Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:38, реферат

Описание

Жизненный цикл семьи – это ряд стадий, через которые проходит семья в процессе многолетнего эволюционирования. Эти стадии иногда проходят аналогично стадиям индивидуального жизненного цикла и дополняют их , но зачастую они уникальны вследствие большого количества вовлеченных людей и разнообразия задач, которые должны быть выполнены

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи..docx

— 50.38 Кб (Скачать документ)

        При анализе стадий развития супружеских отношений  выделяются: молодое супружество, супружество  среднего возраста и супружество  зрелых лет.

        Молодое супружество  продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

        Супружество среднего возраста длится 6 -14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети – школьники  или студенты – становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

        Супружество зрелого  возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или  привыкают жить с их семьями и  воспитывать внуков.

        Для супружества  пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются  в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов. Конфликты между стариками могут служить отражением их конфликта с «молодыми» из-за различного отношения к ним.

        Кризисная ситуация в семье может возникнуть и  без влияния каких-либо внешних  факторов, обусловливающих бытовое  и экономическое положение супружеской  пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Присутствие  этих факторов ускоряет создание кризисной  ситуации и усугубляет ее. Нарастает  чувство неудовлетворенности, обнаруживаются расхождения во взглядах, возникают  молчаливый протест, ссоры, ощущение обманутое и упреки.

        Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

        Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

  • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;
  • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;
  • более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

  Второй  кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

  • с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
  • с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;
  • с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно».

        Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

        Особый вопрос —  стадия повторного брака. При разводе  почти неизбежно появляется чувство  потери, возникает ощущение отвергнутости, брошенности, ненужности. На первый взгляд может показаться, что покинутость чувствует только тот, для кого развод явился «неожиданностью», однако сам инициирующий задолго до принятия окончательного решения о разводе переживает те же негативные чувства. Как и любое горе, развод переживается в несколько стадий: первый шок, депрессия и возрождение. Каждая стадия требует времени и активной реакции. Проскочив какую-то из них, например «закрыв глаза» с помощью алкоголя или поверхностной влюбленности, человек обрекает себя на неожиданный возврат в непережитую стадию.

        Развод как явление  часто связано с тем опытом межличностных отношений, который  супруги усвоили в своих родительских семьях. Замечено, что ошибки родных «так и хочется повторить», и дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы  и в своих семьях. Этот «порочный  круг» можно попытаться разорвать, проанализировав свой и родительский стили семейных отношений. Проще  такой анализ дается с помощью  семейного психотерапевта. Но для  начала неплохо самостоятельно найти  и объяснить свои ошибки. Это поможет  не просто их увидеть, но и осознать, чтобы избежать повторения в дальнейшем. Опыт обретших семейное счастье со второй или с третьей попытки ободряет разводящихся. К тому же существует даже такое мнение, что каждый новый брак – как новая жизнь, и потому человек, сменивший нескольких супругов, прожил несколько жизней.

        Преимущества повторного брака по сравнению с первым заключаются  в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более  рационально. Они чаще испытывают благодарность  за все хорошее, что им предоставляет  второй брак, стараются сохранить  его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, супруги более  подготовлены, мотивированы к коррекции  своих отношений и в случае необходимости легче идут на разрыв отношений.

        Итак, брачный союз в своем развитии переживает ряд  этапов, сопровождающихся так называемыми  нормативными кризисами. Общий характер этих кризисов, однако, не определяет их остроту и серьезность. Многое зависит  от желания и культуры межличностных  отношений супругов, их способности  пересматривать свои ошибочные взгляды, стремления поддерживать психологически благополучные, здоровые отношения  с другими членами семьи. Наличие  осознанной установки на совместное с партнером развитие, своевременное обнаружение изменений во взаимоотношениях позволяют супругам корректировать свое поведение. Невнимание к процессам развития друг друга, изменениям потребностей и интересов партнера ставит семью на грань распада. Развод как крайний вариант решения возникающих семейных противоречий может стать конструктивным опытом, если человек осознает необходимость изменения собственных представлений о себе, других людях, семейной жизни. [3]

  Жизненный цикл семьи

        По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи  требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

        Картер  и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  2. семья молодоженов;
  3. семья с маленькими детьми;
  4. семья с подростками;
  5. выход повзрослевших детей из семьи;
  6. семья на поздней стадии развития.

        В. А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;  
  2. молодые браки – от 5 до 9 лет;  
  3. средние браки – от 10 до 19 лет;
  4. пожилые браки – более 20 лет совместной жизни
 

    Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:     

    1. Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
    2. Брак — принятие супружеских социальных ролей.
    3. Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
    4. Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
    5. Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

        Этап заканчивается, когда дети достигают частичной  независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно  считать решенными, когда психологическое  влияние детей и родителей  друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно  автономны.

    1. Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

        Наличие проблем  у членов семьи может быть связано  с необходимостью перехода семьи  на новую стадию развития и адаптации  к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

        Неожиданные и особенно травматические переживания, такие  как безработица, ранняя смерть или  рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи  и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в 
семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье — это такие трансформации, 
которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

        По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

    • «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);
    • «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы); 
    • изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т. п.);   
    • биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т. д.); 
    • изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);
    • «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.).

        В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой  степени семья адаптируется или  не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

        Существует целый  континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно  дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром). [1]

Информация о работе Жизненный цикл семьи