Мимика и жесты

Дата добавления: 11 Декабря 2011 в 17:59
Автор работы: g*********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать (32.86 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

реферат.doc

  —  129.50 Кб

        Мы часто противоречим  какому-нибудь мнению, хотя нам, собственно, лишь несимпатичен  тон, каким оно  излагается.

                   

                                                                                                                Ф.Ницше 
 

ВВЕДЕНИЕ 

          Люди часто не могут найти  слов, чтобы выразить свои чувства,  или предпочитают не говорить  о них. Любая коммуникация, осуществляемая  без слов, считается невербальной  коммуникацией. Сочиняете ли вы  симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите – всё это невербальные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаём, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как.

          Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация  в общении составляет около  1/6, а язык поз, интонации, дыхании и ритма – несловесная информация – 5/6.

          Невербальное общение может либо  дополнять и усиливать словесное  общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное  общение и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

           Невербальная коммуникация –  не так сильно структурирована,  как вербальная. Не существуют  общепринятые словари и правила  компоновки грамматика жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Это творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. Чарли Чаплин и другие актёры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актёр классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актёрского мастерства, многие актёры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актёры с ярко выраженными вербальными способностями.

           Иллюзия важности слов связана с тем, что слова проще анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. Да и наша культура устроена так, что нас учат больше обращать внимание на содержание. Хотя люди больше реагируют на невербальтику, но просто не осознают это.

          Условно, можно разделить всю  невербальную коммуникацию на  две большие части: это то, что  мы передаём телом и голос.  В язык тела входят: движения  рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится всё то, что вы можете передать при его помощи, крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д..

          Но если мы говорим, что язык тела – это половина, а голос – треть, это только приблизительные ориентиры. Например, во время телефонного разговора язык тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи голоса.

          Когда же мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймёт, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку.

           Существуют разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретёнными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают своё пальто начиная с правого рукав, большинство же женщин начинают надевать пальто  с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине, женщина же обычно проходит отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врождённым жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?

          

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Межличностное пространство. 

            Наши взаимоотношения с окружающими мы не редко выражаем и в пространственных понятиях. Например, мы говорим: «надо держаться от него подальше!», имея в виду человека, которого недолюбливаем или боимся, или: «пригреться под крылышком» того, кто нам покровительствует или симпатизирует.

Межличностное пространство представляет собой расстояние между собеседниками в процессе общения.

       

                   Различают несколько видов межличностного пространства:

  1. Личным или интимным является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние составляет не более полуметра.
  2.       Межличностное пространство – в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаются  хорошо знакомые друг с другом люди, а так же люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.
  3.       Социальное пространство – это расстояние между собеседниками, равное от метра до трёх. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и мало знакомые люди.
  4.       Публичным является расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении.

           
 

             Данные о межличностном пространстве, конечно, усредненные. Каждый  человек имеет свою систему  «пространств». Имеются здесь  и определённые закономерности. Например, у селян межличностное пространство, в среднем, больше, чем у горожан. Именно этим объясняется страх толпы, наблюдавшийся у многих селян, перебравшихся в город.

             Выбор межличностного пространства  – дело трудное. Расстояние, на  которое вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим            ( чтобы собеседник не подумал, что он вам неприятен или что вы высокомерны), ни слишком маленьким (это может оскорбить собеседника).

             Обычно наша интимная зона  нарушается тем или иным человеком  по двум причинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда «нарушитель» проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.

            Это означает, что если вы дружелюбно  прикоснётесь к руке или обнимите  человека, с которым вы только  что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будут вам улыбаться и , чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: «Держи дистанцию». Чем интимнее наши отношения с другими людьми, тем ближе нам разрешается проникать в их зоны. Например, только что принятый на работу служащий первое время может подумать, что коллектив относиться к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому, что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону. 

           Исключением из правила, требующего  строгого соблюдения дистанционной  зоны, являются случаи, когда пространственная  зона человека обусловлена его  социальным положением. Например, управляющий  компанией и один из его  подчинённых могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимные зоны друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписаные правила социальной стратификации.

           Скученность людей на концертах,  в кинозалах, на эскалаторах,  в транспорте, лифте приводит  к неизбежному  вторжению людей  в интимные зоны друг друга,  и интересно наблюдать реакцию людей на эти вторжения. Существует ряд неписаных правил поведения западного человека в условиях скученности людей, например, в лифте:

  1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
  2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.
  3. Лицо должно быть совершенно беспристрастным – никакого проявления эмоций не разрешается.
  4. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полностью погружены в чтение.
  5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
  6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
 

              Часто можно услышать, как людей, ездящих на работу в общественном транспорте в часы пик, называют жалкими, несчастными, подавленными. Эти эпитеты обычно употребляются из-за того, что у этих людей не выразительные лица, но сторонние наблюдатели ошибаются в своих оценках. Они просто видят, как люди добросовестно выполняют правила поведения в условиях неизбежного вторжения посторонних в их интимную зону.

              Если у вас возникнут сомнения  по этому поводу, понаблюдайте  за собой в следующий раз,  когда вы войдёте в переполненный кинозал. Как только вы вступили в проход, ведущий к вашему месту, окруженному множеством незнакомых лиц, обратите внимание, что вы начинаете, как запрограммированный робот, подчиняться неписанным законам поведения человека в переполненных общественных местах. Когда вы начнёте конкурировать со своим соседом за уголок на подлокотнике кресла для опоры руки, вы поймёте, почему люди, пришедшие в кино без спутника, обычно не занимают соё место в зале до тех пор, пока не выключат свет или не начнётся фильм. Каждый раз, когда мы едем в переполненном лифте, сидим в переполненном кинозале или едем в битком набитом автобусе, окружающие перестают для на существовать, и до тех пор, пока нас непосредственно не заденут, мы не реагируем на них. Создается такое впечатление, будто своим, неосознанным посягательством на нашу интимную территорию люди ставят нас в оборонительную позицию.

            Разъяренная толпа или агрессивная  группа людей, объединенных единой  целью, реагирует на нарушения  их территории совершенно другим образом, чем отдельные личности. В действительности происходят следующие вещи: по мере того, как увеличивается толпа и её плотность, личное пространство каждого отдельного человека становиться всё меньше, и он принимает враждебную стойку, поэтому с ростом толпы усиливается её враждебность и агрессивность, и в любой момент может начатья рукоприкладство. Это очень хорошо известно полиции, и она всегда стремится разогнать топу, чтобы каждый человек вновь обрёл соё зональное пространство и успокоился.

Страницы:1234следующая →
Описание
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите – всё это невербальные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаём, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как.
Содержание
содержание отсутствует