в апреле 1901 — марте 1902.

«Кишинёвские  Епархиальные Ведомости» — первый журнал в Бессарабии. Начал выходить с 1 июля 1867 г. Под этим заглавием журнал выходил до июля 1917 г., а с июля 1917 г. он получил название

«Голос  православной Бессарабской церкви». До 1871 г. журнал печатал материалы на двух языках: на русском, на левой половине столбца, листа и тот же материал на молдавском, на правой. «Кишиневские епархиальные ведомости» состояли из двух отделов: официального и неофициального.

«Кишинёвский  Листок Справок и Объявлений» — справочная газета, выходила в Кишинёве в 1880 году по три раза в неделю.

Румыноязычная пресса

 «Basarabia» — первая газета на румынском (молдавском) языке. Издавалась с 26 мая 1906 по 11 марта 1907 г. Всего вышло 79 номеров. После вмешательства царского правительства газета была закрыта. Вокруг "Басарабии" группировались молодые бессарабские интеллектуалы, такие как Пан Халиппа, Михай Вынтул, Алексей Матеевич и др. Редактором газеты был адвокат Эмануил Гаврилицэ.

«Молдованул» — газета на молдавском языке, финансировавшаяся губернскими властями. Первоначальной целью издания была борьба с революционными и сепаратистскими идеями, которые пропагандировала «Basarabia». Однако, после закрытия последней, вокруг «Молдованул» стали группироваться участники «Молдавского общества» П. Дическу.

Информация о работе Бессарабия в составе Российской Империи