Значение беседы для детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:18, контрольная работа

Описание

Около десяти лет назад на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова был задуман курс под названием «Метод наблюдения и беседы в психологии». Идея его состояла в том, что наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение, подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных связей, общение — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов сознания, двух личностей.

Содержание

Введение

Метод беседы

Значение беседы для детей дошкольного возраста

2.1 Классификация бесед

Методы проведения бесед

2.3 Правила проведения бесед

3. Заключение.

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.Метод беседы контрольная работа по возрастной психологии.docx

— 35.32 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Содержание.

 

Введение

 

  1. Метод беседы

 

  1. Значение беседы для детей дошкольного возраста

 

           2.1 Классификация бесед

 

    1. Методы проведения бесед

 

           2.3    Правила проведения бесед

 

     3.   Заключение.

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Около десяти лет назад  на факультете психологии Московского  государственного университета имени  М. В. Ломоносова был задуман курс под названием «Метод наблюдения и беседы в психологии». Идея его  состояла в том, что наряду с точными  процедурами эксперимента и измерения  важную роль в психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение, подсознательная интерпретация  поведения, установление эмоциональных  связей, общение — словом, все  то, что определяет и характеризует  взаимоотношения двух субъектов  сознания, двух личностей.

По мере обдумывания этой темы создавался практикум, рождались  приемы проведения занятий, возникало  понимание (часто ощущение) реальности, с которой нам хотелось иметь  дело. Речь идет не о наблюдении и  беседе в узком смысле слова как one рационализированных методах  психологии, а о нашей способности  видеть и понимать. Эта способность  относится к целостным свойствам  сознания человека, связана с его  личностью, а не является частным  периферийным навыком. Исходя из этого, мы обратились к проблеме личности психолога, к проблеме психологического профессионального сознания и необходимых  изменений в нем. По существу мы сталкиваемся на практике с проблемой сознания — ведь в момент видения, контакта, помощи человек и демонстрирует  акт сознания, акт прояснения, просветления, духовной ясности и трезвости. В противном случае происходит явление иного порядка — замутнения, связанности, зависимости, подчинения, несвободы, замкнутости, и т. п.

Помочь ощутить эту  реальность, по крайней мере, сделать  так, чтобы студенты задумались над  этой проблемой — такую задачу мы поставили перед создаваемым  курсом.

Надо признать, что к  сознанию как живому феномену психология часто не обращена. А изучаемые  и выделяемые ею психические деятельности человека, например, такие, как рефлексия, могут формироваться изолированно, не преобразуя человеческую сущность, не касаясь его личности. С практической точки зрения это означает, что, занимаясь психологическим образованием, в основном смещают внимание человека с объекта (что является нормальным состоянием сознания) на субъект, на процесс, который субъект осуществляет. При этом изменяется психическое состояние человека, изменяется его деятельность.

Если цели остаются нечеткими, то вместо углубленного видения себя, вместо хода к внутреннему созерцанию получается, казалось бы, парадоксальная утрата Я, расщепленность сознания. Остается и такой серьезный вопрос: какой опыт должны получать студенты в их возрасте и как с этим связано наше психологическое обучение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Метод беседы.

Метод беседы — психологический  вербально-коммуникативный метод, заключающийся  в ведении тематически направленного  диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога  и респондента в форме устного  обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его  также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии. [6.c.28].

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно  или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение  разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при  большей в сравнении с управляемой  отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается  или почти не вмешивается в  ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и  неуправляемой беседы от психолога  требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая  беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает  как наблюдатель, анализирующий  внешние проявления психической  деятельности респондента. Основываясь  на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога  в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению  достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному  изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к  оказанию побочных внушений на респондента  могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных  суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

  • Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
  • Телефонная беседа
  • Интервью относят, как и к методу беседы, так и к методу опроса.[6.c.32]

 

2.Значение беседы для детей дошкольного возраста.

Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную  тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как  метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы заключается  в том, что взрослый учит ребенка  логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа  мышления на более высокую ступень  простейшего абстрагирования. В  беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать  суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается  речь. Формируются диалогические  и монологические формы связной  речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в  слове, высказываться в присутствии  других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в  беседе всегда сочетается с воспитанием  навыков культуры поведения: ребенок  должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.[10]

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли  не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют  более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению  оценок, личного отношения к обсуждаемой  теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в  беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Е.И. Редина предостерегала от одностороннего подхода в понимании  беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким.

2. 1.Классификация бесед

Е.А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

  1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
  2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
  3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из бесед своеобразна по целевой установке и методу.

 В основу этой классификации  положено взаимодействие между  детским опытом и выражением  его в речи.

М.М. Конина выделяет два  типа бесед, дополняющих классификацию  Е.А. Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного  характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и  дома).

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограничена. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. На практике часто предварительная работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е.А. Флериной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят  за пределы детского опыта, а ряд  вопросов остается неразрешенным («Посмотрим... увидим... промерим...»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя - обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в  каком порядке заметят дети и  что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают  свои мысли в форме отдельных  реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению.

В чем особенности методики проведении таких бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут  свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он дает детям возможность  наблюдать, незаметно для них  руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи  причины и следствия, подводит к  выводу.

Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет  впечатления, которые ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.[9.c.84].

Основной в детском  саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей  степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.[3.c.51].

2.2 Методы проведения бесед

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.

1. Разговор воспитателя  с детьми. По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с  другими людьми, делиться с ними  своими мыслями, чувствами и  переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще  в большей мере. Воспитатель разговаривает  с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно  и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для  индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.

Иногда разговоры возникают  по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров.

Информация о работе Значение беседы для детей дошкольного возраста