История и современное состояние психологической службы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:15, реферат

Описание

Зарождение и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребёнка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как подростки представляют окружающий мир

Работа состоит из  1 файл

История и современное состояние психологической службы образования.docx

— 46.28 Кб (Скачать документ)

История и современное состояние  психологической службы образования

Зарождение  и детской практической психологии в конце 19 - начале 20 в. было тесно  связано с педологией, наукой о  детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл одним  из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления  психики конкретного ребёнка. В  своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники целью которых было изучение различных  сторон психики молодых людей. Первоначально  эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как  подростки представляют окружающий мир. Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для  подростков, учителей, родителей. Отвечая  на вопросы, молодые люди должны были рассказать об отношениях к другим людям, о своих радостях и опасениях. Полученные ответы статистически прорабатывались, что помогало составить целостную  картину психологических способностей детей разных возрастов. Материалы  полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную  характеристику подростков, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с их собственных  позиций.

Холл был  также основателем педологии - комплексной  науки о ребёнке, в основе которой  лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребёнок является центром  исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, биологов, педагогов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к  детям. Таким образом, данная наука  как бы объединяет все отросли  знаний, связанные с исследованием  детского развития. Хотя многие положения  педологической концепции Холла  были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная  им, очень быстро завоевала популярность во всём мире и была признана почти  до середины 20 века. Популярность педологии  объяснялась главным образом  её ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами  педагогики и практической психологии. Действительно , в реальной педагогической практике учителя и воспитатели  сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование  их родителей. Именно эти задачи и  решала педология, развивая комплексный  подход к исследованию детей. Такое  комплексное, всестороннее изучение ребёнка  и выдвижение проблемы развития в  центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии. Поэтому Холл может считаться  прородителем детской практической психологии.

Пионерами педологии  были врачи и биологи, так как  в то время именно они владели  большим количеством объективных  методов. Однако со временем на первый план вышла именно психологическая  направленность. Популярность педологии  привела к развитию массового  педологического движения не только в Америке, но и в Европе, где  её инициаторами стали такие известные  учёные, как Э.Мейман, Д. Селли, В.Штерн, Э.Клапаред и др.

Работы Д. Селли «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894 -1915) способствовали проникновению  психологических идей в учебные  заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов  с детьми. Его труды имели большое  значение для практической детской  психологии и педалогии, поскольку  Селли изучал какие ассоциации и  в каком порядке проявляются  в каком процессе психического развития детей. Его исследования показали, что  первыми являются ассоциации по сходству, затем постепенно формируются образы предметов, основанные на ассоциациях  по смежности, а в конце второго  года жизни возникают ассоциации по контрасту. Данные полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном  и волевом развитии детей, которые  необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница  Селли - М. Монтессори разработала систему  упражнений, способствующих интеллектуальному  развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространённой и на сегодняшний день, стала тренировка ощущений как основных элементов  мышления, осознание и интеграция которых способствуют познавательному  развитию детей.

Клапаред  основал ассоциацию прикладной психологии и педагогический институт женили, который в дальнейшем стал Международным  центром экспериментальных исследований в области детской психологии. Именно Клапаред заложи основы самостоятельной  отросли психологической науки, детской практической психологии.

Детская практическая психология требовала определить предмет  и задачи своего исследования, а  так же методы с помощью которых  необходимо определить уровень психического развития детей.

Разрабатывалось большое количество тестов, на определения  умственны способностей.(Гинне, Кателле).

Этапы развития детской практической психологии в России

Первый этап: 1900-1907год. Зарождение детской практической психологии, появление первой теории и исследований психологического развития детей.

Организация курсов и экспериментальной лаборатории, издание первых изданий и книг по практической психологии.

Второй этап. 1908 - 1917год.Разработка методологических принципов построения детской практической психологии.

Третий этап . 1918 - 1924 год. Период становления советской детской практической психологии, ревизии старой дооктябрьской науки. Особо важную роль на этапе играет поиск новых методов обучения и воспитания, многообразие школ и детских садов.

Четвёртый этап.1925 - 1928 год. Период объединения различных групп и течений дошкольной психологии. Выработка единой концепции развития психики, направленное на изучение развития личности ребёнка. Усовершенствование работы детских садов и школ.

Пятый этап. 1929-1931 год . Период интенсивного развития детской практической психологии, в этот же период начинаются нападки на психологию связанную на изменение социальной обстановки в обществе. Разрыв между теорией и практикой увеличивается.

Шестой этап 1932-1936год. Идеалогизация науки сказывается на дальнейшем развитии детской практической психологии. В образовательной практике ликвидируется интерес к личности ребёнка.

В 1936 году был  запрет на детскую практическую психологию. В настоящее время детская  практическая психология переживает новый  этап развития. В образовательных  учреждениях введена должность  педагога-психолога.

Задачи психологической службы образования

П.С. - организационная структура опред. совместную деятельность руковод. и спец-ов, гос. муниц. органов управления образованием и образ. учрежд. в системе обрназов. ориентир. на психолог. обеспечен. образ. процесса.

П.С. являеться  необход. компонентом в системе  общего образ. создающим условие  для личностного, интеллект и  социального развития подрастающего  поколения, а также для охраны здоровья всех участников образ процесса.

Цель ПС: содействие в создании ОУ социальной ситуации развития соответствующей индивидуальности и обеспечивающей псих условия для охраны здоровья и развития личности всех участн. обр. процесса.

Задачи ПС:

1. Содействие  личностному и индивид. развитию  детей.

2. Содействие  гармонизации социально-психологич. климата.

3. Психол. обеспечение  образ. программ с целью адаптации  их содержания и способов освоения  к интеллектуальным и личностным  возможностям детей.

4. Выявление  основных. психологических проблем,  опред. причин и средств их  разрешения.

5. Профилактика  и преодоление отклонений в  развитии детей.

6. Содействие  в по внедрению в практику  образ. достижение псих науки.

Основными средствами достижения главной цели психологической  службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Подведем  итог всему сказанному.

Психологическая служба образования -- один из компонентов  целостной системы образования  страны.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного  возраста.

Основной  задачей -- содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей  на всех возрастных ступенях дошкольного  и школьного детства; основным средством -- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в  соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Психическое и психологическое  здоровье

Проблема  психического здоровья привлекала и  привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и  практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Существует  много подходов к пониманию и  решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки  и две области практики - медицинскую  и психологическую. В последние  десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в  основе которой лежит понимание  того, что любое соматическое нарушение  всегда так или иначе связано  с изменениями в психическом  состоянии становятся главной причиной заболевания, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной  организацией здравоохранения (ВОЗ). Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной  системы) признается спокойная и  доброжелательная обстановка, создаваемая  благодаря постоянному присутствию  родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся  к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое  наблюдение и обеспечивают семью  необходимыми материальными средствами. Подчеркивается, что в то же время  следует предоставлять ребенку  больше самостоятельности независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми  вне дома и обеспечивать соответствующие  условия для обучения.

Эксперты  Всемирной организации здравоохранения  на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах  убедительно показали, что нарушения  психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми  и их враждебного отношения, а  также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У большинства  детей в те или иные периоды  под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной  сферы или поведения. Например, могут  возникнуть беспричинные страхи, нарушения  сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. У некоторых детей  эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что  именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь  с окружающей обстановкой, чем в  другие возрастные периоды.

Исследования  представителями ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей  родителями, поведение которых отклоняется  от нормы, показали, что среди детей  преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения  психического здоровья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана  с неблагоприятной обстановкой  в семье и уродливым отношением родителей к детям.

Интересным  является еще один вывод экспертов  ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты  специальные усилия, чтобы социально-экономические  достижения способствовали улучшению  психосоциального развития, а не приводили  к возникновению новых проблем.

Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.

Осмысливая  содержательную суть психологической  службы, есть необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье»  имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего к отдельным психическим  процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится  к личности в целом, находится  в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Профессиональное место психолога  в ОУ

Все взрослые люди, работающие в детских садах, школах и других учреждениях образования, решают общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего  поколения. При этом каждый из них  занимает свое определенное место в  учебно-воспитательном процессе, имеет  свои конкретные задачи, цели и методы. У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации.

Информация о работе История и современное состояние психологической службы образования