Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.
Инструкция.
Инструкция проведения: «Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только "да" ( + ) или "нет" ( — ). Вопросы касаются непосредственно Вашего самочувствия, поведения или характера. "Правильных" или "неправильных" ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами — отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе». Бланк приложение 4.
Обработка и интерпретация результатов
На каждый вопрос
теста испытемый должен отвечать
«да» или «нет». Поэтому при обработке
результатов учитывается
Для решения задач профконсультирования достаточно использовать характеристики 3-го и 4-го уровней. Обработку результатов целесообразно начинать с 3-го уровня. Для этого необходимо иметь четыре набора «ключей», соответствующих шкалам: достоверность, поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), моральная нормативность (МН).
«Ключи» к 3-му и 4-му уровню методики МЛО приложение 5.
Шкала достоверности,
оценивает степень
Полученные значения 3-го уровня переводятся по таблице в стены, группа развития адаптационных способностей определяется по шкале 4-го уровня, значения которой также переводятся в стены.
Перевод в стандартные баллы результатов, полученных по шкалам 3-го уровня теста МЛО приложение 6.
Перевод в стены результатов полученных по шкале 4-го уровня и определение группы адаптационных способностей по тесту МЛО приложение 7.
Краткая интерпретация шкал 3-го уровня приложение 8.
Интерпретация
групп адаптационных
Результаты факторного анализа шкал теста МЛО "Адаптивность"
Результаты психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. И чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Показатели ЛАП содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.
ЛАП не только содержит информацию о степени соответствия психического состояния общепринятым нормам, но и позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, что дает возможность с определенной степенью успешности решать задачи прогнозирования эффективности деятельности в экстремальных условиях.
Пример исследования. Рисунок 3.
Испытуемому был предоставлен бланк вопросов для заполнения. В процессе разработки и апробации методики было установлено, что достоверность = 1, что в свою очередь говорит о том, что человек не пытается как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу.
Рисунок 3.
На рисунке видно, что показатели поведенческой регуляции (ПР) имеют достаточно высокий уровень, что говорит о высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокой адекватной самооценке, адекватном восприятии действительности.
Коммуникативный потенциал (КП) имеет невысокое значение. На этом можно сделать вывод о слабо уровне коммуникатвных способностей, построение контактов с окружающими зависит от различных условий (настроение, атмосфера, здоровье и тд.), не имеет сложностей с установлением контактов с окружающими, отсутствует склонность к конфликтам.
Моральная нормативность (МН) говорит нам о среднем уровне социализации. Предпочтение ориентироваться на общепринятые моральные ценности, социально-культурные требования и нормы. В то же время, в ряде случаев может свободно трактовать существующие правила, стремиться к удовлетворению прежде всего личных интересов, проявлять некоторую недисциплинированность или необязательность. Возможность дискомфорта, неадекватной оценкой своей роли в коллективе.
Обработка результатов
шкалы личностного потенциала социально-психологической
адаптации (ЛАП) позволила нам выявить
адаптационные особенности
В ходе исследования было выявлено, что психологические характеристики личности, наиболее значимы для регуляции психической деятельности и процесса адаптации.
Исследование показало что, чем выше уровень развития психологических характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема адаптации человека к изменяющейся среде становится все более актуальной в психологии. Именно поэтому в данной работе была сделана попытка обобщить богатый теоретический материал, в котором центральное место занимает вопрос адаптации человека. Адаптация – это тот процесс, который позволяет существовать любому живому организму.
Следует отметить, что профессиональная адаптация дает возможность изучения дополнительных профессиональных возможностей, а также формирования профессиональных качеств сотрудника и его отношения к работе. Как правило, удовлетворенность трудом наступает вследствие достижения определенных значительных результатов, которые приходят во время освоения работником специфики работы на рабочем месте.
Труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его труд разнообразен, но всегда протекает в рамках дозволенного и через это нельзя переступать, хотя возникают ситуации, когда это необходимо.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.
Много трудностей подстерегает юриста в процессе его деятельности, много профессиональных и общетеоретических знаний требуется от современного специалиста. Поэтому каждому, исходя из своих личностных характеристик, а так же собственного желания, необходимо подобрать наиболее подходящую профессию и приложить максимум усилий и стараний к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этом случае не должно возникнуть серьёзных затруднений в выбранной работе.
В трудовом коллективе молодому сотруднику необходимо постоянно оказывать помощь и поддержку, в повседневной жизни повышать заинтересованность в добросовестном выполнении служебных обязанностей; развивать самоконтроль, уважение к закону при его безусловном соблюдении; наращивать и развивать объем профессиональных знаний; средствами воспитательного и психологического воздействия компенсировать (сглаживать, нейтрализовать) проявление негативных индивидуально-психологических качеств, поведенческих реакций с разбором причин профессиональных ошибок, путей и методов их предупреждения.
Понимание вопросов, связанных с юридической практике в методическом плане важно тем, что является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.
По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал такую работу в качестве основной жизненной цели.
Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.
Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.
Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п.
Я считаю, что воспитание высоких морально-этических, коммуникативных, психологических и профессиональных качеств представителей юридических профессий и специальностей – необходимая и одна из главных задач успешной адаптации.
Список используемых источников