Зависимость структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.
Задачи:
1) Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;
2) Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.
1.1 Классификации внимания и развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.
1.1.1 Свойства внимания.
1.1.2 Функции и виды внимания.
1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе
1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.
1.2.1 Тип пользователя – «геймер»
1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета
1.2.3 Тип пользователя – «хакер»
Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий
2.1 План исследования
2.2 Описание методик
2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 354.50 Кб (Скачать документ)


25

 

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

             Негосударственное образовательное учреждение

                   Высшего профессионального образования

           ТВЕРСКОЙ ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ И ПРАВА

 

                         Психологический факультет

              Кафедра общей и социальной психологии

 

 

 

 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА

                             по психологии личности

 

«Зависимость структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий»

 

 

 

Автор: Хлобыстов Олег Вячеславович

Студент 4 курса дневного отделения

 

 

Научный руководитель: Шикун Алексей Алексеевич

Кандидат психологических наук.

 

 

                                           Тверь 2009

Содержание

Введение

Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.

1.1 Классификации внимания и  развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.

1.1.1 Свойства внимания.

1.1.2 Функции и виды внимания.

1.1.3 Развитие внимание в онтогенезе

1.2 Классификация типов личности пользователей компьютерных технологий.

1.2.1 Тип пользователя – «геймер»

1.2.2 Тип пользователя – «житель» Интернета

1.2.3 Тип пользователя – «хакер»

Глава 2: Опытно-экспериментальное исследование зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий

2.1 План исследования

2.2 Описание методик

2.3 Анализ данных исследования зависимости структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий. Теоретический и статистический анализ.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

Проблема, заданная в теме работы, по мнению автора, весьма актуальна в настоящее время. XXI век – это век компьютерных технологий, которые развиваются колоссальными темпами. Они не могут не влиять на личности людей, особенно подростков, у которых она только формируется. Именно поэтому автор выбрал эту тему для изучения.

Дети и подростки в настоящее время проводят за компьютером много времени и важно знать, как их увлечение отразится не только на физическом здоровье, но и психическом. Негативному влиянию компьютера уделяется достаточно внимания: по телевидению показывают передачи, проводятся исследования в разных науках; статьи, посвященные этому, часто встречаются в газетах и журналах.

Однако компьютер нельзя считать только негативным изобретением. Так часто считают люди старшего поколения, которое не имело доступа к нему и навыки владения современными технологиями у них остаются низкими. В отличие от взрослых современные дети, едва научившись ходить, уже садятся за компьютер, имеют практически неограниченный доступ к нему.

Нельзя не учитывать положительные стороны процесса взаимодействия человека и компьютера. Он открывает большие горизонты возможностей использования современных технологий. Ни одна малая или большая организация в настоящее время не обходится без использования компьютера, ведь он в большой степени кардинально упрощает деятельность и выполнение задач разного характера.

Положительные стороны пользования компьютером не ограничиваются рамками предприятий. В современном мире компьютер – это не роскошь, не показатель достатка, это средство, обеспечивающее удобство быстрого поиска информации, различного рода коммуникации и т.д. За компьютерными технологиями – будущее. Это видно из общественной практики: постоянно открываются новые курсы по овладению компьютерными технологиями, магазины и специализированные фирмы, продающие такие технические средства, правительство активно поддерживает компьютеризацию общества поставками новых компьютеров в школу, ВУЗы и даже детские сады.

Также нельзя не упомянуть огромную пользу Интернета, как продукта компьютерных технологий. За короткий период времени он стал действительно громадной паутиной, в которую каждый день «увязают» все новые пользователи. Благодаря данному продукту появилась возможность, не выходя из дома, получать интересующую информацию в самые короткие сроки. Благодаря ему, люди приобрели возможность общаться со всем миром, заказывать различные продукты и услуги, зарабатывать деньги, находясь в сети. Использование данной разработки ограничено только фантазией пользователей.

Из положительных моментов можно отметить также и то, что пользование компьютером оказывает большое и положительное влияние на моторику рук. Если последить за движениями уверенного пользователя и человека далекого от компьютера, то в глаза сразу бросается точность и выверенность движений кисти и пальцев, привыкших к клавиатуре. В результате можно сделать вывод, что уверенные пользователи компьютера будут обладать неким преимуществом перед людьми, не владеющими компьютерными технологиями, при выполнении заданий, требующих мелких и кропотливых движений рук и пальцев.

Несомненно, компьютерные технологии оказывают влияние на психику людей. Автор хотел подчеркнуть именно положительные влияния, а не отрицательные.

Объект исследования – подростки 13-14 лет с различными типами пользования компьютерными технологиями. База эксперимента – МОУ Заволжская СОШ

Предмет исследования – внимание и его произвольность у подростков, с разными типами пользования компьютерными технологиями.

Цель работы – исследовать степень зависимости уровня внимания и его произвольности от типа личности пользователя.

Задачи:

1)     Проанализировать разные подходы к изучению внимания человека;

2)     Проанализировать разные подходы к изучению типа личности пользователей компьютерных технологий;

3)     Провести исследование структуры внимания подростков 13-14-ти лет с различными типами пользования компьютерными технологиями.

4)     Сделать выводы и практические рекомендации

Гипотеза: тип личности пользователей компьютерных технологий влияет на уровень функционирования у них произвольного внимания, его продуктивность.

Методы исследования:

1)     Эмпирические: тестирование, опрос

2)     Теоретические: сравнение, обобщение

3)     Интерпретационные: анализ

Структура работы: Работа состоит из введения (3 листа), теоретической части (20 листов), опытно-экспериментальной части (11 листов), заключения (3 листа). Теоретическая часть состоит из одной главы. Опытно-экспериментальная часть также состоит из одной главы. В конце каждой главы представлены выводы. В заключении сделаны практические рекомендации.

 

 

Глава 1: Теоретические подходы к проблеме типа личности пользователя и его сопряжения со структурой и произвольностью внимания.

1.1 Классификации внимания и  развитие в онтогенезе, определение его свойств, функций и видов.

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь в поле все новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть [23]. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [27].

Внимание по формам проявления может быть:

      Сенсорное

      Перцептивное

      Интеллектуальное

      Моторное

Наряду с классификацией по формам проявления, внимание подразделяют на внутреннее и внешнее. Внутреннее направлено на свои собственные чувства, а внешнее – на окружающий мир.

От цели направленности выделяют следующие виды внимания:

      Непроизвольное

      Произвольное

      Послепроизвольное

Непроизвольное внимание – пассивно-вынужденное, поддерживающееся независимо от сознания человека. Произвольное – это внимание, которое управляется сознательной целью. Оно связано с волей человека и вырабатывается в результате волевых усилий, поэтому его еще называют волевым. Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу, интересным становится содержание и процесс, а не результат деятельности [18].

1.1.1 Свойства внимания.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности [7].

Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Информация о работе Зависимость структуры внимания и его произвольности от типа личности пользователя компьютерных технологий