Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяГотовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

  1. опросник КОС-2 (коммуникативных и организаторских склонностей);
  2. многоуровневый личностный опросник "МЛО - Адаптивность".

Методика КОС  предназначена для выявления  коммуникативных и организаторских  склонностей личности: умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).

Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей. Коммуникативные и организаторские способности являются стержневыми в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важные факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек - человек" (например, труд учителя, тренера, врача, работника клуба и т.д.) Коммуникативные и организаторские способности являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов коллектива, в организации учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении организовать и направить их деятельность.

Важно помнить, что данные параметры можно понимать двояко: с одной стороны,  как  потребность в общении, потребность  занимать лидерскую позицию;  с другой стороны,   как  опыт и навыки  в сфере взаимодействия и руководства другими людьми. Первый параметр ближе к типологическим, второй же  - в большей степени к умениям.

Данный опросник предназначен для испытуемых начиная  с подросткового возраста. Его можно использовать  для исследования  коммуникативной сферы личности, а также в профориентационных целях.

Ключи для  первичной  обработки (для подсчета сырых баллов) представлены в виде заготовки под  шаблон для  полуавтоматизированной обработки.  Необходимо вырезать отмеченные цветом ячейки – тогда  при наложении на заполненный испытуемым бланк удастся достаточно легко и быстро посчитать набранные им баллы.  Естественно, что процедура изготовления шаблона (вырезание ячеек) занимает определенное время, поэтому целесообразно его делать в том только случае, если  в исследование принимает достаточно большое количество испытуемых, или если  небольшое количество испытуемых регулярно повторяется.

Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»  обладает высокой надежностью, он прост, им удобно пользоваться. Для его заполнения отводится от 10 до 15 мин. Использовать КОС  целесообразно в первую очередь тогда, когда вас интересуют особенности самовосприятия личности в общении и лидерстве.

Процедура проведения.

Анкетная часть  методики  предлагает испытуемому  вопросы, ответы на которые могут  быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого  строятся на основе самоанализа опыта  своего поведения в той или  иной ситуации.

Опросник включает 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 характеризуют организаторские. Приложение 1.

Инструкция.

Вам нужно ответить на все вопросы бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому  вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке «Листа ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный – «-». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Следите за тем, чтобы номера вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами.

Обработка данных.

Цель обработки  результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских  склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. В дешифраторе учитывается построчное расположение номеров вопросов в бланке для ответов. Приложение 2.

Чтобы определить уровень коммуникативных и уровень

организаторских склонностей, нужно высчитать их коэффициенты. Коэффициенты представляют собой отношение количества совпадающих  ответов той или иной склонности к максимально возможному числу  совпадений, в данном случае – к 20. Формулы для подсчета коэффициентов такие:

Кк = Кх \ 20; Ко = Ох \ 20, где

Кк – коэффициент  коммуникативных склонностей;

Ко – коэффициент  организаторских склонностей;

Кх и Ox – количество совпадающих с дешифратором ответов  соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Интерпретация.

          В ходе анализа результатов сначала дают оценку уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок. Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей. Приложение 3.

№ 1. Характеризуются  низким уровнем проявления коммуникативных  и организаторских склонностей (далее - КОС).

№ 2. КОС присущи  на уровне ниже среднего. Они не стремятся  к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

№ 3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам  с людьми, не ограничивают круг своих  знакомств, отстаивают своё мнение, планируют  свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

№ 4. Относятся  к группе уровнем проявления КОС  выше среднего. Они не теряются в  новой обстановке, быстро находят  друзей, постоянно стремятся расширить  круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

№ 5. Обладают высоким  уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Результаты  диагностики уровня КОС.

При диагностике уровня индивидуальных коммуникативно-организаторских способностей у пяти человек (20%) обнаружен низкий уровень КОС, у троих (12%) - уровень КОС ниже среднего, у пяти (20%) – средний уровень КОС, у шестерых (24%) - уровень КОС выше среднего, у шестерых (24%) – высокий уровень КОС. Рис.2

 

Рис.2

3.2 Методика изучения адаптивных возможностей индивида

МЛО «Адаптивность»

 

Многоуровневый  личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития.

Результаты  тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.

В основу методики положено представление об адаптации, как о непрерывном процессе активного  приспособления человека к постоянно  меняющимся условиям социальной среды. Тест предназначен для диагностики адаптивности по следующим параметрам: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность и адаптивный потенциал (интегральная характеристика). Первые две характеристики понимаются в традиционном смысле. Нервно-психическая устойчивость характеризует успешность адаптации на индивидуально-психологическом уровне, связанную с внутренним эмоциональным комфортом. Коммуникативные способности отражают успешность активной социально-психологической адаптации, связанную с достижением целей в обществе посредством общения. Моральная нормативность (МН) рассматривается, как способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Данный параметр также относится к уровню социально-психологической адаптации, но отражает успешность ее пассивной формы, то есть принятия системы существующих отношений и легкости интеграции в нее без ее активного изменения.

Теоретические основы.

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее  способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой  регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал  — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически  всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с  умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Многоуровневый  личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют  базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют  получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный  потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Данный тест в последнее время нашел широкое  распространение при решении  задач профессионального психологического отбора и сопровождения профессиональной деятельности специалистов самых различных областей.

Информация о работе Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности