Исследование особенностей самосознания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности самосознания подростков , а так же условия и факторы, влияющие на него.

Объект исследования – подростковый возраст.

Предмет исследования – особенности самосознания в подростковом возрасте.

Работа состоит из  1 файл

настя курсовая 2 курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

 Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение подростка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе и гибко и рационально; родители всегда объясняют мотивы требований в поощряют их обсуждение подростком; власть пользуется лишь в меру необходимости: в ребенке ценится как послушание, так в независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым ;не прислушивается к мнениям подростка, но не исходит только из желаний.

(полных  лет).  
 

2.2.Анализ  исследования особенностей самосознания  подростков.

     Опрос проводился в МОУ «Загорская средняя  общеобразовательная школа». В опросе принимали участие подростки в возрасте 12-13 лет, опрос был анонимным. Исследование проходило по двум методикам. Подросткам выдавалось 2 анкеты: для выявления отношения учащихся к здоровому образу жизни [приложение 4] и для выявления стратегии поведения в конфликтной ситуации [приложение 3].

     В плане отношения подростков к  здоровому образу жизни были опрошены 18 детей и получены следующие результаты: в свободное время большинство опрошенных гуляют с друзьями (около 67%), смотрят телевизор (около 38%), небольшой процент подростков занимается спортом, ходит в кино и в театр (около 10%). О табаке и алкоголе известно практически всем подросткам (99% - 17 человек), только один подросток показал, что не знает об этом. Впервые подростки узнали о существовании табака и алкоголя от  друзей (5 человек), от родителей (4 человека), из средств массовой информации (5 человек) и из других источников (3 человека). Все 17 человек, знакомые с понятиями о табаке и алкоголе, отмечают их негативное влияние на здоровье человека. Также 17 человек знают, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению другим последствиям, вредным для здоровья, лишь 1 опрошенный этого не знает. Из 18 опрошенных подростков 15 считают, что когда вырастут, вполне смогут  обходиться без употребления вредных веществ (табака, алкоголя), 3 человека – не знают.

     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях К.Томас  считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

     1.Соревнование (конкуренция) как стремление  добиться своих интересов в  ущерб другому.

     2.Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

     3.Компромисс  – нахождение путей, устраивающих  обе стороны.

     4.Избегание,  для которого характерно как  отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции  к достижению собственных целей.

     5.Сотрудничество, когда участники ситуации приходят  к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон.

     В плане выявления стратегии поведения  в конфликтной ситуации было опрошено 12 подростков и были получены следующие  результаты: соперничество как стратеги. Поведения в конфликте выбирают 4 подростка, компромисс – тоже 4, сотрудничество – 2, избегание – 1, приспособление – 1. 
 
 
 

     Заключение.

     Самосознание  является одним из ведущих элементов  психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка).

     Личность  – это конкретный человек, как  носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростка.

     Известно, что в подростковом и юношеском  возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.

     Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

     В переходном возрасте люди чаще, чем  когда бы то ни было становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомации (страх или бред физического недостатка). Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период : примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Поэтому очень важно в общении с подросток учитывать особенности его самосознания. 
 
 
 

Информация о работе Исследование особенностей самосознания подростков