Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяГотовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Инструкция.

Инструкция  проведения: «Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов, на которые Вы должны ответить только "да" ( + ) или "нет" ( — ). Вопросы касаются непосредственно Вашего самочувствия, поведения или характера. "Правильных" или "неправильных" ответов здесь быть не может, поэтому не старайтесь долго их обдумывать или советоваться с товарищами — отвечайте исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлению о самом себе». Бланк приложение 4.

Обработка и интерпретация результатов 

На каждый вопрос теста испытемый должен отвечать «да» или «нет». Поэтому при обработке  результатов учитывается количество ответов совпавших с «ключом». Каждое совпадение ответа с «ключом» оценивается в один балл.

Для решения  задач профконсультирования достаточно использовать характеристики 3-го и 4-го уровней. Обработку результатов целесообразно начинать с 3-го уровня. Для этого необходимо иметь четыре набора «ключей», соответствующих шкалам: достоверность, поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), моральная нормативность (МН).

«Ключи» к 3-му и 4-му уровню методики МЛО приложение 5.

Шкала достоверности, оценивает степень объективности  ответов. В случае если общее количество баллов по данной шкале превышает 10 баллов, то полученные результаты целесообразно считать необъективными, вследствие стремления пациента как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу.«Сырые» баллы шкал «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» суммируются, что соответствует значению шкалы 4-го уровня — «Личностный потенциал социально-психологической адаптации» (ЛАП).

Полученные  значения 3-го уровня переводятся по таблице в стены, группа развития адаптационных способностей определяется по шкале 4-го уровня, значения которой также переводятся в стены.

Перевод в стандартные  баллы результатов, полученных по шкалам 3-го уровня теста МЛО приложение 6.

Перевод в стены  результатов полученных по шкале 4-го уровня и определение группы адаптационных способностей по тесту МЛО приложение 7.

Краткая интерпретация шкал 3-го уровня приложение 8.

Интерпретация групп адаптационных способностей личности по тесту МЛО («Адаптивность») приложение 9.

Результаты  факторного анализа шкал теста МЛО "Адаптивность"

Результаты  психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической  деятельности и процесса адаптации. И чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность  успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал (ЛАП). Показатели ЛАП содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.

ЛАП не только содержит информацию о степени соответствия психического состояния общепринятым нормам, но и позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, что дает возможность с определенной степенью успешности решать задачи прогнозирования эффективности деятельности в экстремальных условиях.

Пример  исследования. Рисунок 3.

Испытуемому был предоставлен бланк вопросов для заполнения. В процессе разработки и апробации методики было установлено, что достоверность = 1, что в свою очередь говорит о том, что человек не пытается как можно «больше» соответствовать социально желаемому личностному типу.

 

Рисунок 3.

 

На рисунке видно, что показатели поведенческой регуляции (ПР) имеют достаточно высокий уровень, что говорит о высоком уровне нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокой адекватной самооценке, адекватном восприятии действительности.

Коммуникативный потенциал (КП) имеет невысокое значение. На этом можно сделать вывод о слабо уровне коммуникатвных способностей, построение контактов с окружающими зависит от различных условий (настроение, атмосфера, здоровье и тд.), не имеет сложностей с установлением контактов с окружающими, отсутствует склонность к конфликтам.

Моральная нормативность (МН) говорит нам о  среднем  уровне социализации. Предпочтение ориентироваться  на общепринятые моральные ценности, социально-культурные требования и нормы. В то же время, в ряде случаев может свободно трактовать существующие правила, стремиться к удовлетворению прежде всего личных интересов, проявлять некоторую недисциплинированность или необязательность.  Возможность дискомфорта, неадекватной оценкой своей роли в коллективе.

Обработка результатов  шкалы личностного потенциала социально-психологической  адаптации (ЛАП) позволила нам выявить  адаптационные особенности личности. Испытуемый относится к 3 группе.  Это группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнён, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.

В ходе исследования было выявлено, что психологические характеристики личности, наиболее значимы для регуляции психической деятельности и процесса адаптации.

Исследование  показало что, чем выше уровень развития психологических характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема адаптации  человека к изменяющейся среде становится все более актуальной в психологии. Именно поэтому в данной работе была сделана попытка обобщить богатый теоретический материал, в котором центральное место занимает вопрос адаптации человека. Адаптация – это тот процесс, который позволяет существовать любому живому организму.

Следует отметить, что профессиональная адаптация  дает возможность изучения дополнительных профессиональных возможностей, а также  формирования профессиональных качеств  сотрудника и его отношения к  работе. Как правило, удовлетворенность  трудом наступает вследствие достижения определенных значительных результатов, которые приходят во время освоения работником специфики работы на рабочем месте.

Труд юриста разнообразен и сложен. Вся его  деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач  и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его труд разнообразен, но всегда протекает в рамках дозволенного и через это нельзя переступать, хотя возникают ситуации, когда это необходимо.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.

 Много трудностей  подстерегает юриста в процессе его деятельности, много профессиональных и общетеоретических знаний требуется от современного специалиста. Поэтому каждому, исходя из своих личностных характеристик, а так же собственного желания, необходимо подобрать наиболее подходящую профессию и приложить максимум усилий и стараний к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этом случае не должно возникнуть серьёзных затруднений в выбранной работе.

В трудовом коллективе молодому сотруднику необходимо постоянно  оказывать помощь и поддержку, в повседневной жизни повышать заинтересованность в добросовестном выполнении служебных обязанностей; развивать самоконтроль, уважение к закону при его безусловном соблюдении; наращивать и развивать объем профессиональных знаний; средствами воспитательного и психологического воздействия компенсировать (сглаживать, нейтрализовать) проявление негативных индивидуально-психологических качеств, поведенческих реакций с разбором причин профессиональных ошибок, путей и методов их предупреждения.

Понимание вопросов, связанных с юридической практике в методическом плане важно тем, что является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал такую работу в качестве основной жизненной цели.

Готовность  личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоприменительной  системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать  следователем, адвокатом, нотариусом или  прокурором и потребность успешно  выполнять свои должностные обязанности  по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство  личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п.

Я считаю, что  воспитание высоких морально-этических, коммуникативных, психологических и профессиональных качеств представителей юридических профессий и специальностей – необходимая и одна из главных задач успешной адаптации.

 

 

 

 

Список используемых источников

 

 

    1. Урбанович А.А. Основы юридической психологии: курс лекций. – Минск : ФУАинформ, 2009.- 448с.
    2. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. 3е изд.– М.: Бек, 2006.
    3. Казанцев П.Т. Твоя профессия-юрист. – М.: Издательство Academia, 2006.
    4. Качановский Ю. Юристы XI века – М.: Изд. Юристъ, 2007.
    5. Андреева Д.А. Психологический феномен социально-психологической адаптации человека к новым условиям. М., 1987.
    6. Артемова С.Д. Психологическая адаптация молодых сотрудников к условиям труда в новом коллективе. М., 1993.
    7. Немов Р.С. Психология. М. 1999.
    8. Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1996.
    9. Римская Р., Римский С. «Практическая психология в тестах» или «Как научиться понимать себя и других. М., 1999.
    10. Юридическая этика: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2004.
    11. Васильев В.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб., 1995.
    12. Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.
    13. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях – "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008. – 256с.
    14. Кобцева Е.В. Адаптация нового персонала в организационной культуре // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009
    15. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – 277 с.
    16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. – 270 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности