Зависимость структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачи:
1) Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;
2) Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.
1.1 Классификации внимания и развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.
1.1.1 Свойства внимания.
1.1.2 Функции и виды внимания.
1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе
1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.
1.2.1 Тип пользователя – «геймер»
1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета
1.2.3 Тип пользователя – «хакер»
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий
2.1 План исследования
2.2 Описание методик
2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 354.50 Кб (Скачать документ)

Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий

2.1 План исследования

Целью эмпирического исследования является изучение степени зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.

Задачами эмпирического исследования являются:

      Провести исследование структуры внимания подростков 13-14-ти лет с различными типами пользования компьютерными технологиями.

      Сделать выводы и практические рекомендации на основании полученных данных

Рабочая гипотеза: тип личности пользователей компьютерных технологий влияет на уровень функционирования у них произвольного внимания, его продуктивность.

Для решения поставленных задач в качестве базы исследования были выбраны учащиеся 7-8-ых классов МОУ Заволжской СОШ, располагающейся в поселке Заволжском Калининского района, в количестве 25 человек. Исследование проводилось с 10.03.2009 по 15.03.2009.

Исходя из поставленных задач исследования, применялись следующие методики: опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий, методика «Красно-черная таблица», методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), методика «Расстановка чисел».

2.2 Описание методик

В данной работе были использованы четыре методики, соответствующие цели исследования:

  1. опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий
  2. методика «Красно-черная таблица»
  3. методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
  4. методика «Расстановка чисел»

Опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий (Приложение). Опросник составлен автором.

На основании данного опросника были выделены две группы подростков: увлекающиеся компьютерными технологиями и не интересующиеся ими. Подростки первой составили экспериментальную группу, разделенную на три типа личностей пользователей:

      «геймеры»

      «жители» Интернета

      «хакеры»

Подростки второй группы составили контрольную группу.

Описание методики «Красно-черная таблица»

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем.

Перед началом исследования до испытуемых были доведены инструкции, по которым должна выполняться методика, а также цели исследования. Были обозначены временные рамки – пять минут на выполнении всей работы.

Методика оценивается по количеству правильно воспроизведенных пар букв [11].

Описание методики «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве сорок рядов по сорок букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы составляет пять минут.

Методика оценивает объем и концентрацию внимания. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок (чем больше ошибок, тем ниже концентрация внимания). Таким образом, по представленной методике оцениваются два показателя [11].

Описание методики «Расстановка чисел»

Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Испытуемым предлагаются два квадрата. В верхнем квадрате написаны числа в случайном порядке, которые нужно расставить в нижнем в возрастающем порядке. Числа записываются построчно, в верхнем квадрате никаких отметок делать нельзя.

Методика оценивается по количеству правильно записанных чисел.

На первом этапе исследования испытуемым предлагался опросник на определение типа личности пользователей компьютерных технологий. В работе был применен метод пассивного контроля зависимой переменной: из общей выборки были отобраны подростки с высокой и низкой степенью пользования компьютерными технологиями; испытуемые были включены в две группы:

  1. в экспериментальную группу вошли подростки 13-14-ти лет, активно использующие компьютерные технологии – всего 15 человек
  2. в контрольную группу вошли подростки 13-14-ти лет, не интенсивно использующие компьютерные технологии либо вовсе игнорирующие их – всего 10 человек.

На втором этапе испытуемым предлагалось, непосредственно, выполнить указанные выше методики.

На третьем этапе исследования обрабатывались методики, проводился теоретический и статистический анализ полученных данных, с учетом разделения испытуемых на контрольную и экспериментальную группу.

2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.

Выборка экспериментальной группы 15 человек, контрольной группы – 10 человек. Выборки подростков определялись по принципу пользующиеся и не использующие компьютерные технологии.

Результаты исследования контрольной группы по вышеуказанным методикам представлены в таблице №1. Средний показатель объема внимания – 1100; концентрации внимания – 2,6; переключения внимания – 12,2; произвольности внимания – 19,9.

Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии).

 

 

 

 

Таблица 1.

Показатели внимания и его произвольности контрольной группы (не использующие компьютерные технологии)

Nr

Объем внимания

(просм.буквы)

Концентрация внимания

(кол-во ошибок)

Переключение внимания

(пары букв)

Произвольность внимания

(запис. буквы)

1

720

3

8

18

2

600

0

9

21

3

1520

2

17

24

4

1600

8

11

24

5

840

4

16

25

6

1160

2

8

22

7

800

4

13

17

8

1600

0

15

14

9

1440

2

16

19

10

720

1

9

15

Сумма

11000

26

122

199

Среднее

1100

2,6

12,2

19,9

 

В таблице №2 представлены результаты исследования экспериментальной группы.

Таблица 2.

Показатели внимания и его произвольности экспериментальной группы (активно использующие компьютерные технологии).

Nr

Объем внимания

(просм.буквы)

Концентрация внимания

(кол-во ошибок)

Переключение внимания

(пары букв)

Произвольность внимания

(запис. буквы)

1

1320

3

15

19

2

1140

4

18

20

3

1480

2

14

23

4

1360

3

13

21

5

1020

0

12

22

6

1292

14

12

19

7

1600

8

13

17

8

1200

1

13

21

9

1090

8

11

16

10

960

0

14

18

11

1060

10

12

15

12

880

3

11

22

13

1000

1

12

25

14

1160

1

15

23

15

1600

3

17

19

Сумма

18162

61

202

300

Среднее

1210

4

13,5

20

 

Разница показателей внимания контрольной и экспериментальной групп является незначительной: объем внимания в контрольной группе – 1100, в экспериментальной – 1210; концентрация внимания соответственной – 2,6 и 4; переключение внимания – 12,2 и 13,5; произвольность внимания 19,9 и 20. На рисунке 1. Представлены средние показатели внимания по группам.

Рисунок 1. Средние показатели по группам

 

По данному графику видно, что у экспериментальной группы объем и переключение внимания выше, чем у контрольной. Количество ошибок больше у экспериментальной группы, следовательно, концентрация внимания выше у контрольной. Показатели произвольности внимания примерно равны у обеих групп.

Далее выясним, влияет ли тип личности пользователей компьютерных технологий на уровень объема внимания (Сводная таблица 1). Для этого условно обозначим «геймеров» цифрой 1; «жителей Интернета» – цифрой 2; «геймеров» – цифрой 3.

Сводная таблица 1.

Зависимость объема внимания от типа личности пользователя компьютерными технологиями

Тип личности пользователя (х)

Объем внимания (у)

(Xi-Mx)

(Yi-My)

(Xi-Mx)²

(Yi-My)²

(Xi-Mx) (Yi-My)

1

1

1320

-1,5

110

2,25

12100

-165

2

2

1140

-0,5

-70

0,25

490

35

3

2

1480

-0,5

270

0,25

72900

-135

4

2

1360

-0,5

150

0,25

22500

-75

5

2

1020

-0,5

-190

0,25

36100

95

6

2

1292

-0,5

82

0,25

6724

-41

7

2

1600

-0,5

390

0,25

152100

-195

8

3

1200

0,5

-10

0,25

100

-5

9

3

1090

0,5

-120

0,25

14400

-60

10

3

960

0,5

-250

0,25

62500

-125

11

3

1060

0,5

-150

0,25

22500

-75

12

3

880

0,5

-330

0,25

108900

-165

13

3

1000

0,5

-210

0,25

44100

-105

14

3

1160

0,5

-50

0,25

2500

-25

15

3

1600

0,5

390

0,25

152100

195

37/15≈2.5

18162/15=1210

 

 

5,75

710014

-846

Информация о работе Зависимость структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий