Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

По программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «ЗЕРЕК БАЛА» раскрыты содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 3 – 5 лет.
Программа направлена на сохранение физического и психического здоровья младших дошкольников, на решение задач формирования у детей ключевых компетентностей как основного показателя развития детей, применения накопленного опыта в различных жизненных ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа капризы и упрямства Word.docx

— 93.13 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение   

     По  программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «ЗЕРЕК БАЛА» раскрыты содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 3 – 5 лет.

     Программа направлена на сохранение физического  и психического здоровья младших  дошкольников,  на решение задач  формирования у детей ключевых компетентностей  как основного показателя развития детей, применения накопленного опыта  в различных жизненных ситуациях.

Программа построена  на основе развивающего обучения, что  предполагает реализацию индивидуального  подхода. В ней заложены механизмы  управления педагогическим процессом, ориентированным на  развитие и  формирование личности ребёнка младшего дошкольного возраста.

     Реализация  содержания программы предполагает использование новых современных  подходов к организации педагогического  процесса ориентированного на потребности  и возможности ребенка, направленного  на его компетентностное развитие. А это, в свою очередь, требует  вдумчивого, творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, но и в большей мере методами проектирования своей деятельности, прогнозирования  процессов развития ребенка, методами наблюдения и оценки его развития [1].

     В Концепции развития образования  РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях. Этот этап также включает организованное воспитание и обучение детей с особыми потребностями в специальных коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах “школа - детский сад”. Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами. Задачи: ранний охват дошкольными организациями всех детей независимо от социального положения и места проживания; обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой; достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни; формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью; развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. Содержание воспитания и обучения должно обеспечивать специфичные виды деятельности и направления развития ребенка, его последующую адаптацию к школьной жизни [2 ].

     Прежде  чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы  их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить  её в определённые рамки. Капризы  и упрямство рассматриваются  как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

     Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени  социальной опасности, а также зависят  от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы  и упрямство" очень родственные  и чёткой границы провести между  ними нельзя. И способы преодоления  капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже [3].

     УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

     Проявления  упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

выступает как  психологическая защита и имеет  избирательный характер, т.е. ребёнок  понял, что совершил ошибку, но не хочет  в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

     Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает  детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие  проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят  в хронические, то возникает начальная  стадия педагогической запущенности.О  капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным .

     КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

     Актуальность  темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве и капризах, особенностях их проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей деятельности ребенка. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей [4]. 

     Цель  исследования: раскрыть особенности проявление капризов и упрямств в дошкольном возрасте.

     Объект  исследования: детские капризы и упрямства.

     Предмет исследования: причины и процесс  протекания капризов и упрямств у  дошкольников. 

      Задачи  исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2.Определить сущность капризов и упрямства

3.Обосновать  наиболее эффективные пути преодоления  капризов и упрямства у детей  дошкольного возраста.        

     Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

     Во  введении раскрыта актуальность темы, намечена цель, объект, предмет и  задачи курсовой работы.

     В 1 разделе  «Теоретические основы нравственного  воспитания детей дошкольного возраста» подчеркнуты высказывания известных педагогов о вопросах нравственного воспитания.

     Во 2 разделе «  Особенности проявлений капризов и упрямств у старших дошкольников» раскрыты примеры проявлений капризов и упрямств у детей дошкольного возраста.

     В заключении подведен итог работы, сделаны  выводы.

     Список  литературы состоит из 22 источников.  

         

 
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы нравственного  воспитания детей дошкольного возраста      
 

     1.1 Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной научной литературе  

     Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом  рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного  воспитания в настоящее время  обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых  ориентиров бытия людей в кризисном  обществе [5]. 
Развивая идеи древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля о важности нравственного становления человека, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, В. Мономах, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, Витторино да Фельтре и другие создали предпосылки для становления теории нравственного воспитания.  
        Большой вклад в развитие теории нравственного воспитания в XVIII веке внесли М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Г.С. Сковорода и другие мыслители. Они считали нравственное воспитание условием прогрессивного развития общества, подчеркивали важность формирования нравственных понятий, отражающихся в положительных поступках, рассматривали справедливость, искренность, доброжелательность как необходимые качества нравственной личности. 
       Для ХIХ века характерно активное формирование основ теории нравственного воспитания . Как ведущие определялись цели воспитания человека-христианина, стремившегося к внутреннему личному духовно-нравственному совершенствованию, и человека-гражданина, который видел свой долг в выполнении обязанностей перед государством, страной, народом (В.Н. Бунаков, К.Н. Вентцель, Е.С. Левицкая, М.М. Манасеина, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.).  
Представители христианско-антропологического направления в русской педагогике, педагоги русского эмигрантского зарубежья (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский и др.) выделяли ряд основополагающих принципов нравственного воспитания: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовная свобода, − ведущих человека к самовоспитанию и постоянному нравственному совершенствованию, считали, что cстремление к духовному идеалу, острое чувство правды и лжи, добра и зла, чувство совести, мечта о праведности являются православными ценностями и служат ориентирами нравственно-духовного воспитания [6]. 
       

     Основываясь на традиционности, открытости, духовности русского национального сознания, педагогика дореволюционной России признавала приоритет нравственного начала в личности человека. 
       Важный вклад в развитие проблемы нравственного воспитания в ХХ столетии внесли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский . Они подчеркивали необходимость глубокого изучения индивидуальности каждого ребенка, его возрастных, физиологических и психологических особенностей, важность формирования свободного мышления, гуманных черт характера у детей, гуманизации отношений в детском коллективе. Указанные идеи конкретизировались в гуманистических концепциях нравственного воспитания школьников, утверждающих ценность личностно-ориентированных приоритетов (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, А.П. Кондратюк, З.И. Равкин и др.).  
В 50-ых годах в центре внимания ученых находилась проблема воспитания у ребенка нравственных качеств. Исследователи изучали процесс их становления и развития, определяли условия, способствующие реализации поставленных задач . 
      Так, в работе А.В. Суровцевой (1952 г.) предметом исследования становится процесс воспитания у детей воли. Автор подчеркивает, что в волевом поведении всегда присутствует организованность, дисциплина, настойчивость, осознание ответственности и чувство долга. Развитие воли, по мнению А.В. Суровцевой, начинается с появления в сознании ребенка цели, пусть даже примитивной. Большой скачок в развитии воли связан со становлением речи, когда взрослый получает возможность регулировать поведение ребенка словом, а ребенок обнаруживает стремление понять и осмыслить явления окружающего мира. 
      Главным условием развития волевого поведения автор считает сообщение правил детям таким образом, чтобы они понимали разумность заключенных в них требований. Необходимым также является поддержание в группе порядка, сознательной дисциплины организованности детей, включение их в активную деятельность, организацию интересных занятий, «проникнутых идейным содержанием» [7]. 
      К исследованию А.В. Суровцевой примыкает и работа Е.Ю. Демуровой (1951), которая рассматривает процесс воспитания дисциплинированности. 
Автор обосновывает ведущую роль этого качества в воспитании моральных черт человека. Показателями сформированности дисциплинированности являются не только знание правил, но и понимание смысла их, наличие привычки к их выполнению, разумное применение этих правил повседневной жизни [8]. К условиям воспитания дисциплинированности автор относит доведение смысла правил до ребенка, организацию игр и занятий, введение мотивов, побуждающих детей к их выполнению, обеспечение единства и постоянства требований к ним. 
     В исследовании Л.А. Порембской (1953) предметом изучения становится процесс воспитания у детей самостоятельности, рассматриваемой как нравственное качество. Средством ее воспитания является, по мнению автора, бытовой труд, ибо именно в нем ребенок становится в условия выполнения несложных обязанностей. Овладение навыками бытового труда способствует развитию стремления к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности. 
      З.Н. Борисова (1953) исследует возможности воспитания у детей ответственности. Для решения этой задачи автор использует труд детей, организованный в форме дежурств: выполнение обязанностей дежурных ставит детей в условия ответственности перед группой и партнерами по деятельности. Очень важно в работе с детьми помочь им не только осознать смысл и значимость своих действий, но и вызвать у них эмоциональные переживания, чувство удовлетворения от выполненной работы. 
      В.А. Горбачева (1957) изучает проблему формирования у детей организованного поведения и его регуляции посредством правил. Автор показывает, что вначале ребенок действует по подражанию поступкам, которые одобряет воспитатель, позднее правило, его выполнение связывается с авторитетом педагога, и лишь еще позже правило отделяется от взрослого и становится требованием ребенка к себе, т.е. регулятором поведения . При этом условии организованное поведение характеризует воспитанность. 
Следует отметить, что во всех исследованиях содержатся положения о значении рассматриваемых качеств для жизни в коллективе сверстников и это важно подчеркнуть, так как позже проблема воспитания коллективизма становится одной из важнейших. 
      В 60-ые годы центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания. 
Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания, особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость. 
       Я.З. Неверович (1965) придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд . В процессе труда ребенок приобщается к деятельности людей, вступает во взаимоотношения, соответствующие моральным нормам общества, усваивает эти нормы, осознает необходимость их соблюдения. Примеры оказания помощи, участия каждого в общем деле приобретают для дошкольника актуальный смысл, постепенно превращаются во внутренние мотивы поведения. У ребенка формируется трудовая направленность, коллективистические черты личности, начала коллективизма. Он становится способным поступаться своими непосредственными желаниями в пользу интересов партнеров, преодолевать препятствия на пути к цели. Я.З. Неверович продолжает изучать и роль правил в регуляции поведения детей, но рассматривает этот вопрос гораздо шире. Автор замечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова «надо», которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе.            Дальнейшая работа педагога, связанная с разъяснением детям смысла правил, в которых заключены способы проявления отношения к окружающим, приводит к формированию нравственно ценных мотивов, помогает переключать внимание ребенка с себя на других, учит замечать их нужды, состояние, вызывает чувства симпатии и сочувствие[9]. При этих условиях «знаемые» мотивы становятся мотивами «действенными». Следует отметить, что эти положения свидетельствуют о подходе автора к проблеме формирования гуманных чувств, что является одной из ведущих проблем современности. 
       В эти же годы ведутся исследования, направленные и на изучение возможностей разных видов продуктивной деятельности в нравственном воспитании. Наиболее широко представлена изобразительная деятельность, рассматриваемая как комплексное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. (В.Б. Косминская - 1963, Н.П. Сакулина - 1965). Авторы показывают, что предлагаемая детям тематика может способствовать формированию и закреплению отношения детей к окружающей действительности, отражать ими в рисунках отношения между изображаемыми лицами, а процесс деятельности создает возможность для воспитания самостоятельности и настойчивости. При этом необходимо также предъявлять детям задания творческого характера.  
       Большое место в исследованиях 60-ых годов занимает изучение игровой деятельности, в том числе и ее возможностей для нравственного воспитания. В эти годы Д.Б. Эльконин (1963) разрабатывая теорию игры, обосновывает положение о том, что отношения между людьми скрыты от детей предметами окружающего мира, и только в игре они становятся доступными пониманию дошкольников . Беря на себя роль, ребенок отражает трудовые действия взрослого, его отношение к выполняемому делу. А в более развитой форме игра становится все больше отражением отношений между тружениками в процессе деятельности. Это теоретическое положение становится основой для педагогических исследований. 
      Так, в исследовании Р.И. Жуковоской (1951-1963) обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу[10]. Решение воспитательных задач способствует обогащение содержания игр, учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.  
       Д.Б. Менджерицкая (1951-1963) также обращает внимание на возможности содержания игры для воспитания волевых черт характера, подчеркивает, что взятая на себя ребенком роль побуждает к проявлению ответственности за ее выполнение. Влияя на содержание игр, педагог имеет возможность усиливать ее воспитательное влияние на детей. В то же время в работах Д.Б. Менджерицкой выдвигается новое положение, впоследствии нашедшее дальнейшее развитие: совместная детская игра, даже отражающая внешне слаженные отношения по ролям, может не приводить к формированию положительных черт личности . Причиной тому является «двойственность» чувств детей, которые определяются, с одной стороны, выполняемой ролью, а с другой - реально складывающимися в повседневной жизни отношениями.  
      В работе А.П. Усовой (1963) обнаруживается новый подход к рассмотрению сюжетно-ролевой игры, а именно с позиции ее возможности для образования детского общества. А.П. Усова выделяет примерные ступени его развития на основе наличия взаимодействий участников в процессе игры: от неорганизованного поведения к играм «рядом», где еще не обнаруживается никаких связей, затем - к образованию объединений на основе интереса к теме игры, к сюжету, далее - на основе интереса к партнерам, взаимной симпатии, и на самой высокой ступени - тяготения к обществу сверстников. Для того, чтобы войти в такое общество, ребенку необходимо иметь особые качества, т.е. умение действовать совместно, управлять и подчиняться, налаживать отношения с партнерами, столкнуться с их отношением к себе и др. Такие качества автор называет «качествами общественности». Новизной исследования является выделение автором двух видов отношений: «ролевые», связанные с выполнением ролей, и «реальные», развертывающиеся по поводу игры, согласования действий и пр. Причем, как указывает автор, реальные отношение гораздо более чем игровые способствуют формированию взаимоотношений. Такой взгляд соответствует положению, выдвинутому в эти же годы Г.П. Шедровицким (1964), который приходит к выводу о существовании в игре двух структур: «внешней», от воспитателя и социальной обстановки, и «внутренней», идущей от самого ребенка.  
      В середине 60-ых годов большое место начинает занимать проблема формирования коллективизма у детей. Воспитание в коллективе рассматривалось в отечественной педагогике как один из основных принципов «все в коллективе, во имя коллектива, через коллектив». Такой подход имел много положительного (например, опыт А.С. Макаренко): действуя совместно со сверстниками, ради достижения общей цели, ребенок учится ориентироваться на их нужды и желания, сдерживать себя, подчинять свои действия интересам коллектива. 
      В дошкольной педагогике проблеме воспитания коллективизма также отводилось немаловажное место. Но все-таки ученые понимали некоторую условность использования понятия «коллективизм» по отношению к детям дошкольного возраста. Поэтому в своих исследованиях они используют такие близкие понятия, как «начала коллективизма», «чувство коллективизма», «начальные формы коллективизма» и др. 
      Воспитанию первоначальных черт коллективизма посвящено исследование Ф.С. Левин-Шириной (1963). Эти черты и гуманные взаимоотношения, по мнению автора, формируются в коллективной деятельности, проявляются в поведении детей в таких показателях как умение подчиняться требованиям коллектива, уступать товарищам, сдерживать свои эгоистические устремления. Обязательным условием автор считает внесение правил, регулирующих отношения с окружающими, совместную выработку детьми собственных правил, обязательных для выполнения всеми [11]. Немаловажное место отводит Ф.С. Левин-Ширина ставших традиционными условиям: опора на интерес к содержанию деятельности; создание возможностей для проявления самостоятельности и инициативы, расширение представлений о дружбе и товариществе. 
      Автор обращает внимание на влияние, которое оказывает детский коллектив на ребенка, но не делает этот факт предметом исследования, ограничиваясь лишь констатацией этого явления. 
Изучению проблемы воспитания коллективизма посвящена и работа Р.М. Римбург (1964). Ею рассматривается процесс воспитания у детей чувства коллективизма, как одного из важнейших социальных качеств, которое развивается в совместной деятельности, требующей от участников соподчинения, взаимоконтроля. Обращаясь к игре, как коллективной деятельности, Р.М. Римбург видит в ее содержании главный воспитательный потенциал: выполняемые детьми роли помогают им узнавать друг друга, усваивать нормы поведения в коллективе. Такая позиция соответствует взглядам, отраженным в исследованиях Р.И. Жуковской, Д.Б. Менджерицкой  и др. 
      Новизной подхода к рассмотрению проблемы является обращение автора к системе отношений, складывающихся между детьми, и оценке этих отношений, как определяющего фактора в формировании у детей умения жить в коллективе [12]. Кроме того, автор выделяет и такую сторону взаимоотношений, как наличие в них гуманных чувств: отзывчивости, симпатии друг к другу, уступчивости. Заметим, что обращение автора к значению гуманных чувств в воспитании детей становится позже одной из ведущих проблем в дошкольной педагогике.  
      К середине 60-ых годов становится заметным переход в исследованиях от изучения становления и развития отдельных нравственных качеств к изучению отношений. В этом большую роль сыграли исследования В.Н. Мясищева (1963), который вводит понятие отношений для объяснения активности человека и показывает их важнейшую регулирующую роль в поведении. Суть нравственного воспитания, - пишет ученый, - состоит не только в усвоении личностью знаний, идей, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.
 

     1.2 Особенности капризов и упрямств и их проявление у детей дошкольного возраста 
 

     В «Большом толковом психологическом  словаре» упрямство определяется как  крайняя, неуступчивая форма поведения  человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем.  
Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые. 
Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей. 
Психологической основой происхождения упрямства является формирующееся чувство "я". Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в 3 года. 
      На протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого возраста, забывают о заостренной потребности этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «Я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия.  
      Упрямство детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении [13]. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. 
      Очень глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей книге «Психология». Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка. 
      Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребован. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством. 
Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе. 
       И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т. е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса. 
      Третий момент принято называть немецким словом «тротц» (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст строптивости. 
      В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Сделаем некоторые теоретические выводы, попытаемся определить какие же события происходят в развитии ребенка, какой смысл, какое значение имеют описанные симптомы. Попытка теоретически представить кризис трех лет является самой начальной, грубой попыткой, основанной на некотором знании фактического материала, на некоторых собственных наблюдениях ( потому что кризис связан с трудным детством) и на некоторых попытках критически перерабатывать кое – что из предложенного в теории этих возрастов. Наша попытка - нечто в высшей степени субъективное, не претендующее на то, чтобы стать теорией критических возрастов [14]. 

Информация о работе Капризы и упрямства у детей дошкольного возраста