Задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:16, реферат

Описание

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, что бы раскрыть сущность изучаемых явлений.

Работа состоит из  1 файл

Задачи современной психологии.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Задачи  современной психологии

     В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

     Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, что бы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важнейшая  роль принадлежит категориям диалектического  материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, катего рия личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объ ективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, прежние  десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни сущест венно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе обра зования, в промышленности, государственном управлении, ме дицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической на уки в решение практических задач существенно изменяет и ус ловия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастаю щей ролью так называемого человеческого фактора. Под «чело веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси хологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование  практически всей системы психических  явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств лично сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для со здания научной базы, решения общественной задачи, совер шенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом  роли прикладных задач, решаемых пси хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор мления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Современная психология и ее место в системе наук

От того, какое  место отводится психологии в  системе наук, во многом зависит  понимание возможностей использования  пси хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре зультаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефило софской направленности самой классификационной схемы. Сле дует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепри нятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко торого представляют науки естественные, социальные и фило софские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь ника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от ношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее  на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси хической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея тельность и формируются психические свойства личности. Пси хика, как известно, есть отражение объективной действитель ности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.  
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Матери алистическая психология дает действительное научное обосно вание взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образова нию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объ ективной действительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости пси хических явлений от объективных условий жизни и деятельно сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, пси хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.

Физиология, как  известно, занимается механизмами, осуществляющими  те или иные функции организма, а  физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» орга низма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, за коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные свя зи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучив ший основные виды психической деятельности человека, не ог раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки зна ния физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому бы ло положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода' (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психо логических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сече нов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физи ологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красно горского, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современ ной психологии "казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых су ществ к изменяющимся условиям среды, понять происхожде ние высших форм психической деятельности из низших.

Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно пред ставлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляю щего неизмеримо большие требования к активной ориентиров ке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в прин ципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно стей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био логическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме ре не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь  с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис кусствоведением, юридической и другими общественными на уками, приводит к постановке проблем, по существу, психоло гических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме ханизмах индивидуального и группового поведения людей, за кономерностях формирования стереотипов поведения, привы чек, социальных установок и ориентации, без изучения настро ений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Ко ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про цессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис тории, протекают в условиях сложившейся в истории предмет ной деятельности, опираются на те средства, которые сформи ровались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение для  психологии имеет ее связь с общественными науками. Если реша ющую роль в формировании поведения животного играют био логические условия существования, то такую же роль в форми ровании поведения человека играют условия общественной ис тории. Современная психологическая наука, изучающая преж де всего специфически человеческие формы психической дея тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материа лизма, обобщающего основные законы развития общества. Толь ко тщательный учет общественных условий, формирующих пси хическую деятельность человека, позволяет психологии обре сти прочную научную основу.

И особо следует  остановиться на связи психологии с  педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его на до всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно прак тическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по мочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей те ории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возни кают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в це лом имеют существенное значение для решения фундаменталь ных педагогических проблем, таких, как определение содер жания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее  время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии  по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно сти и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро  потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой це ли предполагает изучение закономерностей формирования лич ности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занима ет промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Информация о работе Задачи современной психологии