Значение беседы для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

Около десяти лет назад на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова был задуман курс под названием «Метод наблюдения и беседы в психологии». Идея его состояла в том, что наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение, подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных связей, общение — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов сознания, двух личностей.

Содержание

Введение

Метод беседы

Значение беседы для детей дошкольного возраста

2.1 Классификация бесед

Методы проведения бесед

2.3 Правила проведения бесед

3. Заключение.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.Метод беседы контрольная работа по возрастной психологии.docx

— 35.32 Кб (Скачать документ)

При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее:

- с самого начала необходимо  расположить к себе ребенка,  приласкать его, заинтересовать  либо игрушкой, либо яркой картинкой,  либо животным в уголке природы  и пр.;

- начинать разговор можно  только в том случае, если ребенок  не знает, чем заняться. Если  он увлечен интересным для  него делом, то разговор будет  неуместен;

- разговор должен проходить  в спокойной обстановке, а не  на ходу;

- внимание к одному  ребенку не должно отвлекать  педагога от других детей, надо  видеть, чем они занимаются, во  что играют;

- говорить надо так,  чтобы у ребенка осталось удовлетворение  от того, что его выслушали;

- необходимо знать, каковы  интересы детей, их любимые  занятия, что происходит у них  в семье.

Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.

2. Чтение литературных  произведений. Чтение дает детям  образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов  и ответов позволяют дошкольникам  освоить не только форму различных  высказываний, но и правила очередности,  усвоить разные виды интонации,  помочь в развитии логики разговора.

3. Словесные поручения.  Можно дать ребенку поручение  сходить в соседнюю группу  за книгой, попросить у методиста  картину, показать новому ребенку  игрушки, передать что-либо родителям  и т.д. Педагог просит повторить  поручение, что необходимо для  усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

4. Речевые ситуации, направленные  на формирование навыков составления  диалогов: на трансформацию содержания  беседы в диалог; на составление  диалога по речевой ситуации.

Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешил на футбол: сегодня  играла его любимая команда. Он так  бежал, что не заметил идущего  по дорожке котенка и налетел  на него со всего маху. Щенок и  котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда  облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог  дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к  детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чем могли вести  беседу щенок и котенок?» Во втором случае педагог предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они  познакомились. Щенок пригласил  котенка с собой. Котенок согласился». Дети должны придумать реплики.

5. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые,  дидактические, подвижные, игры-инсценировки  и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических  умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.[2.c.47].

Словесные дидактические  игры закрепляют усвоенные детьми речевые  навыки, развивают быстроту реакции  на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и др.): «Факты», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей  к очередности реплик, к внимательному  выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с  текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем  самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст  может быть инсценирован разными  способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они  готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые  действия с партнерами и упражняются  в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

2.3 Правила проведения бесед

При проведении беседы перед  педагогом стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными  ее участниками. Для этого, по мнению Е.И. Радиной и О.И. Соловьевой, необходимо соблюдать следующие правила:

- беседа не должна длиться  долго, так как рассчитана на  большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают  участвовать в ней, т.е. перестают  активно мыслить;

- во время беседы педагог  должен задавать вопрос всей  группе, а затем вызывать одного  ребенка для ответа. Нельзя спрашивать  детей в том порядке, в каком  они сидят. Это приводит к  тому, что часть детей перестает  работать (неинтересно ждать очереди,  когда знаешь, что до тебя еще  далеко);

- нельзя спрашивать одних  и тех же детей, наиболее  бойких. Нужно стараться вызывать  большее количество детей хотя  бы для краткого ответа на  поставленный вопрос. Если педагог  долго разговаривает с одним  ребенком, то остальные дети перестают  участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;

- дети во время беседы  должны отвечать по одному, а  не хором, но если педагог  ставит такой вопрос, на который  у многих дошкольников есть  один и тот же простой ответ,  то можно позволить ответить  хором;

- не следует прерывать  отвечающего ребенка, если в  этом нет прямой необходимости;  нецелесообразно ценою длительных  усилий «вытягивать» ответ, если  ребенок не имеет необходимых  знаний. В таких случаях можно  удовлетвориться кратким ответом,  даже односложным ответом;

- нельзя требовать от  детей полных ответов, так как  это часто приводит к искажению  языка. Беседа должна вестись  естественно и непринужденно.  Краткий ответ может быть убедительнее  распространенного. К развернутым  ответам детей побуждают содержательные  вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают  у детей самостоятельную мыслительную  работу, а не механическое повторение  «полного ответа»;

- часто вопрос, задаваемый  педагогом, возбуждает у ребенка  свою цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка заявив: «Об этом поговорим в другой раз».[5.c.57]

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Дети медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию - вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением.

 

 

 

 

 

 

3.Заключение.

 

К сожалению, данные, получаемые при опросе, позволяют лишь отбраковать  неудачные пробы или учесть эту  информацию при интерпретации результатов  эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить.

Как всегда, следует помнить, что нет абсолютного метода, и  все они хороши или плохи в  зависимости от конкретной ситуации. Ни один не дает абсолютно достоверного знания.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.

Беседа включается как  дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исследователь собирает первичную  информацию об испытуемом, дает ему  инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия).
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников-М. 1997
  3. Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения. — СПб., 2003,
  4. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г.
  5. Психологос - энциклопедия практической психологии.-М.,2009.
  6. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий.
  7. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  8. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2007.

 

  1. Электронный ресурс "Научная сеть"-http://nature.web.ru

Информация о работе Значение беседы для детей дошкольного возраста