Как строить публичные выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:20, реферат

Описание

В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные речи.

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Понятие публичного выступления ……………………………………………….4
Подготовка к выступлению ……………………………………………………….7
Начало выступления ………………………………………………………………11
Как завоевать и удержать внимание аудитории …………………………………13
Как завершить выступление ………………………………………………………19
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Как строить публичные выступления Надточий.docx

— 41.90 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Университет Приборостроения  и Информатики 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Психология и педагогика

На тему: Как строить публичные выступления 
 
 
 
 
 

                                        Выполнила студентка 2 курса:

                                        Проверила: Надточий Ю. Б. 
 
 

2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Понятие публичного выступления ……………………………………………….4

Подготовка к  выступлению ……………………………………………………….7

Начало выступления  ………………………………………………………………11

Как завоевать  и удержать внимание аудитории …………………………………13

Как завершить  выступление ………………………………………………………19

Заключение …………………………………………………………………………21

Список литературы ………………………………………………………………...22

 

Введение

     В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, маленькие или большие публичные  речи.

     Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее  она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

     Грамотность, логичность и эмоциональная окраска  речи сегодня являются обязательными  условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как  на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной  частью общей культуры человека, его  образованности.

     Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно  только при хотя бы приблизительном  знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения  со словом, техникой его использования. 

 

Понятие публичного выступления

     С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или  результат длительного кропотливого обучения и самообразования.

     Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.

     Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne — ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

     Любой человек, который поставил перед  собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю  и теорию риторики, труды известных  ученых, уметь применить знания на практике.

     Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь — главнейшее оружие.

     Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

     Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

     Для большинства людей выступление  перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

     Что является причиной неожиданных изменений  в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых  больше всего уверен?

     Почему  возникает страх перед публичным  выступлением? Я постараюсь проанализировать тот вопрос. Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется наша роль.

     В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны  окружающих и обстановки, в которой  протекает разговор. Мы знаем, что  в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения  разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

     Такие условия общения позволяют нам  сконцентрироваться на главном —  передаче своих мыслей и информации.

     Иначе обстоит дело, когда мы предстаем  перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед  слушателями, оратор знает, что ему  предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность  за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек  испытывает ряд трудностей.

     В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям наших собеседников мы сразу же можем оценить эффект, который произвели наши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ мы получаем только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на наши высказывания. Никто не отвечает на наши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения.

     Сможем  ли мы узнать, поняли нас или нет? Именно поэтому прежде всего нам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовка  к выступлению

     Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует  его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную  работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию  слушателей. Об успехе выступления  можно говорить лишь тогда, когда  у оратора есть контакт с аудиторией.

     Опыт  показывает, что на каждую минуту выступления  приходится в среднем 20—25 минут, которые  мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление  плана и кратких тезисов.

     Выбирая тему выступления, следует руководствоваться  соображениями, что: во-первых, осведомлены ли вы в вопросе лучше, чем слушатели; во-вторых,

то, о  чем вы собираетесь говорить, может  ли вызвать интерес; ну и наконец, насколько это актуально, для слушателей.

     Название  выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать  интерес тех, для кого оно предназначено.

     Привлекает  внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

     Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " и "Как жить, не старея ". Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает  положительную установку на восприятие темы.

     Готовиться  к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем  лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

     Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса. Кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?

     Если  материала у вас достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.

     Итак, все готово. Но ваша речь не будет  иметь успеха, если вы не знаете состава  аудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены  слушатели в данном вопросе, чем  именно вы можете их заинтересовать, как  это соотносится с их насущными  проблемами.

     Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и  начинающие деловые люди говорят  обычно о том, что кажется важным им самим.

     Знание  будущей аудитории позволяет  подготовить выступление так, чтобы  удовлетворить ее потребности.

     Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

     Если  накануне выступления произошло  какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или возбудило  людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в  конце напряженного рабочего дня, когда  все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что  это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию.

     Интеллектуальное  взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте.

     Важнейшее условие возникновения познавательного  контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым — контакт с  оратором. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется "интерес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее  введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный  контакт с аудиторией.

     По  каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

     Конечно, по поведению слушателей: выражение  их лиц, позы, реплики, а то и вопросы  свидетельствуют о различной  реакции. Задача оратора — внимательно  следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление  не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в  себе ощущение речи как взаимного  общения, в котором мысли, слова  и манеры постоянно приспосабливаются  к слушателям.

     Ощущение  того, что ваши слова нужны людям  и вам есть, что сказать, снимает  всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и, если есть возможность, скажите вслух:

     "Я  знаю то, чего не знают слушатели.  Я хочу им об этом рассказать!"

     Надо  постараться с первых минут завладеть  вниманием слушателей, и это в  первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало вашего выступления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Как строить публичные выступления