История и современное состояние психологической службы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат

Описание

Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир

Работа состоит из  1 файл

История и современное состояние психологической службы образования.docx

— 46.28 Кб (Скачать документ)

В основе обсуждаемого принципа лежат важнейшие психологические  закономерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие всех психических  процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты прохождения  возрастных этапов онтогенеза. Поэтому  нельзя зацикливаться на сегодняшней  неудаче, слабости ребенка.

Если до недавнего  времени основное внимание при обучении и восстании уделялось наиболее слабым местам, «зонам отставания», имеющимся  у ребенка, то теперь признается иное: опора на субъективно успешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка  область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние  на становление его личности, позволяет  развиваться его интересам, уверенности  в своих силах, способностям.

У каждого  ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать  особых проблем ни самому ребенку, ни учителю, ни родителям.

Отсюда задача индивидуального подхода -- наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей У ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а изучать, развивать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления  самого себя, дать почувствовать, что  у него все хорошо и в него верят.

Этический кодекс практического психолога  образования

1. Ответственность за изменения внутреннего мира клиента

2. Критическая  оценка уровня своей квалификации.

3. Обеспечение  тайной информации.

4. Запрет  использования информации в манипулятивных  целях.

ПС в д/с - Районная ПС - Городская ПС - Облостная  ПС итд.

Принципы психологической работы

1. Признание  самоценности любого человека  его право на отличие от  других, не относящимся к его  культуре и социальным особенностям.

2. Уникальность  ситуации индивидуальный путь  и его решение.

3. «Не навреди», «во имя ребёнка»

4. Субъективное  переживание не может оцениваться  как плохое или хорошее, оно  может быть или не быть.

5. Любая проблема  имеет свои причины и принципиально  может быть решена.

Просвещение как вид психологической  практики

Псих просвещение - приобщение педагогов, родителей и детей к психол. знаниям.

Задачи психо-просвещения:

1. Знакомство  педагогов и родителей с основными  закономерностями и условиями  благоприятного псих. развития.

2. Популяризация  и разъяснение результатов новейших  псих. исследований.

3. Формирование  потребностей псих знаниях, желание  их использовать в работе с  детьми.

4. Достижение  понимания в необходимости раб.  псих в ДОУ

Формы просвещения

1. лекции, беседы, практикумы, семинары, круглые столы,  дискуссии, диспуты, дебаты.

2. Оформление  информационных стендов, выпуск  информационных брашур, листовок, памяток.

3. Организация  выставок, продажи литературы.

Возможности развивающей программы 1-го года жизни

Ранний опыт ребенка создает тот фон, который  ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Реализация  в дошкольном учреждении наиболее благоприятных  условий развития для каждого  ребенка -- основная задача детского психолога. Эта задача может быть успешно  решена только в совместной работе психолога с педагогами и родителями.

Принципиальную  роль в развитии маленького ребенка  играет не столько наличие или  отсутствие специальной программы  работы с ним или конкретное содержание такой программы, сколько позиция  взрослых -- воспитателей и особенно родителей, их постоянное стремление показывать ребенку и делать вместе с ним  то, чем они сами занимаются в  повседневной жизни, обращать его внимание на все то, что окружает нас и  мимо чего мы давно уже проходим равнодушно, привычно не замечая. Реализация такого поведения не так проста, как может показаться, ибо требует  от родителей такой же постоянной открытости миру, которая присуща  именно детям. Хорошо известно, какую  колоссальную нагрузку несет нервная  система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, и точно  такая же нагрузка (в качестве дополнения к повседневной) ложится и на его  родителей.

Понятие психологической профилактики

Психопрофилактика -- это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Уровни психологической профилактики:

1. первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.

2. вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении. Основная ее задача -- преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

Консультирование  с родителями, беседы с педагогами и с целью их обучения стратегии  преодоления трудностей.

3. третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему для специального изучения.

Необходима  коррекция данных трудностей.

Т.О. большинство  усилий психологов направленно на работу с детьми, кот. уже испытывают трудности.

В психопрофилактике  инициатива целиком и полностью  исходит от самого психолога. Можем  сказать, что здесь мы наблюдаем  самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих  знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные  условия для обучения и воспитания детей. Здесь он хозяин положения.

Психологическая работа с родителями

Концепция

Если предложить ряду педагогов или психологов поделиться своими мыслями по поводу работы с  родителями, то нередко можно услышать следующее: «Бедные психологи уговаривают  родителей правильно воспитывать  своих детей, а родители артачатся  и говорят, что они сами знают, как это делать. А многие послушают, скажут «да, да», придут домой и сделают  по-своему».

Тем психологам, которые испытывают трудности в  работе с родителями или же хотят  расширить диапазон возможных воздействий, предлагается курс, базирующийся на практических разработках автора.

Работа с  родителями в нем рассматривается  как составная часть психологической  поддержки учащихся, обеспечивающей его гармоническое развитие и  сохранение психологического здоровья, а сами родители -- как реальные люди, имеющие реальные проблемы и совершающие  воспитательные ошибки именно из-за них, а не потому что не любят своих  детей. Как помочь родителям не только любить своих детей, но и проявлять  это, не совершать ошибок из-за отсутствия психологических знаний, а всемерно содействовать развитию детей -- цель данного курса.

Исходя из данной цели, можно выделить две  основные задачи: 
1) создание вокруг ребенка общего воспитательного поля, обеспечивающего непротиворечивость воздействий взрослых (эта задача обычно реализуется через групповую работу с родителями, что и найдет свое отражение в курсе); 
2) оптимизация воздействий родителей в отношении детей, имеющих существенные нарушения здоровья (эта задача реализуется через индивидуальное консультирование родителей, что также будет представлено в материалах курса).

Концептуальной  основой курса являются положения  гуманистической психологии и разработанной  на ее основе позитивной педагогики.

Особенности психологического просвещения  детей дошкольного возраста

Псих. просвещение - приобщение педагогов, родителей и детей к психол. знаниям.

С 5- 6 лет детям  необходимо разъяснить с какими конкретными  трудностями они столкнулись  в данной ситуации, помочь разобраться  в причинах конфликта, найти способы  его разрешения.

Основные требования к дошкольникам: Доступность языка, конкретность формулировок.

Цель: Повышение психологической культуры личности.

Литература, разыгрывание ситуаций, театральные  постановки, беседы, наблюдения, эксперименты, экскурсии в школу, библиотеку и  т.д.

Психолого-педагогический консилиум  как один из перспективных методов  работы практического психолога  образования

Под «консилиумом», понимается не только общее обсуждение специалистов при анализе особенностей развития того или иного ребенка  или ситуации вокруг него, но постоянно  действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию  сопровождения ребенка.

В целом «консилиумная» деятельность психолога может проходить  в двух режимах:

~ В рамках  экспертной деятельности психолого-медико-педагогического  консилиума;

~ В рамках  специализированного сопровождения  тех детей, которые по каким-либо  параметрам выделяются в среде  детей образовательного учреждения  и поэтому нуждаются в специализированной  помощи.

Действует на основе соответствующего Положения  Министерства образования

К задачам  консилиума, решающего проблемы сопровождения  детей, следует отнести:

1. Экспертные  задачи по определению образовательного  маршрута в целом детей с  трудностями обучения, детей с  особыми образовательными потребностями  при переводе их на обучение  по другим образовательным программам.

2. Экспертная  задача по выделению детей,  более остальных нуждающихся  в дополнительной специализированной  помощи со стороны других специалистов.

3. Отслеживание  эффективности дополнительной специализированной  помощи детям и координация  взаимодействия специалистов по  ее оказанию.

Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей  компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего  воспитания и обучения, вносит собственное  понимание в целостную картину.

Ряд задач, которые  не должны входить в практику и  компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического  консилиума, но должны решаться непосредственно  педагогами с минимальным привлечением психолога.

1. Сиюминутные  проблемы обучения, которые вызывают  тревогу у педагога, но, в связи  со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума  в целом, и психолога в частности;

2. Кратковременные  проблемы поведения, связанные  с сиюминутной ситуацией в  семье, с начинающимся заболеванием  ребенка;

3. Разработку  программ воспитательных мер  в рамках учебно-воспитательного  процесса, рекомендуемых педагогу.

Деятельность  психолога в рамках консилиума можно  рассматривать как состоящую  последовательных этапов, закономерно  вытекающих один из другого.

Работа консилиума с ребенком может начинаться либо по запросу родителей (лиц их заменяющих), либо (с их согласия) по запросу педагога, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении. Такое письменное согласие родителей позволяет предупредить ряд негативных моментов, связанных с конфликтными ситуациями. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.

В настоящее  время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых  достаточно подробно и развернуто, представлены те необходимые начальные  сведения о ребенке и его семье, которые получает специалист, проводящий обследование. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в  том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное  обсуждение полученных результатов. Это  обсуждение можно рассматривать  в качестве второго этапа консилиумной деятельности.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз  его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые ему помогут. Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.

Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования