Задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:16, реферат

Описание

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, что бы раскрыть сущность изучаемых явлений.

Работа состоит из  1 файл

Задачи современной психологии.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 Если  обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании.

 В те исторические времена, когда феномены внутреннего  мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был  еще накоплен опыт выделения множества  состав ляющих его элементов и  их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал ся общим термином (словом) душа.

 В обыденном  сознании так происходит и в настоящее  время, когда, например, об эмоциональном  переживании неопреде ленности говорят  «душа не на месте», а об эмоциональной  разрядке, сопровождающей удовлетворение какой-то потребности — «на душе легче стало».

 По мере накопления опыта наблюдения за фактами  душевной жизни и обозначения  отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для  обозначения всего комплекса  этих явлений посте пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи ка».

 Таким образом, термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляюще еся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических фено менов. Термином «психика»обозначают также некие гипотетические «менталь ные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведе ние животных.

 Дать  научное определение понятия  — это значит показать его наиболее важные связи с другими понятиями и категориями, отнести явление, отраженное в данном понятии, к какой-то ранее определенной категории, перечислив при  
этом его специфические признаки, отличающие его от явлений того же порядка.

 Поскольку исчерпывающие определения — это скорее недостижимый идеал, к  
каждому из них обычно даются более широкие комментарии раскрывающие содержание входящих в него понятий. Так же поступим и мы.

 Итак, психика — это системное свойство высокоорганизо ванной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждае мой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология, 1990).

 Здесь следует  остановиться и внимательно разобраться  с содержанием понятий, входящих в данное определение.

 Во-первых, психика — это не материя, а  ее свойство. Свой ство данной высокоорганизованной материи (нервной систе мы) связано  с самой материей так же, как, например, свой ство зеркала отражать — с  самим зеркалом как материаль  ным объектом. Здесь уместно вспомнить, что любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями). Нет и не может быть свойства объекта как такового! Бессмысленно спрашивать, напри мер, растворим ли свинец вообще, поскольку указанное свойство — раствори мость — проявляется при помещении его в азотную кислоту, а при помещении в воду он такого свойства не обнаруживает. Следовательно, психика как свойство материи — это не какая-то исходящая от данной материи эманация, а некое ка чество, проявляющееся в специфическом характере взаимодействия ее с други ми объектами (сущностями).

 Во-вторых, психика — системное свойство высокоорганизованной материи. Высокая  организация, сложность, обусловлена  прежде всего сложностью процессов жизнедеятельности, составляющих сущность элемента данной живой материи, клетки — это один уровень ее сложности. Она определяется также сложностью организации элементов в целое более высокого уровня — нервную систему — это второй уровень, включающий в себя первый.

 Психика отдельно го человека в той форме, в которой мы ее наблюдаем в  нормальных условиях, является следствием третьего, надорганизменного (социального) уровня орга низации той же живой  материи. Здесь необходимо подчеркнуть процессуальный характер той организации материальной основы, в рамках которой разворачи ваются психические явления.

 Предельно упрощая картину, можно сказать, что психика возможна только в  процессе жизнедеятельности живых  организмов. Психика не только результат этого процесса, не просто некий эпифеномен, по бочное его следствие, она сама по себе процесс, причем процесс активный.

 В чем  же проявляется специфическое свойство этой организованной в опре деленную систему материи?

 Ответ таков: основное свойство ее заключается в активном отражении окружающей действительности, т. е. в активном построе нии образа окружающего мира. Для чего? Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

 Здесь может  возникнуть вопрос: «Если психика  — это свойство материи, то какова собственная природа психики? Материальна  она или идеальна? Материальны  ли формируе мые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это иде альное связано с материей нервной системы?"

 Проблема, поднимаемая этими вопросами, имеет  скорее философский, нежели психологический  характер. Она будоражила умы ученых многие столетия. Ответы давались самые разные — от отрицания психики как таковой через признание психики как некоего эпифеномена до дуализма и психофизического па раллелизма. С развитием теории информации и кибернетики проблема эта практически снята.

 В настоящее  время на по ставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологи ческих процессов.

 Взаимоотношение между материальной основой образа и самим идеальным образом, формирующимся посредством этой материальной основы, можно предельно упрощенно продемонстрировать на примере мелодии, записанной на пластинке. Сколько бы мы ни рассматривали пластинку, как бы ни анализировали увиденную картину, мелодии мы там не увидим. Все, что мы сумеем уви деть — это канавки различных конфигураций. Мелодию мы можем получить, лишь создав определенные условия для протекания процесса, при котором ме лодия и осуществляется: определенную скорость вращения пластинки, помеще ние иглы в канавку, усиление возникающих при этом колебаний. Здесь необхо димо обратить внимание на то, что при воспроизведении мелодии воспроизво дится не материал, который при этом используется, а структура, т. е. система отношений между колебательными движениями, запечатленными на пластинке. Она может быть потом воспроизведена в неизменном виде в структуре электрических потенциалов на магнитной ленте или в структуре затемнений на целлу лоидной пленке, или в структуре колебаний воздушной среды (звуковых волн), колебаний барабанной перепонки и, наконец, в структуре нервных импульсов. Здесь важно то, что мелодия — это процесс. Если пластинку остановить или ис портить аппарат для ее воспроизведения, мелодия исчезнет, может быть, навсегда.

 Если  психику, с известными оговорками, в  образной форме уподобить мело дии, а живую нервную систему — проигрывателю, то мы получим простейшую модель взаимоотношений между нервной системой (материальным носителем) и психическими явлениями.

 Грубо говоря, психика существует, свершается в  то время и до тех пор, пока «пластинка»  крутится. Несколько усложняя эту простую аналогию, мы можем продемонстрировать, как эта структура колебаний (а не сами по себе колебания) оказывают обратное влияние на материальный субстрат. Для этого достаточно представить себе, что на этом проигрывателе имеется чувствительный датчик, который реагирует только на какую-то одну музыкальную фразу (т. е. на структуру колебаний воз душной среды) тем, что замыкает контакты реле, отключающего питание проиг рывателя.

 Здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом — моментом сличе ния всех «воспринимаемых» этим датчиком отношений с имеющимся у него об разцом этих отношений. При предельном упрощении «идеальное» во всей цепи этой последовательности возникает при их совпадении, которое вызывает ответ ные действия. Это очень упрощенная модель момента возникновения значения объекта, значения как единственного содержания психики.

 Конечно, приведенный пример представляет собой  до предела упрощенную схему. В действительности физиологические и порождаемые  ими психологиче ские процессы, а  также их взаимные влияния неизмеримо сложнее, однако принципиальная их основа, как это представляется в настоящее время, в нем от ражена.

 Таким образом, психология изучает идеальные психические  образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие  в регуляции жизнеде ятельности человека.

Функций психики три: коммуникативная, познавательная и  регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом. 
Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.

Иными словами, психика  человека дает возможность ему выступать  в качестве субъекта труда, общения  и познания.

Говоря о психическом  отражении, следует иметь в виду, что оно обращено не только к настоящему, но и к прошедшему, и к будущему. Это означает, что на отражение настоящего оказывает влияние не только оно само, но и прошлый опыт, хранящийся в памяти, а также прогнозы человека в отношении будущего.

В целом психическое  отражение имеет следующие специфические  особенности:

• это самый сложный и наиболее развитый вид отражения; 
• оно позволяет правильно отражать окружающую действительность, что потом подтверждается практикой; 
• оно имеет активный характер, т.е. связано с поиском и отбором способов действий, адекватных условиям среды; 
• оно постоянно углубляется и развивается в ходе деятельности; 
• оно субъективно; 
• оно носит опережающий характер.

Кроме этого, говоря о психическом отражении, следует  иметь ввиду, что оно имеет  процессуальный характер. Это значит, что это непрерывный, развернутый  во времени процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Психическое отражение  идеально по форме, это - мысли, ощущения, образы, переживания, т.е. то, что находится  внутри человека, что нельзя потрогать  руками, зарегистрировать с помощью  измерительных приборов, сфотографировать. В то же время оно субъективно по содержанию, т.е. принадлежит конкретному субъекту и определяется его особенностями.

Физиологическим носителем  психики человека является его нервная  система. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическая и физиологическая деятельность составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата.

Психика является свойством  мозга. Связь центра мозга с внешней  средой осуществляется при помощи нервных  клеток и рецепторов. 
Однако психические явления нельзя сводить к нервно-физиологическим процессам. Психическое имеет свою специфику. Нервно-физиологические процессы – субстрат, носитель психического. Отношение психического и нервно-физиологического есть отношение сигнала как информации и сигнала как носителя информации. 
 
 

Информация о работе Задачи современной психологии